«Саратога» в действии

 

Когда американское командова­ние начало готовить свои авианос­ные силы для отражения ожидаемой атаки японцев у атолла Мидуэй, на «Саратоге» все еще заканчивали ре­монт в Бремертоне. Несмотря на все принятые меры по ускорению ее вво­да в строй, «Сара» смогла выйти в море только за день до битвы, при­быв в Перл-Харбор, когда сражение шло к своему завершению. Зато авиагруппе «Саратоги», с января на­ходившейся на базе Канеохе в Перл-Харборе, повезло больше. Вернув­шийся после битвы в Коралловом море поврежденный «Йорктаун» ост­ро нуждался в пополнении своих эс­кадрилий. Пока авианосец срочно ремонтировали, командование ре­шало вопрос об укомплектовании его самолетами и экипажами. Опыт боев показал, что в атаках на японские соединения важную роль играет не столько мастерство отдельных пило­тов, сколько их слетанность и взаи­мопонимание. К тому же нужно было дать отдых летчикам, выдержавшим тяжелые бои в Коралловом море. Поэтому решили перевести на «Йор­ктаун» в полном составе три эскад­рильи с «Саратоги»: бомбардировоч­ную VB-3 капитана 3 ранга М.Лесли, торпедоносную VT-3 капитана 3 ран­га Л.Месси и истребительную VF-3 капитана 3 ранга Дж.Тэча. За про­шедшие пять месяцев вынужденно­го бездействия только «Донтлессы» из VB-3 выходили в море — на корот­кое время они подменили бомбарди­ровщики «Энтерпрайза» при обеспе­чении налета самолетов В-25 пол­ковника Дулиттла на Токио. По-раз­ному сложилась судьба самолетов авиагруппы CVG-3 в сражении с главными авианосными силами япон­цев у атолла Мидуэй 4—5 июня. Де­сять из 12 «дэвастейторов» эскадри­льи VT-3 погибли в самоотверженной атаке на соединение адмирала Нагумо, так и не добившись попаданий. Зато отличились 17 «донтлессов» капитана 3 ранга Лесли. Несмотря на то, что еще на подходе к цели 4 ма­шины из-за неисправности новых электроконтакторов взвода потеря­ли свои бомбы, остальные смогли уничтожить авианосец «Сорю», ата­ковать линкор и эсминец без единой потери со своей стороны. Правда, вернуться на свой новый авианосец им не удалось. Ответными ударами японцы повредили «Йорктаун», кото­рый пришлось оставить. Все «Донтлессы», кроме самолета комэска, совершившего вынужденную посад­ку у борта крейсера «Астория», сели на «Энтерпрайз» и «Хорнет». Четыр­надцать из них, поднявшись уже с палубы «Энтерпрайза», 5 июня при­няли участие в потоплении послед­него из четырех авианосцев Нагумо — «Хирю». Вот так убедительно самолеты «Саратоги» спустя полго­да взяли реванш у 2-й дивизии япон­ских авианосцев за несостоявшую­ся встречу у атолла Уэйк. Более того, дорвавшись до дела, «Донтлессы» с «Леди Сары» на следующий день внесли свою лепту в атаки на тяже­лые крейсера «Микума» и «Могами», которые ночью столкнулись друг с другом и поэтому не смогли вовре­мя скрыться от вездесущих амери­канских пикировщиков. В результа­те трех налетов «Микума» погиб, а его серьезно поврежденный пятью прямыми попаданиями систершип с трудом добрался до базы.

8 июня «Саратога» (флаг контр-адмирала О.Фитча, командир капи­тан 1 ранга В.Де Рамсей) в 300 ми­лях от Оаху встретила возвращав­шиеся с победой авианосцы контр-адмирала Р.Спрюэнса и передала на «Энтерпрайз» и «Хорнет» 34 само­лета, чтобы отчасти компенсировать потерю их 64. После возвращения в Перл-Харбор авианосцы в течение трех недель занимались переформи­рованием своих эскадрилий и тре­нировками летного состава нового пополнения. «Сара» в составе TF11 выходила в море для переброски на Мидуэй дополнительных самолетов.

