Энергетическая установка

 

Основу механической установки "Аляски" составляли 4 турбозубчатых агрегата (ТЗА) фирмы  Дженерал электрик" общей мощностью 150 000 л.с., что по проекту соответствовало скорости в 33 узла при нормальной нагрузке. Предполагалось, однако, что машинная установка легко могла подвергнуться форсировке и развивать 180 000 л.с. Каждый из турбинных агрегатов состоял из турбин высокого давления (12-ступенчатой, развивавшей при максимальной мощности 5327 об/мин), низкого давления (б-ступенчатой, дававшей 4478 об/мин) и одной 2-ступенчатой импульсной турбины заднего хода. Зубчатая передача снижала число оборотов с 4,4 — 5,3 тыс. об/мин на турбине до примерно 270 оборотов на валу (при максимальном ходе). Корабль приводился в движение винтами диаметром 4,5 м, вращавшимися на валах диаметром около полуметра. Внутренние винты имели несколько меньший шаг, чем внешние.

Котельная установка представляла собой яркий пример того, каких успехов достигла американская техника в этой области. Пар с рабочим давлением около 40 атм поставлялся всего восемью большими двухтопочными котлами "Бабкок-Уилкокс" с пароперегревателями, обеспечивавшими температуру до 454° С.

Расположение силовой установки полностью соответствовало крейсерским нормам. Турбины помещались парами в двух машинных отделениях, а котлы, также попарно—в четырех котельных. Такая система разделения, в общем, хорошо показала себя в боях на Тихом океане и могла считаться достаточной для сохранения боевой живучести.

Запас топлива достигал 3600 т нефти, что обеспечивало теоретическую дальность в 12 000 миль при скорости 15 узлов.

Электроэнергетика, ставшая к концу второй мировой войны также одним из важнейших элементов боевой мощи корабля, была представлена четырьмя основными турбогенераторами фирмы "Дженерал электрик" (по одному на каждой турбине). Они имели мощность по 1250 кВт и обеспечивали сеть переменным током при напряжении 450 В. В качестве резервных предусматривались два дизель-генератора по 1060 кВт, помещавшихся в специальных отсеках спереди и сзади от основной механической установки. Подобное расположение источников тока, традиционное для американских больших боевых кораблей, обеспечивало хорошую живучесть электросети. Единственным недостатком специалисты считали то, что каждый из блоков (основных и резервных) мог давать лишь 1/4 общего потребления энергии, но большего "запаса" разработчики проекта "Аляски" позволить не могли.

Ходовые качества "Аляски" на деле оказались несколько обескураживающими. Первый командир головного корабля капитан 1 ранга Фишлер в своем отчете указывал, что, хотя крейсер, наверное, сможет легко развить 180000 л.с. и скорость 35 узлов (на очень короткое время и только при определенных условиях нагрузки), "было бы гораздо лучше, если бы мощность равнялась хотя бы 200 000 л.с., чтобы скорость крейсера значительно превышала скорость линкоров и авианосцев". Но предположения командира оказались чересчур оптимистическими. На испытаниях линейный крейсер не смог развить даже проектную скорость, хотя турбины подверглись форсировке (правда, не максимальной). При водоизмещении на испытаниях 33 148 т и мощности 173 808 л.с. скорость составила 32,72 узла. Без форсировки "Аляска" смогла развить лишь 31.76 узла при 154846 л.с. и водоизмещении 32264т. Дальность также не достигала проектной, составив 11 350 миль при 15-узловом ходе.