Начало боевой деятельности

 

К началу войны с Японией флот США располагал уже семью больши­ми авианосцами (не считая переде­ланного в авиатранспорт «Лэнгли»), из которых всего три находились на тихоокеанском театре: «Лексингтон» (командир — капитан 1 ранга Ф.Шерман) вместе с «Энтерпрайзом» ба­зировались на Перл-Харбор, а «Саратога» (капитан 1 ранга А.Дуглас) находилась в Сан-Диего. Во время японской атаки Перл-Харбора 7 де­кабря 1941 года авианосцы под удар не попали. «Леке» 5 декабря был послан на атолл Мидуэй с дюжиной бомбардировщиков SB2U корпуса морской пехоты, а «Энтерпрайз» ушел неделей раньше с истребите­лями на атолл Уэйк. Когда первая волна японских самолетов уже бом­била корабли и береговые сооруже­ния в Перл-Харборе, соединение «Лексингтона» (флаг контр-адмира­ла Дж. Ньютона) находилось в 230 милях к востоку от цели назначения. Получив приказ срочно возвращать­ся, «Леке» на обратном пути принял участие в охоте за японскими под­водными лодками в районе Гавай­ских островов. Хотя самолетам «Энтерпрайза» и удалось 10 декабря потопить одну из них — «I-70», про­тиволодочное патрулирование было для авианосцев, пожалуй, самым рискованным делом.

Только вечером 11 декабря, ког­да стало ясно, что японское авианос­ное соединение вице-адмирала Нагумо ушло в метрополию, авианос­цам разрешили войти в Перл-Хар­бор. 15-го к ним присоединилась «Саратога» (флаг контр-адмирала О.Фитча), потратившая на переход из Сан-Диего 7 суток из-за бесконеч­ного противолодочного маневриро­вания. Пополнив запасы топлива, она спустя 26 часов вышла на первое боевое задание — доставку 18 истре­бителей «Буффало» на атолл Уэйк (2000 миль к западу от Перл-Харбо­ра), который подвергался атакам японских сил вторжения. Вышедшее в море 14 декабря соединение TF11 во главе с «Лексом» (в охранении 3 тяжелых крейсера и 5 эсминцев, флаг контр-адмирала У.Брауна) уда­ром по атоллу Джалиут (Маршалловы о-ва) должно было отвлечь вни­мание противника.

Пока оперативное соединение TF14 с «Саратогой» (флаг контр-ад­мирала Ф.Флетчера) шло со скорос­тью своего самого тихоходного транспорта (12,75 уз.), проводя до­заправку в море, с севера к Уэйку на полном ходу приближалась японская 2-я дивизия авианосцев («Хирю» и «Сорю»). Японские самолеты нане­сли удар по атоллу, когда соедине­ние TF14 было еще в 700 милях от него. В это время соединению TF11 после уточнения разведданных об отсутствии базы противника на Джалиуте приказали идти на соединение с «Саратогой».

Гарнизон Уэйка, так и не дождав­шись помощи, капитулировал 23 де­кабря, и обоим соединениям при­шлось возвращаться в Перл-Харбор. Имевшая шансы на успех операция провалилась из-за недостатка ин­формации и неверной оценки обста­новки. На борту «Лекса» и «Сары», в первый и последний раз действовав­ших вместе, находилось 72 пикиров­щика, 39 торпедоносцев и 37 истре­бителей (правда, 27 из них были ус­таревшие «буффало»). А уже потре­панные над Перл-Харбором авиа­группы «Хирю» и «Сорю» имели все­го 108 самолетов.

Когда на театр прибыл четвертый авианосец «Йорктаун», контр-адми­рал Флетчер перенес флаг на него, a TF14 стал командовать вице-адми­рал Х.Лири. В это время все уста­ревшие истребители заменили новы­ми «уайлдкэтами» F4F-3, количест­во которых на каждом авианосце довели до 20. Понимая, что после катастрофы в Перл-Харборе Тихо­океанский флот США безнадежно ус­тупает японскому и ни о каком гене­ральном сражении для завоевания господства на море не может быть и речи, новый главнокомандующий адмирал Честер У.Нимиц разработал так называемую тактику «кусай и беги». В соответствии с ней четыре оперативных соединения во главе с авианосцами должны были наносить внезапные удары самолетами по ба­зам и местам высадки десантов про­тивника с быстрым последующим отходом. «Саре» не довелось при­нять участия ни в одном из таких рей­дов. 11 января, находясь в патрули­ровании к юго-западу от атолла Оаху, она была торпедирована подлодкой «I-6». Торпеда попала в кормовую часть левого борта, вызвав затопле­ние трех КО и гибель 6 моряков. От удара произошел разрыв цепей меж­ду турбогенераторами и электродви­гателями, и, пока неисправность уст­раняли, корабль представлял собой неподвижную мишень. К счастью, японская субмарина, опасаясь ко­раблей охранения, отказалась от по­вторной атаки, очевидно не сумев оценить результаты первого залпа. Поврежденный авианосец сумел пройти 560 миль до Перл-Харбора, откуда после предварительного ре­монта ушел на верфь ВМФ в Бремер­тон, штат Вашингтон. Там корабль основательно модернизировали — расширили полетную палубу в носу, установили були, 203-мм орудия за­менили на 127-мм, добавили зенит­ные автоматы. Эскадрильи «Саратоги» перелетели на береговую базу авиации Канеохе в Перл-Харборе, составив резерв для остальных авиа­носцев. Вместо вышедшей из строя «Саратоги» пришлось перебросить на Тихий океан еще, один ударный авианосец — «Хорнет».