7 июля она вышла из Перл-Харбора, чтобы принять участие в под­готовке к первой широкомасштабной операции — вторжению на о.Гуадалканал. Спустя два дня за ней после­довал «Энтерпрайз», а «Хорнет» ос­тался в районе Гавайских островов, чтобы прикрывать Мидуэй от воз­можной атаки оставшихся японских авианосцев, в первую очередь от «Сёкаку» и «Дзуйкаку». 26 июля силы прикрытия, сведенные в соединение TF61, куда вошли «Сара» под фла­гом вице-адмирала Флетчера, «Эн­терпрайз» (контр-адмирал Т.Кинкейд) и недавно прибывший из Атлантики «Уосп» (контр-адмирал Л.Нойз), встретились с силами втор­жения в 400 милях от островов Фид­жи и взяли курс на Соломоновы ост­рова.

Операция «Уотчтауэр» началась 7 августа. Истребители и пикиров­щики «Саратоги» действовали по бе­реговым позициям и недостроенно­му аэродрому японцев на о.Гуадалканал, а новые торпедоносцы-бом­бардировщики «Эвенджер» произво­дили разведку, на обратном пути ата­ковав цели на о.Флорида. После ги­бели у Мидуэя почти всех самоле­тов эскадрильи VT-3 «эвенджеры» составили в авиагруппе CVG-3 эс­кадрилью VT-8. При отражении атак японской авиации из Рабаула истре­бители «Сары» сбили 2 «бетти», 10 «вэлов», повредили еще 4 самоле­та, из них 2 «зеро», сами потеряв 5 машин сбитыми и 2 поврежденными.

После закрепления десанта на бе­регу вечером 8 августа авианосцы отошли, чтобы, не подвергаясь рис­ку атак береговой авиации, дождать­ся прихода японских кораблей, ко­торые теперь стали их главной це­лью. Противник не заставил себя долго ждать, и 16 августа из Внутреннего моря для обеспечения пере­броски войск на о.Гуадалканал вы­шли мощные силы японского Соеди­ненного флота: авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку» и «Рюдзё» (74 «зеро», 52 «кейта», 53 бомбардировщика «Вэл» и «Джуди»), 3 линкора, 9 тяжелых крейсеров (в Рабауле имелось еще 4), гидроавиатранспорт «Читосе» (22 гидросамолета типов Е13А1 и F1М2), большое количество эсмин­цев и других кораблей.

В районе Соломоновых островов находилось три американских соеди­нения во главе с авианосцами: TF11 («Саратога»), TF16 («Энтерпрайз») и TF18 («Уосп»). Любые два по числу самолетов превосходили силы про­тивника, но японцы имели значитель­ное преимущество в дальности дей­ствия своих ударных групп (на 100 миль) и располагали еще десятью гидросамолетами с тяжелых крейсе­ров «Тоне» и «Тикума», пилоты кото­рых были признанными асами раз­ведки, прошедшими с авианосным соединением Нагумо весь его путь от Перл-Харбора до Мидуэя. В таких условиях даже самолеты с «Читосе» японцы могли использовать в каче­стве ударных.

В 10.40 23 августа разведыватель­ная «каталина» обнаружила в 300 ми­лях к северу от Гуадалканала япон­ские транспорты. Спустя три часа транспорты повернули на обратный курс, но сообще­ние об этом достигло Флетчера слишком поздно. В 15.10 ударная группа «Саратоги» из 31 SBD-3 с 454-кг бомбами и 6 TBF-1 с торпе­дами вылетела для атаки противника. Один «эвенджер» из-за неполадок в мо­торе вернулся на авианосец, но остальные, бесцельно по­тратив время и топливо на поиски японцев, вечером были вынуждены сесть на аэродром Хендерсон Филд на о.Гуадалканал. Положе­ние Флетчера стало неза­видным. Ему пришлось от­править 18-е оперативное соединение на заправку топливом, и до 10.00 24 ав­густа — самого оптимистич­ного срока возвращения самолетов на «Саратогу» с Гуадалканала — он лишился почти половины своей удар­ной авиагруппы. На двух авианосцах осталось 72 ис­требителя F4F-3, 41 бомбар­дировщик SBD-3, 25 торпе­доносцев TBF-1.

