Описание конструкции

 

12 апреля 1940 года, пять месяцев спустя после закладки, постановлением Комитета Обороны наконец утвердили технический проект корабля. В соответствии с ним крейсер должен был иметь стандартное водоизмещение 35 240 т. Клепаный гладкопалубный корпус набирался по смешанной системе: в районе цитадели по продольной системе, в оконечностях — по поперечной. Мореходность, обеспечивающая ведение артиллерийского боя при волнении моря до 8 баллов, достигалась плавным подъемом верхней палубы к форштевню и развалом носовых шпангоутов. Для отработки оптимальных обводов корпуса в бассейне были испытаны 15 Моделей. Крейсер имел три палубы, три платформы и двойное дно. На 25 отсеков корпус разделяли 24 главные водонепроницаемые переборки. Общий запас плавучести неповрежденного корабля равнялся 80,5%, по расчету при затоплении пяти смежных отсеков — 52%, полный запас боевой плавучести составлял — 37%. Корабль должен был не опрокидываться при затоплении пяти смежных отсеков. Креповая система обеспечивала спрямление крена с углом 8° в течение 10 минут.

Трехвальная главная энергетическая установка при суммарной мощности 210 000 л.с. и 245 оборотах гребных винтов в минуту обеспечивала кораблю скорость полного хода 32 узла. Предусматривалась возможность двухчасового форсирования энергоустановки до мощности 230 000 л.с. и достижения скорости до 33 узлов при 252 об/мин. Скорость заднего хода при мощности турбин заднего хода 96600 л.с. и 185 об/мин составляла 23,5 узла. Запас топлива обеспечивал кораблю дальность плавания полным ходом 1100 миль, крейсерской скоростью (23,4 узла) — 4830 миль, экономической (16,5 узла) — 6900 миль и максимальную "особо экономической" (14,5 узла) — 8200 миль. Нормальный запас топлива составлял 2920 т, максимальный — 5570 т (при этом часть топлива размещалась в отсеках противоминной защиты).

Пар для турбин вырабатывали 12 модернизированных котлов проекта 7у-бис. Эти высоконапорные, трехколлекторные, однопроточные, с вынесенным пароперегревателем котлы имели паропроизводительность каждый по 90 т/ч при температуре пара 380° С и давлении 37 атм. На экономическом ходу работали два котла, на крейсерском — четыре и на полном все 12. Имелись и два вспомогательных котла производительностью по 35 т/ч для общекорабельных и бытовых нужд (приводы турбонасосов, системы отопления, рефрижерации и т.д.).

Главная энергоустановка размещалась эшелонно в шести котельных и трех машинных отделениях в средней части корпуса, в районе 175 — 351 шпангоутов. Четыре турбогенератора мощностью по 1200 кВт и четыре дизель-генератора по 650 кВт обеспечивали корабельных потребителей постоянным током напряжением 220 В.

В качестве энергоустановки использовались турбозубчатые агрегаты Харьковского электромеханического и турбогенераторного завода имени Сталина (по лицензии швейцарской фирмы "Броун Бовери"), мощностью по 70 000 л.с. Кстати, они, как и большинство вспомогательных механизмов, турбогенераторы, шпили и рулевые машины, были унифицированы с линкорами типа "Советский Союз". Управление котлами и турбинами предусматривалось из специальных герметичных кабин, в которых поддерживались комфортные условия для личного состава.

По проекту главный калибр корабля должен был состоять из трех трехорудийных 305-мм башенных установок МК-15, расположенных в диаметральной плоскости. Установка МК-15 (главный конструктор А.А.Флоренский) представляла собой переработанный проект установки МК-2, создававшейся для малого линкора типа "Б". 305-мм орудия Б-50 (главный конструктор Е.Г.Рудяк) с длиной ствола в 54 калибра при угле возвышения 45° обеспечивали дальность стрельбы 260 кабельтовых (47,6 км). Скорострельность орудий при углах возвышения от 0 до 10° достигала 3,24 выстр./мин и при углах возвышения от 10 до 45° - 2,36 выстр./мин. Это объясняется возвращением орудия после выстрела на угол заряжания +6". Боезапас ГК составлял 100 выстр. на ствол.

