Вооружение

 

Основу вооружения "Аляски" составляла новая 12-дюймовая пушка Мк-8, специально разработанная для линейных крейсеров. Ее очень тяжелый бронебойный снаряд, весивший 517 кг, имел относительно небольшую начальную скорость, что позволило получить лучшую эффективность по сравнению с любыми 305-мм орудиями, включая такие выдающиеся системы, как русская пушка с длиной ствола в 52 калибра, и последняя модель американской двенадцатидюймовки Мк-7, находившейся на вооружении линкоров типа "Арканзас", построенных в период первой мировой войны. Новое орудие могло более эффективно пробивать как бортовую, так и палубную броню на всех боевых дистанциях.

Интересно, что оружейники США не пошли по пути русских конструкторов, принявших для снарядов всех типов одинаковый вес (471 кг), в результате чего фугасные снаряды имели чрезмерно большую длину. Американский фугасный снаряд для пушки Мк-8 весил всего 360 кг, а его длина равнялась длине сверхтяжелого бронебойного. Другой была и концепция его использования: он предназначался только для обстрела береговых целей и имел головной контактный взрыватель (в отличие от "бронепробивающего" русского).

Двенадцатидюймовки помещались в трехорудийных башнях весом от 922 до 934 т. Каждое орудие находилось в отдельной люльке и имело независимую подачу снарядов и зарядов. Горизонтальные углы обстрела всех башен равнялись 300°, максимальный угол возвышения — 45°. Даже мощные электромоторы не могли обеспечить тяжелым, почти тысячетонным, башням большую скорость наведения, составлявшую всего 5 град./с. Скорость вертикальной наводки, от которой в значительной мере зависела скорострельность, была выше в 2,5 раза. Темп стрельбы внушал уважение: залп мог производиться каждые 20 с. И что самое важное, при эксплуатации установок никаких неприятностей и "детских болезней" не наблюдалось.

Конструкция подачи боезапаса в полной мере учитывала печальный опыт Ютланда. Она состояла из двух ступеней: заряды сначала поступали из погреба в верхнее подбашенное отделение, откуда второй элеватор поднимал их уже непосредственно к орудию. Обе ступени изготавливались из огнестойких материалов, а специальные механизмы блокировки не допускали одновременного открывания более чем одного люка в цепи подачи, так что пламя от пожара в башне не могло проникнуть в погреб. Гидравлические снарядные элеваторы вмещали сразу до 5 снарядов. Из-за особенности симметрии трехорудийной башни центральный элеватор располагался практически вертикально, тогда как оба боковых имели значительный изгиб.

Вспомогательная артиллерия состояла из двенадцати 127-мм орудий Мк-12 с длиной ствола 38 калибров — удачной универсальной пушки, устанавливавшейся практически на все строящиеся боевые суда США на протяжении двух десятков лет и до сих пор остающейся на вооружении многих кораблей азиатских и латиноамериканских стран. Полностью закрытые двухорудийные башни бронировались в лобовой части и по бокам 25-мм броней, а сзади и по крыше 19-мм. Управление огнем осуществлялось из двух постов Мк-37.

Недостатком второго калибра "Аляски" являлось относительно небольшое число стволов для столь крупной боевой единицы: таким же количеством пятидюймовых установок оснащались и американские крейсера, имевшие в два с лишним раза меньшее водоизмещение, В процессе постройки вносилось предложение добавить еще пару двухорудийных 5-дюймовых башен и два дополнительных поста управления Мк-37 вместо явно ненужных в конце войны катапульт и гидросамолетов, но оно так и не было реализовано, хотя и требовало всего 50 лишних тонн.