Утром 24 августа авиа­разведка обнаружила «Рюдзе» и тяжелый крейсер «Тоне». Дождавшись воз­вращения своих самолетов с острова и разведки, в 14.15 «Са­ратога» подняла в воздух 30 SBD и 8 TBF для атаки «Рюдзё», самолеты ко­торого уже бомбили аэродром Хен­дерсон Филд. В полете группу «Саратоги» пытались перенацелить на обнаруженные «Сёкаку» и «Дзуйка­ку», но ведущий не смог найти цель. В 16.20 22 SBD и 5 TBF начали атаку «Рюдзё», а 7 SBD и 2 TBF отдели­лись для атаки «Тоне» (два самоле­та вернулись из-за неполадок в мо­торах). Первые 15 пикировщиков не добились прямых попаданий — толь­ко 8 близких разрывов. Поэтому ве­дущий авиагруппы капитан 2 ранга Фелт приказал прервать заход на крейсер и всем атаковать авианосец. За его самолетом, добившимся пер­вого попадания, последовали 13 «донтлессов», положивших на палубу «Рюдзё» еще три бомбы и несколь­ко у самого борта. Поднявшиеся над целью клубы дыма затруднили атаку торпедоносцам, но и те добились по­падания одной торпедой. Жестоко поврежденный «Рюдзё» сразу после атаки, в которой не был сбит ни один самолет, был оставлен экипажем и затонул спустя шесть часов с боль­шим креном на правый борт и диф­ферентом на корму, Возвращавшие­ся после атаки SBD с «Саратоги» сбили шесть «вэлов» из числа само­летов, успешно отбомбившихся по «Энтерпрайзу». С учетом сбитых ут­ром разведчиков самолеты «Сары» уничтожили в тот день девять машин противника без потерь со своей сто­роны.

Вечером, приняв на свою палубу и самолеты поврежденного «Энтерпрайза» (один оригинал из VT-3 на «эвенджере» попытался ночью все-таки сесть на его развороченную па­лубу и, естественно, разбился), «Са­ратога» сумела выпустить еще 2 SBD и 5 TBF, которые уже в сумерках ата­ковали соответственно «Читосе» (се­рьезные повреждения от бомб, крен в 30 градусов) и крейсера (без по­паданий). Этими атаками закончи­лась так называемая битва у Восточ­ных Соломоновых островов. Потери американцев составили 17 самоле­тов (7 сбито, 7 разбилось при вынуж­денных посадках и 3 сброшены за борт с «Саратоги» как не подлежа­щие ремонту) и экипажи двух торпе­доносцев — мизерная цена за потоп­ленный авианосец и 70 уничтожен­ных с большинством экипажей япон­ских самолетов.

После ухода «Энтерпрайза» на ре­монт «Саратога» и «Уосп» остались в этом же районе для прикрытия кон­воев на о.Гуадалканал с воздуха. Но большую угрозу представляли под­водные лодки. Самолеты авианос­цев, вынужденных находиться в ма­невренном мешке размером всего 170x70 миль, еже­дневно загоняли под воду японские субмарины, кото­рые наводились летающими лодками Н6К.

На рассвете 31 августа в 250 милях к юго-востоку от Гуадалканала «Саратога», идущая со своим охранени­ем противолодочным зигза­гом на скорости всего 13 узлов (в связи с тем, что со­провождавшим ее эсминцам нужно было экономить топ­ливо), получила торпеду с японской подлодки «I-26». Лодку обнаружили за 4 часа до атаки на дистанции 30 миль, но приняли за неболь­шой надводный корабль, не представлявший никакой опасности. Торпеда попала в кормовую часть буля пра­вого борта, затопив одно КО полностью и одно частично. Жертв не было, только 12 матросов получили ранения. Спустя две минуты «Сара» увеличила скорость, чтобы избежать попаданий других торпед, но через пять минут из-за прогрессирующего за­топления произошло корот­кое замыкание в цепи турбоэлектрического привода, и корабль лишился хода.

