Проектирование и постройка

 

Американские линейные крейсера типа "Аляска", спроектированные еще до начала второй мировой войны, но построенные только к самому ее концу, оказались одними из наиболее несчастливых единиц огромного флота, которым обладали Соединенные Штаты — теперь уже первая морская держава мира. Слишком большие и дорогие для того, чтобы использоваться в качестве крейсеров, и слишком слабые и уязвимые для совместных операций с линкорами, к тому же явно запоздавшие с появлением на свет, они, по оценке самих американских специалистов, "были самыми бесполезными из числа больших кораблей, построенных в эпоху второй мировой войны".

Тем не менее эти суда оставили заметный след в истории кораблестроения, став единственными находившимися в строю представителями класса "больших крейсеров", о которых в свое время так мечтали адмиралы и политики всех ведущих стран мира. Хотя официально они классифицировались именно как "большие крейсера", правильнее отнести их к традиционному классу линейных крейсеров.

Подписанное в 1936 году в Лондоне соглашение по морским вооружениям покончило с главным "ограничителем" постройки больших боевых кораблей — общим лимитом водоизмещения линкоров, находящихся в строю. Теперь ничто не препятствовало созданию быстроходных линкоров и больших крейсеров: хотя тоннаж последних по-прежнему не должен был превышать 10 000 т, в категорию линкоров попадал любой корабль водоизмещением не менее 17 500 т, имевший на вооружении орудия калибром 10 дюймов и более, что позволяло строить крупные крейсера на вполне законных основаниях условно считая их линкорами.

Соединенные Штаты не без оснований опасались японских тяжелых крейсеров, превышавших американские как по силе каждой боевой единицы, так и по общему их числу. В качестве противовеса напрашивался "истребитель крейсеров" - корабль, способный без труда уничтожить любой "вашингтонский" крейсер и стоивший меньше быстроходного линкора.

Вскоре после начала второй мировой войны основной центр кораблестроительных разработок в США - Главный Совет предпринял сравнительное изучение различных типов крейсеров: от 6000-тонной "Атланты" до корабля водоизмещением 38000 т, вооруженного 12 305-мм и 16 127-мм орудиями На основе изучения всех проектов было принято решение о постройке крейсера, вооруженного 12-дюймовыми орудиями. Обычно оно приписывается "любительскому подходу" президента Ф.Рузвельта, который действительно интересовался подробностями военно-морских программ, однако на сей раз проект стал объектом внимания многих специалистов, в том числе и адмирала Кинга, который считал будущую "Аляску" незаменимым элементом эскорта авианосных соединений Следует отметить, что ряд других влиятельных в кругах ВМФ персон решительно противились созданию дорогого и на их взгляд, бесполезного корабля,

В 1939—1940 годах был составлен ряд эскизных проектов будущего "большого крейсера", общим для которых стало наличие 305-мм главного вооружения. Все проекты предусматривали тройное дно в районе погребов и двойное — в районе энергетической установки. Оно являлось, по сути дела, единственным (и при этом очень слабым) элементом подводной защиты. Чтобы иметь хотя бы умеренную специальную противоторпедную защиту, требовалось уменьшить мощность механизмов, на что создатели "большого крейсера" пойти не могли, так как он потерял бы свое главное крейсерское свойство — скорость.

Наилучшую защиту из всех предварительных проектов имел CA-2G. Он был больше на 2700 т, из которых только 700 пошло на усиление вооружения, а 2000 — на улучшение защиты. Но и в этом случае из-за огромных размеров корабля тройное дно удалось распространить лишь на район энергетической установки, разместить 25-мм броневые траверсы у машинно-котельной установки и увеличить ширину главного пояса на 60 см. Правда, при этом планировалось забронировать внутреннее дно 51-мм броней в районе погребов и 25-мм — в районе машин и котлов — мера, признанная бесполезной еще в первую мировую войну.

Кратко подытоживая особенности проекта, отчет Главного Совета по кораблестроению констатировал, что будущий линейный крейсер окажется хуже любого линкора по таким параметрам, как противоторпедная защита (ПТЗ) и отсутствие глубоко уходящего в воду пояса в качестве защиты от падающих у борта снарядов. Одновременно он был бы лучше всех находившихся в строю и строившихся крейсеров тем, что имел главный пояс до 2-й палубы (вместо обычно имевшегося пояса до 3-й палубы в районе энергетической установки и до платформы — в оконечностях) и улучшенную подводную защиту (на одну переборку больше). Заметно улучшались бы и все системы управления огнем и их защита, в особенности прикрытие проводки от осколков.

