Японские "Суперкрейсера класса А" проектов В-64 и В-65

 

После первой мировой войны флот Японии уступал своему главному сопернику на Тихом океане — флоту США — практически по всем классам кораблей. А условия Вашингтонского договора 1922 года, отменившие реализацию грандиозной японской программы "Флот 8-8" и установившие пропорцию разрешенного суммарного тоннажа линкоров, авианосцев и  крейсеров 5:3 в пользу США, не давали возможности Японии официально добиться паритета по морским силам. Оставалось два пути: создавать корабли, индивидуально более сильные, чем их возможные оппоненты, или искать выход в каких-то новых технических и тактических приемах, неожиданных для противника. Первый путь долгое время закрывали Вашингтонский и Лондонский (1930 года) договоры об ограничении морских вооружений. И вынужденные долгое время идти по второму пути, изобретательные японцы достигли неплохих результатов. Правда, стремление усиливать вооружение при чрезмерном облегчении корпуса привело к нескольким авариям и катастрофам, но заложенная в некоторых проектах возможность быстрого переоборудования кораблей из одного класса в другой оказалась как нельзя кстати. Достаточно вспомнить о превращении перед самой войной авиатранспортов и кораблей-баз в авианосцы, крейсеров с 155-мм орудиями в тяжелые крейсера с 203-мм главным калибром или старых легких крейсеров в торпедные ударные корабли с немыслимым бортовым залпом из 20 мощных 610-мм торпед.

И в тактическом плане японский флот во многом преуспел. Поскольку вся кампания против США на море выливалась в необходимость остановить направлявшуюся к Японским островам могучую бронированую армаду американских линкоров, противостоять которым в открытом бою японцы не могли, то ставка была сделана на нанесение противнику в ночь перед решающим боем массированного торпедного удара. Для этого планировалось задействовать мощное и отлично подготовленное "Соединение ночного боя", которое по сложной японской организации в принципе соответствовало 2-му флоту (1-й флот — линейный). Внешнее кольцо охранения линкоров противника, по оценкам японского штаба, состоящее из "вашингтонских" (тяжелых) крейсеров, планировалось прорывать линейными крейсерами 3-й эскадры (типа "Конго") и тяжелыми крейсерами 4-й эскадры (типа "Атаго"). Затем в дело вступали тяжелые крейсера 5-й (типа "Миоко"), 7-й (типа "Могами") и 8-й эскадр (типа "Тоне"). Основной же удар наносила эскадра торпедных крейсеров и флотилии эсминцев 16-корабельного состава.

Когда после начала второй мировой войны японцы узнали о начале проектирования в США сверхтяжелых крейсеров типа "Аляска" с 305-мм орудиями и скоростью свыше 30 узлов, они без промедления начали аналогичные работы. Их "ответом" Рузвельту стали "суперкрейсера класса А" — именно так они официально именовались в японском флоте. Их проектирование началось летом 1940 года. Два первых из них тогда же включили в "Пятую программу пополнения флота 1942—1943 гг." под номерами 795 и 796, и уже с августа они фигурировали в списках "Соединения ночного боя" вместо устаревших кораблей типа "Конго".

В сентябре предварительную схему "базового проекта В-64" закончили. Буква "В" в обозначениях японских проектов соответствовала линейным крейсерам, "А" —линкорам, "С" — крейсерам и т.д., а цифра указывала номер разработки (не путать с буквенными обозначениями классов кораблей, где "В" соответствовала линкорам, "А" — авианосцам, "С" — крейсерам и далее, как в англоязычных странах). Корабль представлял собой переходное звено между линкорами типа "Ямато" и тяжелыми крейсерами ("класса А"}. Даже по внешнему виду он был практически идентичен "Ямато". Поскольку уже было известно, что американские суперкрейсера проектируются с девятью 305-мм орудиями, японцы, верные своему принципу во всем превосходить противника, остановились на 310-мм калибре. Планировалась установка новых универсальных 100-мм орудий в восьми спаренных башнях, четырех спаренных (позже строенных) 25-мм автоматов и двухспаренных-13-мм пулеметов. Для участия в общих торпедных атаках "Соединения ночного боя" корабли должны были получить по два палубных четырехтрубных 610-мм ТА.