Первоначальный крен в 4 градуса ис­правили в течение двух часов, ко­рабль даже смог дать ход 6 узлов, но всего в 10 милях от места атаки снова остановился. «Сару» взял на буксир крейсер «Миннеаполис», а 21 ее бомбардировщик и 9 торпедонос­цев перелетели на аэродром о.Ну­меа. Находившиеся в воздухе само­леты сели на подошедший «Хорнет». Буксировка продолжалась до 16.37, после чего, спустя 9 часов с момен­та атаки, «Саратога» смогла дать 12-узловый ход. 6 сентября после 62-суточного пребывания в море она пришла на базу атолла Тонгатабу. Здесь контрзатоплением ей прида­ли крен 9,5 градуса на левый борт, чтобы водолазы смогли осмотреть пробоину. Затем авианосец ушел в Перл-Харбор на ремонт, продолжав­шийся до конца ноября (замена 28-мм автоматов на 40-мм, дополнительные 20-мм «эрликоны»).

Когда «Саратога» вернулась в строй, кроме нее на Тихом океане у американцев уцелел толь­ко «Энтерпрайз» («Уосп» и «Хорнет» погибли). Во главе с ними были орга­низованы оперативные соединения TF16 контр-адмирала Де Рамсея («Сара», крейсер ПВО и 4 эсминца) и TF11 контр-адмирала Ф.Шермана. Еще одно соединение - ТР18 образова­ли вокруг двух новых эс­кортных авианосцев «Ченанго» и «Сьювани». Соединение TF16 приня­ло участие в последних операциях на Гуадалканале. Действуя к югу от острова, 23 января 1943 года «Саратога» подня­ла ударную группу из 24 «донтлессов», 17 «эвенджеров» и 18 «Уайлдкэтов», которая после промежуточной посадки на Хендерсон Филд на следующий день пере­пахала 23 тоннами бомб японский аэродром на о.Вила.

Конец января озна­меновался ожесточен­ными ночными атаками базовых торпедоносцев на амери­канские соединения, и истребители «Саратоги» получили первые навы­ки ночного патрулирования. Импера­торский флот готовился к эвакуации японских войск с Гуадалканала, поэ­тому любым путем стремился осла­бить морские силы противника. Аме­риканское командование опасалось, что японцы сумеют отремонтировать поврежденные в осенних боях авиа­носцы, пополнить их разбитые авиа­группы и привлечь к последней опе­рации у Соломоновых островов в ко­личестве не менее пяти единиц (2 ударных и 3 легких). В этом случае «Энтерпрайзу» и «Саратоге» при­шлось бы очень тяжело. Эскортные авианосцы были слишком тихоход­ны (19 узлов) для совместных дей­ствий, а их общая авиагруппа из 29 истребителей и 32 ударных самоле­тов имела бы ценность, если бы взлетала с одной полетной палубы. А так ее едва хватало для самообо­роны. Как же резко изменились так­тические взгляды по сравнению с 20-ми годами, когда считалось, что два малых авианосца лучше одного боль­шого! Но японцам из-за нехватки летчиков не удалось ввести в строй «Сёкаку» и «Дзуйкаку», а использо­вать одни легкие авианосцы они не рискнули, обеспечив эвакуацию только легкими силами и базовой авиацией.