Пояс должен был иметь одинаковую толщину по всей длине, а погреба 127-мм орудий предполагалось поместить поверх машинного отделения. Вместо тройного дна в районе машин планировалось установить двойное, но усиленного типа.

Летом 1941 года решился вопрос с вооружением. Вместо смешанного набора из двух- и трехорудийных башен удалось поместить в том же корпусе три трехорудийные установки с общим боезапасом в 1500 снарядов.

Окончательные проектные характеристики предусматривали стандартное водоизмещение в 27 000 т (нормальное около 34250 т и полное — почти 36000 т) и вооружение из девяти 305-мм орудий в трехорудийных башнях. На основании первого опыта шедшей в Европе войны зенитное вооружение претерпело некоторые изменения: количество универсальных 127-мм пушек уменьшилось до 12, зато число автоматов возросло до 56 40-мм "бофорсов" и 34 20-мм "эрликонов". Пояс несколько "похудел" (до 229 мм с постепенным утоньшением до 127 мм по нижней кромке). Неизменными остались лишь ходовые данные. Предполагалось, что корабль сможет дать 33 узла при мощности машин 150 000 л.с. Как и у всех американских боевых судов, требование большой дальности оставалось непреложным. Линейные крейсера должны были проходить не менее 12000 миль 15-узловым ходом.

В соответствии с этим проектом началась постройка новых крейсеров. Всего предполагалось иметь в строю 6 единиц. Их промежуточное положение между линкорами и крейсерами подчеркивалось тем, что они получили новое, не использовавшееся ранее обозначение — СВ — и были названы в честь заморских владений США, в то время как американские линкоры несли на бортах имена штатов, а крейсера — городов (Аляска и Гавайи стали полноправными штатами только после войны).

К концу 1941 года судостроительная промышленность Соединенных Штатов уже начала разворачиваться во всю свою мощь. Поэтому морское министерство могло позволить себе роскошь заказать все линейные крейсера одной фирме — "Нью-Йорк Шипбилдинг Корпорейшн", завод которой находился в одном из пригородов — Кэмдене. 17 декабря 1941 года состоялась официальная закладка головного корабля серии — СВ-1 "Аляска", а 2 февраля следующего года на той же верфи заложили второй "большой крейсер" СВ-2 "Гуам".

Постройка на стапеле велась в точном соответствии с планами и заняла 1 год и 9 месяцев. 15 августа 1943 года на воду сошла "Аляска", а 12 ноября — "Гуам". Официальная приемка "Аляски" состоялась 17 июня 1944 года, а ровно 3 месяца спустя в строй вступил и "Гуам".

Как обычно бывает, в ходе постройки выявилась перегрузка в 600 т, оказавшаяся, впрочем, даже полезной, поскольку она повысила метацентрическую высоту корабля в полном грузу с 2,25 до 2,69 м.

Судьба остальных "больших крейсеров" сложилась менее удачно. СВ-3 "Гавайи" был заложен 20 декабря 1943 года, после спуска на воду первого корабля серии. Его постройка велась медленнее, поскольку к тому времени уже стало ясно, что линейные крейсера вряд ли понадобятся американскому флоту. 4200 т стальных листов и уголков передали для более нужных Америке судов еще до официальной закладки, в июле 1942 года. Все же третий корабль серии успели спустить на воду 11 марта 1945 года до начала резкого сокращения строительства {судьба войны с Японией еще не прояснилась — окончательные операции планировались на середину 1946 года). Однако вскоре после победы во второй мировой войне работы на нем приостановили, хотя степень готовности "Гавайев" была высока: в частности, на крейсере уже установили артиллерию главного калибра. Окончательно достройку готового на 84% корабля законсервировали 17 февраля 1947 года.

Остальные три единицы серии — С8-4 "Филиппинес", СВ-5 "Пуэрто-Рико" и СВ-6 "Самоа" вообще не закладывались. Заказ на их постройку отменили 24 июля 1943 года. Выделенные для них материалы немедленно передали на верфи, строившие авианосцы.

 

ПОСТРОЕЧНЫЕ ДАННЫЕ

 

Заложен

Спущен

Вступил в строй

СВ-1 "Alaska"

17/11/1941

15/08/1943

17/06/1944

СВ-2 "Guam"

02/02/1942

12/11/1943

17/09/1944

СВ-3 "Hawaii"

20/12/1943

03/11/1945

Не достроен

СВ-4 "Philippines"

Не закладывались

 

СВ-5 "Puerto Rico"

 

СВ-6 "Samoa"

Заказ отменен 24.01.1943