Автоматическая зенитная артиллерия, ценность которой непрерывно возрастала в соответствии с накапливающимся боевым опытом, увеличивалась в числе еще в ходе проектирования и постройки. Шесть четырехствольных "бофорсов", предусматривавшихся в исходном проекте CA-2G, в окончательном варианте чертежей превратились уже в четырнадцать таких же установок. В связи с этим отказались от увеличения числа менее полезных по опыту войны "эрликонов", количество которых вначале предполагали повысить с 32 до 40, но в конечном варианте ограничились всего тридцатью четырьмя, чтобы обеспечить максимальные углы обстрела счетверенным "бофорсам". 20-мм автоматы оставались как бы резервным зенитным вооружением, своего рода последней надеждой, поскольку эти легкие установки управлялись вручную одним человеком и могли бы оказать сопротивление воздушному противнику даже в том случае, когда корабль полностью лишался электроэнергии.

Уже в ходе постройки "Аляски" все яснее проступала горькая истина, что даже могущественные "бофорсы" не могут гарантировать от новой угрозы — "божественного ветра" — летчиков-камикадзе. Высокоскоростные самолеты, появившиеся у Японии после 1943 года, необходимо было поражать одним снарядом на больших дистанциях от корабля. Для этого требовались пушки большего, чем 40-мм, калибра. 76-мм орудие с длиной ствола 50 калибров и двухорудийную зенитную установку для него создали к 1945 году. Ими стали спешно оборудовать корабли всех классов. В апреле 1946 года, уже после завершения боевых действий, предложили вооружить такими пушками и "аляски" (по двенадцать установок на корабль). Для компенсации возросшего веса вооружения нужно было лишь уменьшить бронирование рубки: крышу до 51 мм, а горизонтальную защиту до 63 мм. Боевой опыт подтверждал, что подобное изменение вполне уместно — больших надводных боев более не предполагалось, а вот значительное усиление зенитного огня совсем не помешало бы. Однако стоимость перевооружения и общая ненужность линейных крейсеров встали непреодолимой преградой на пути даже столь минимальной модернизации.

Сначала предполагалось, что "Аляска" получит довольно многочисленную авиагруппу из 6 гидросамолетов, 4 из которых помещались на катапультах в готовности к взлету, а 2 резервных — в небольших ангарах по бокам от возвышенной носовой башни в частично разобранном виде. Необходимость в максимальном сокращении "верхнего веса" привела к тому, что эту башню опустили настолько, что ангары мешали бы стрельбе, и их уже в проекте перенесли в среднюю часть корпуса, где сконцентрировалось все авиавооружение: самолеты, катапульты, а также топливо. Подобное сосредоточение пожароопасных объектов противоречило боевому опыту, и от ангаров и резервных гидросамолетов отказались еще перед завершением строительства. К тому времени окончательно выяснилось, что все возлагавшиеся на корабельную гидроавиацию задачи — разведку и корректировку стрельбы — более успешно выполняет радиоэлектроника. Этот вид вооружения, некогда обязательный и важный для всех крупных боевых кораблей, постигла та же судьба, что и торпедное вооружение линкоров. Самолеты быстро исчезли с артиллерийских кораблей.

При вступлении в строй "аляски" получили обширный набор электроники: 2 радиолокатора типа SG-1 для поиска надводных целей, радар дальнего обнаружения воздушных целей типа SK, 2 радара управления огнем главного калибра Мк-8 в составе комплексов Мк-38, такое же число радаров Мк-12, входивших в состав двух систем управления артиллерийским огнем (СУАО) Мк-37 для универсального калибра, а также радары Мк-29 или Мк-34 — по числу счетверенных "бофорсов". На "Гавайях" предусматривалась установка в составе СУАО главного калибра более совершенного радиолокатора Мк-13.

Поскольку установка радиоэлектронного оборудования оказалась "экспромтом", помещения для аппаратуры и операторов получились крайне тесными и неудобными. Этот факт на примере корабля, строившегося практически без ограничений в размерах, еще раз подтвердил необходимость планировать современные корабли с большим запасом объема, ненасытно поглощаемого все более совершенными электронными системами.