Весь февраль «Саратога» и «Энтерпрайз» оставались в южной час­ти Тихого океана, а затем последний ушел на длительный ремонт. «Сара» же начала подготовку к новым опе­рациям, в ходе которых планирова­лось освободить от японцев острова в центральной части океана. Учиты­вая нехватку быстроходных авианос­цев, американское командование по­просило их «взаймы» у англичан, пока не вступят в строй новые кораб­ли типа «Эссекс». Союзники пошли навстречу, и в феврале 1943 года че­рез Панамский канал на Тихий океан перешел «Викториес» — авианосец с бронированной полетной палубой, прошедший ремонт и оснащение на верфи флота США в Норфолке. Пол­ностью перевооружить «англичани­на» на «Донтлессы» и «эвенджеры» оказалось невозможным: первые, не имея складывающихся крыльев, не умещались на подъемниках «Викториеса», а вторые были слишком тя­желыми для английских тросовых аэрофинишеров. Поэтому «Виктори­ес» нес три истребительные эскад­рильи (по 12 F4F-4 в каждой) и толь­ко одну ударную из 15 «эвенджеров». Весь переход до Перл-Харбора и за­тем еще два месяца на корабле ин­тенсивно проводились тренировки пилотов и техников. В апреле 1943 года один из «эвенджеров» все-таки разбился при посадке, и авианосец пришлось около месяца ремонти­ровать на верфи.

Только 8 мая «Вик­ториес» наконец-то смог выйти из Перл-Харбора, подготовлен­ный для участия в авиа­носных операциях в со­ответствии с американ­скими требованиями. Спустя 9 суток он при­был в базу Нумеа, где был включен в состав TF14, куда входила и «Саратога» (капитан 1 ранга Дж.Кассади). Во время перехода соеди­нения в Коралловое море и затем в течение месяца оба авианосца проводили совместные учения. В результате выяснилось, что лучше всего «Викториес» под­ходит для роли «истре­бительного авианосца», а все ударные самолеты — 72 «донтлесса» и «эвенджера» приняла «Саратога», на которой для ПВО осталось только 12 «Уайлдкэтов».

Оба авианосца с 27 июня по 25 июля приняли участие в операции «Тоунзйл» — высадке на о.Новая Джорджия. Их оперативная группа TG36.3, куда также входили два но­вых линкора типа «Индиана», обес­печивала дальнее прикрытие сил вторжения. На этот раз ни одного корабля или самолета противника встречено не было. Тяжелые япон­ские корабли были явно не располо­жены к активным действиям. Поэто­му 31 июля «Викториес» ушел через Гавайи, Сан-Диего и Панамский ка­нал в метрополию, передав пять из своих «эвенджеров» на «Саратогу». где они составили резерв.

Следующий всплеск активности «Саратоги» пришелся на осень. 1—2 ноября в рамках обеспечения опера­ции по захвату о.Бугенвиль опера­тивное соединение TF38 контр-адми­рала Ф.Шермана, куда входили «Са­ратога», новый легкий авианосец «Принстон», два крейсера ПВО и 10 эсминцев, проводило налеты на бли­жайшие японские аэродромы на ост­ровах Бука и Буна.

Очевидно, самой удачной опера­цией «Леди Сары» стали налеты 5 и 11 ноября на Рабаул, куда японцы, пытаясь задержать продвижение американцев, стянули мощные крей­серские силы. Хотя соединение «Са­ратоги» уже задействовали в сле­дующей операции «Гальваник», про­водимой силами 5-го флота вице-адмирала Р.Спрюэнса, формально оно еще подчинялось командующе­му 3-м флотом адмиралу У.Холси, который и решил напоследок его использовать. В первом налете уча­ствовали 33 новых истребителя F6F-3 «Хеллкэт», 22 пикировщика послед­ней версии SBD-5, 16 торпедонос­цев TBF-1 «Эвенджер» и еще 19 «хеллкэтов» и 7 «эвенджеров» с «Принстона». Хотя ни один из стоявших на якоре японских кораблей по­топить не удалось, удар по силам вторжения был полностью париро­ван: поврежденные тяжелые крейсе­ра, кто в тот же день, а кто позже, ушли в Трук. «Атаго» от близких раз­рывов трех 227-кг бомб потерял 22 человека убитыми, 64 ранеными и принял много воды. На «Такао» пря­мым попаданием бомбы повредило две башни главного калибра и уби­ло 23 человека, а на «Майя» прямое попадание вызвало сильнейший по­жар, с которым пришлось бороться несколько дней (убитых— 17, ране­ных — 60). Серьезные повреждения получил «Могами» (прямое попада­ние бомбы, повреждены две башни, затоплены погреба, пожары), по­вреждены легкие крейсера «Агано» и «Носиро», а также эсминец «Фудэинами» (невзорвавшейся торпе­дой). При отражении атаки японцы сбили 5 «хеллкэтов» и 5 «донтлессов». Второй удар смогли нанести только 11 ноября, что дало возмож­ность поврежденным кораблям ус­кользнуть из Рабаула. Результаты, на которые повлияла и плохая погода, оказались скромнее: поврежден лег­кий крейсер и 4 эсминца. Но в тот же день Рабаул атаковало и другое авианосное соединение, добившее­ся попаданий в японские корабли.