Для обнаружения и сопровождения надводных целей при стрельбе ГК предусматривались два командно-дальномерных поста КДП-В с двумя восьмиметровыми дальномерами в каждом. Носовой КДП располагался на башенноподобной фок-мачте на высоте ЗО м над водой с дальностью видимости горизонта 116 кбт (21,2 км) и имел круговой обзор. Кормовой КДП устанавливался на высоте 16,5 м с дальностью видимости горизонта 87 кбт (15,9 км) и имел сектор обзора 300—180°~ 30°. Кроме того, в каждой башне имелся свой 12-метровый дальномер. Приборы управлений стрельбой размещались в двух центральных артиллерийских постах (ЦАП).

Противоминный калибр (8 152-мм орудий) обслуживали два КДП-4 с дальностью видимости горизонта 178 кбт (33 км). Для обеспечения огня зенитных 100-мм установок МЗ-16 имелись два стабилизированных поста наводки (СПН) с 4-метровыми дальномерами и посты с приборами управления зенитным огнем (МПУАЗО).

Зенитная артиллерия ближнего боя состояла из семи счетверенных 37-мм автоматов 46-К в бронированных гнездах. Кроме того, предусматривалась установка четырех спаренных 12,7-мм пулеметов ДШК скорострельностью 500 выстр./мин.

Управлять зенитными огневыми средствами должен был командир зенитного дивизиона, пост которого находился на 7-й площадке фок-мачты. Для освещения надводных и воздушных целей на корабле имелись четыре 90-см боевых прожектора. Они устанавливались на площадках дымовых труб, и управлялись дистанционно. Кроме них, на носовом и кормовом сигнальных мостиках стояли четыре 45-см сигнальных прожектора. Для обнаружения противника ночью и при ограниченной видимости (туман, низкая облачность, дождь и т.п.) на крыше боевой рубки и на кормовой надстройке предполагалось установить новейшие в то время приборы — теплопеленгаторы или, как их называли, спецпрожекторы "Уран".

305-мм, 152-мм и 100-мм орудия разрабатывало КБ завода "Большевик", а башенные установки МК-15, МК-17, МЗ-16 — КБ Ленинградского Металлического завода (ЛМЗ) имени И.В.Сталина, автоматы 4-б-К — завод имени М.И.Калинина. Как и большинство других образцов вооружения, механизмов и оборудования тяжелого крейсера проекта 69, башенные установки противоминного калибра и зенитной артиллерии были унифицированы с аналогичными установками линкора проекта 23 и различались только бронированием (у первого они имели облегченную защиту).

Авиационное вооружение крейсера состояло из двух самолетов КОР-2 и катапульты. Для подъема самолетов служила грузовая стрела, установленная на грот-мачте. Бензохранилище для заправки самолетов располагалось в носовой оконечности корабля.

Для защиты корабля от якорных мин заграждения имелись четыре пары параванов-охранителей (две основные и две запасные}, а для их постановки и уборки в носовой и средней частях на верхней палубе предусматривались четыре параван-крана.

Средства связи крейсера состояли из радиостанций "Ураган-М", "Гроза-M", "Пурга", "Шторм-М", "Бриз-М", "Вихрь", "Скат", "Рейд", радиопеленгатора "Градус", аппаратуры опознавания типа "Фрегат". Устойчивая радиосвязь обеспечивалась на дальности до 4000 миль. На корабле имелась аппаратура эвукоподводной связи с дальностью действия 7 миль. Для внутрикорабельных коммуникаций предусматривались звонковая сигнализация, радиотрансляция, телефон, пневмопочта.

Управление кораблем в бою осуществлялось из главного командного пункта — бронированной боевой рубки, расположенной на третьем ярусе надстройки перед фок-мачтой. Ниже находился командный пост связи, под ним, на верхней палубе,— канцелярия штаба и корабля.

Корабли проекта 69 имели развитую систему бронирования. Главный бортовой пояс толщиной 230 мм и высотой 5 м простирался от 62 до 431 шп. (76,8% от длины корабля по ватерлинии). Подводой он опускался на 1,6 м, Броневые плиты главного пояса имели наклон 6°. Между носовым траверзом и форштевнем борт от нижней кромки главного пояса до нижней палубы защищался 20-мм броней — так называемым ледовым поясом. Верхняя кромка броневого пояса уходила под воду при крене 13°, а нижняя выходила из воды при 7".