Тем временем соединение «Лек­сингтона» TF11 (контр-адмирал У.Браун) приняло участие в операци­ях против островов Гильберта и Маршалловых, обеспечивая дальнее при­крытие двух других соединений. За­тем оно прикрывало конвой от Па­намского канала на Фиджи, после чего проследовало к о.Новая Брита­ния для атаки японской базы Рабаул, на которой базировались 4-я япон­ская авиагруппа (36 торпедоносцев-бомбардировщиков G4M «Бетти» и 36 истребителей А6М «Зеро») и эс­кадрилья «Иокогама» (18 летающих лодок Н6К «Мэйвис»).

Утром 20 февраля над соедине­нием показались две летающие лод­ки из Рабаула. Хотя истребители "Лекса» сумели их сбить, японцы узнали о приближении противника. Поднимать самолеты было рано— цель находилась на 150 миль даль­ше радиуса действия устаревших «дэвастейторов». Еще на что-то на­деясь, американцы продолжали сближение. Вскоре после полудня радар «Лексингтона» обнаружил в 85 милях японские самолеты —это 18 «бетти» в двух группах вышли в ата­ку на авианосец без истребительно­го прикрытия.

Первый бой показал недостаточ­но четкую организацию противовоз­душной обороны (ПВО) американ­ского соединения. Зенитный огонь представлял угрозу больше для сво­их истребителей патруля, чем для атакующих самолетов. И только ис­ключительная уязвимость «бетти», за свою «легковоспламеняемость» по­лучивших у летчиков США прозвище «ронсон» (по названию известной фирмы, выпускавшей зажигалки), позволила американцам достичь вы­сокого результата: 16 сбитых торпе­доносцев за два «уайлдкэта». Отли­чился лейтенант эскадрильи VF-2 Э.О'Харе, с удивительной легкостью сбивший один за другим пять само­летов. В корабли попаданий не было, но атаку из-за потери внезапности пришлось отменить. После доза­правки «Лексингтон» ушел в Корал­ловое море.

6 марта у о.Нумеа «Леке» соеди­нился с «Йорктауном». Чтобы облег­чить положение союзников на о.Ява, американцы решили нанести новый удар по Рабаулу — на этот раз впе­рвые силами двух авианосцев. Но вскоре после выхода соединения TF11 (2 авианосца в сопровождении 8 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев, флаг вице-адмирала У.Брауна на «Йорктауне») в море удар перенаце­лили на место высадки японских де­сантов в портах Лаэ и Саламауа (се­вер Новой Гвинеи).

Чтобы снова не попасть под атаку базовой авиации, взлет решили про­извести на пределе радиуса дейст­вия торпедоносцев, что требовало от штурманов исключительной внима­тельности. Всего в воздух 10 марта поднялось 103 самолета (с «Лекса» 30 SBD-2, 8 F4F-3, 13 TBD-1), для патруля ПВО осталось 24 истреби­теля, а для противолодочного патру­ля — 9 бомбардировщиков SBD. Бе­реговые цели атаковали бомбами без особого успеха, гораздо боль­ший урон японским войскам нанесли истребители, уничтожившие еще и два гидросамолета типа E8N — един­ственные самолеты противника в этом районе. На многочисленные корабли сил вторжения обрушили удар торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики, сумевшие пото­пить вспомогательный крейсер «Конго-Мару», 6000-тонный транспорт и большой тральщик. Погиб при этом только один пикировщик с «Лексинг­тона».

Этот бой, ставший для флота США первым случаем использования большого числа самолетов по мор­ским целям, выявил ряд серьезных недостатков в материальной части и подготовке личного состава. Так, из 13 выпущенных торпед восемь зато­нули сразу после сброса, а пять, хотя и пошли правильным курсом, цели так и не достигли — сказались нена­дежные гироскопы и приборы глуби­ны. На «донтлессах» при пикирова­нии с большой высоты из-за резко­го перепада температуры запотева­ли оптические прицелы и фонари кабин, не давая возможности экипа­жам видеть цель или атакующий ис­требитель противника.

Эта атака ничуть не задержала вы­садку японцев, которые вскоре пере­бросили на базу Лаэ 24 «зеро» и бло­кировали попытку ее повторения. «Лексингтон» после 54-суточного плавания прибыл в Перл-Харбор, по­кинув Коралловое море только за­тем, чтобы через два месяца вер­нуться и остаться там навсегда.