При подготовке к новой широко­масштабной операции «Гальваник» по захвату островов Гильберта флот США уже располагал достаточным количеством новых быстроходных авианосцев, но огромный боевой опыт «Саратоги» не позволил коман­дованию пренебречь ее услугами. В составе быстроходного авианосного соединения TF50 «Саратога» своей допотопной надстройкой и огромной трубой выделялась, по выражению известного историка С.Э.Морисона, как «парусный линкор XIX в. среди первых броненосцев». Корабли опе­ративного соединения TF38 образо­вали вспомогательную авианосную группу TG50.4 под командованием контр-адмирала Ф.Шермана, в зада­чи которой входило нанесение уда­ров по японским базам на атолле Науру и воздушное прикрытие кон­воев на атоллы Макин и Тарава.

После этой операции «Сара» про­шла текущий ремонт на верфи «Хантерэ Пойнт», а после него с 29 янва­ря по 4 марта 1944 года приняла участие в операции «Катчпоул» по захвату Маршалловых островов, вместе с «Принстоном» и новым авианосцем «Лэнгли» обеспечивая удары по базам и воздушное прикры­тие высадки десанта на атолл Эниветок 17 февраля.

С марта по май «Саратога» отда­вала долг за «Викториес», входя в состав английского флота в Индий­ском океане- Она действовала в со­ставе соединения, включавшего авианосец «Илластриес», линкоры «Вэлиент», «Куин Элизабет», «Ринаун», французский «Ришелье» и дру­гие британские, голландские и ав­стралийские корабли. 19 апреля авиация «Саратоги» (11 TBF-1, 18 SBD-5 и 22 F6F-3) вместе с самоле­тами «Илластриеса» нанесли удар по японской базе на о.Сабанг и, унич­тожив два небольших транспорта, 24 самолета на земле и нефтехранили­ща, надолго вывели порт из строя. Потеряли всего один «хеллкэт», пи­лота с которого подобрала подлод­ка. Ответный налет торпедоносцев «Бетти» «хеллкэты» отразили, сбив трех из них без потерь со своей сто­роны.

После возвращения в Тринкомали «Саратогу» пришлось отозвать на ремонт в США, но ее переход на вос­ток решили совместить с ударом по стратегическим запасам авиабензи­на в Сурабайе (о.Ява). 19 мая вмес­те с «барракудами» и «корсарами» «Илластриеса» 45 ее «эвенджеров», «донтлессов» и 20 «хеллкэтов» на­несли два удара: по складам, по верфям и гавани порта. Внезапность сно­ва была полной, хотя из кораблей по­топить удалось только небольшой транспорт. После этого «Сара» с тре­мя своими эсминцами вернулась в Перл-Харбор. Оттуда она ушла в Бре­мертон, где в июне — сентябре прохо­дила ремонт и переделку в авианосец для ночных операций {кроме прочего оборудования, установлены две гид­равлические катапульты). Затем до декабря на ней проходили подготовку ночные летчики.