Верхняя кромка бортового пояса стыковалась с главной броневой (средней) палубой толщиной 90 мм. Нижняя палуба между продольными переборками бронировалась 30-мм плитами, а по бортам — 15-мм. Верхняя палуба покрывалась 14-мм броней в районах погребов главного калибра. Образованная вертикальной и горизонтальной броней, цитадель защищала все жизненно важные помещения корабля: главную энергоустановку, центральные посты, погреба боезапаса и т.п. Бронировались также командно-дальномерные посты артиллерии главного и противоминного калибров и стабилизированные посты наводки зенитной артиллерии, шахты вентиляции котельных и машинных отделений, кожухи дымовых труб и помещение дымаппаратуры в кормовой части корабля.

По расчетам, главный бортовой пояс не пробивался немецким 280-мм снарядом с дистанции более 70 кбт (12,8 км) на курсовом угле до 50°. Главная броневая палуба не пробивалась этим же снарядом с дистанции до 140 кбт (25,6 км), а также выдерживала попадание 250-кг авиабомб.

Кроме бронирования, корабль имел противоминную (или конструктивную подводную) защиту (ПМЗ) так называемого "американского" типа. Она состояла из пяти продольных переборок и булей. Толщина защитных переборок — от 14 до 20 мм. Три отсека заполнялись мазутом или замещающей его водой. Ближайший к диаметральной плоскости, так называемый фильтрационный отсек, являлся одновременно коридором электрокабелей. Були ничем не заполнялись, являясь камерой расширения газов при подводном взрыве. ПМЗ имела ширину от 4 м (в оконечностях) до 6 м (в средней части} и защищала подводную часть корпуса на 61.5% его длины. Она обеспечивала кораблю сохранение плавучести и остойчивости при попадании двух торпед. В 1937—1939 годах на Черном море производились испытания масштабных и натурных отсеков для отработки конструкции подводной защиты тяжелого крейсера проекта 69 и линкора проекта 23.

Два полубалансирных руля с площадью пера по 28,4 кв.м обеспечивали диаметр циркуляции, равный 5 длинам корпуса корабля.

Командный состав размещался в одно-, двух- и четырехместных каютах на средней палубе, а матросы и старшины в 16 - 52-местных кубриках с двухъярусными койками на средней и нижней палубах. В надстройке, на 2-м ярусе находились жилые помещения командира и комиссара корабля, флагмана и штаба соединения. На крейсере имелось все необходимое для обеспечения повседневного быта моряков: душевые, баня, механическая прачечная, сушильная, гладильная, сапожная мастерская и швальная, парикмахерские начсостава и команды. Медицинский блок имел амбулаторию, физиотерапевтический, зубоврачебный и рентгеновский кабинеты, аптеку, два лазарета (на 10 и 16 коек) и изолятор.

Не забыли конструкторы и о культурном досуге — на корабле имелись библиотеки для начсостава и команды с читальным залом, помещения для культпросветработы, салоны среднего и младшего начсостава, красные уголки для команды, стационарный клуб — кинозал со сценой, была предусмотрена и корабельная типография. Необходимые бытовые товары моряки могли купить в корабельном универмаге.

В результате всестороннего рассмотрения проекта НТК ВМФ и ЦНИИ-45 (ныне ЦНИИ имени А.Н.Крылова) Наркомата судостроительной промышленности отметили недостатки крейсера. В первую очередь таковым являлась перегрузка корабля, достигавшая 500 т. Превышение заданного водоизмещения вызвало снижение скорости на 0,2—0,3 узла и нежелательное переуглубление броневого пояса. К недостаткам проекта также отнесли наличие одной боевой рубки, отсутствие системы защиты от неконтактных мин и устройства для подъема самолетов с воды на ходу. Моряки потребовали установить третий СПН зенитной артиллерии на месте носового 37-мм автомата, поскольку башенноподобная фок-мачта ограничивала обзор бортовых СПН на носовых курсовых углах. В заключение рекомендовалось устранить эти недостатки в рабочих чертежах — правда, не уточнялось, за счет каких элементов.