Когда началась высадка десанта на о.Иводзима, «Сара» снова встала в строй, войдя вместе с «Энтерпрайзом» в оперативную группу TG58.5 уже ставшего знаменитым соединения TF58 вице-адмирала Марка Митшера. Командовал кораблем капитан 1 ранга Л.Мебус. Оба авианосца 10 февра­ля в составе соединения вышли из Улити, 16-го их самолеты бомбили район Токио, а 17-го принимали учас­тие в налете на Иокогаму. Затем обо­их ветеранов выделили для непосред­ственной поддержки десанта на Иводзиму. 21 февраля 1945 года «Саратогу», обеспечивавшую воздушное при­крытие десанта отдельно от своей группы и имевшую в охранении всего три эсминца, атаковали камикадзе. В 16.59 был открыт огонь по вывалив­шимся из облаков шести японским самолетам. Первые два, уже будучи сбитыми, упали в воду у самого бор­та, а их бомбы взорвались внутри ко­рабля. Бомба с третьего самолета по­пала в якорный шпиль, разрушив по­рядочный кусок полетной палубы в носу, где на катапультах стояли гото­вые к старту два очередных истреби­теля. Четвертый самолет сбили на без­опасном расстоянии, но пятый врезал­ся в левую катапульту, а шестой, весь объятый пламенем, ударил в кран пе­ред надстройкой, причем обломок это­го самолета упал в артиллерийскую галерею № 1. Все это произошло в течение трех минут с 17.00 по 17.03. Начались сильные пожары, скорость корабля снизилась до 25 узлов.

К 18 часам пожары в ангарной па­лубе, а через 12 минут в бортовых тан­ках удалось погасить, 12-метровую подводную пробоину с правого борта в корме прикрыли пластырем. Прием самолетов прекратили, пока с палубы не сбросили горящие машины. Но в 18.46 налетели еще пять камикадзе. Четыре из них удалось сбить доста­точно далеко от корабля, однако пя­тый сбросил бомбу, взорвавшуюся на полетной палубе (отверстие диамет­ром 7,6 м), а сам упал за борт. Тем не менее раненная в семи местах «Сара» с 20.15 снова начала принимать свои самолеты на кормовую часть палубы, но для их запуска приходилось идти задним ходом, поскольку взлетать они могли теперь только с кормы. Трид­цать шесть самолетов сгорели или были сброшены за борт, еще шесть сели на воду и утонули, 123 члена эки­пажа были убиты и пропали без вес­ти, 192 — ранены. То, насколько слож­ным выглядело положение «Саратоги» со стороны и насколько ее экипажу удалось быстро справиться с повреж­дениями, хорошо характеризует опи­санный С.Морисоном эпизод. Моло­дой пилот с одного из конвойных авиа­носцев, по ошибке посадивший свой самолет на палубу «Леди Сары», ска­зал подошедшему матросу палубной команды: «Здорово! Я очень рад, что сел к вам, а не на «Саратогу». Там — сущий ад». На что получил спокойный ответ: «Получше посмотри вокруг себя, браток. Ад —здесь!» По прика­зу адмирала Р.Спрюэнса «Саратога» ушла на Эниветок, а затем на Запад­ное побережье США. В ходе ремонта на верфи ВМФ Пьюджет Саунд, Бре­мертон, с марта по май 1945 года «Са­ратога» получила новый увеличенный носовой подъемник, что позволило ей проводить обучение летчиков на но­вейших самолетах. После победы в войне корабль срочно переоборудо­вали для перевозки войск, устроив до­полнительные помещения на 4000 че­ловек в кормовой части ангара.

В 1946 году заслуженный авиано­сец вместе с множеством других ус­таревших и трофейных кораблей вы­брали в качестве мишени для прове­дения испытаний атомных бомб у атол­ла Бикини. Первый взрыв бомбы «Эйбл» не нанес «Саратоге» сущест­венных повреждений, но следующий подводный взрыв «Бэйкер» 25 июля свалил ее огромную трубу на полетную палубу, разорвал обшивку под­водной части корпуса и вызвал рез­кое погружение кормы. Поскольку от­качивать воду на зараженном радиа­цией корабле было некому, он посте­пенно заполнился водой и в тот же вечер затонул.

Как и в случае с «Лексингтоном», имя знаменитого авианосца унаследо­вал его преемник — корабль типа «Форрестол», вступивший в строй в 1956 году. «Саратога-2» (CV-60) пол­ным водоизмещением в 80 тыс. т по сей день является одним из крупней­ших боевых кораблей мира.