Общая оценка проекта

 

Чертежи новых кораблей продвинулись далеко за стадию общей концепции. В 1940 году на верфи ВМФ в Йокосуке провели полномасштабные испытания их ПТЗ, а на следующий год назначили огневые испытания 310-мм орудий. Однако развитие конфликта в Китае и общее ухудшение политической обстановки на Тихом океане потребовали сосредоточить усилия на более неотложных делах. Отдел планирования и так был перегружен работой в связи с близким развязыванием войны. Тем не менее, когда в конце 1941 года стали известны основные характеристики крейсеров типа "Аляска", японцы подготовили проект "В-65" с шестью 356-мм орудиями в двухорудийных башнях. Предлагалось и защиту усилить для противостояния 356-мм снарядам, но эти предложение отклонили из-за роста водоизмещения и ухудшения ходовых качеств. А после удачной атаки Пёрл-Харбора японский флот прекратил работы над проектом "В-64/65", сосредоточие усилия на создании новых авианосцев. Заказы на строительство суперкрейсеров так и не были выданы.

В принципе концепция линейного крейсера в любых ее проявлениях устарела уже в конце 30-х годов, когда многие страны приступили к проектированию быстроходных линкоров, обладавших 30 узловой (и даже выше) скоростью, мощным вооружением и защитой. После этого любые корабли, водоизмещением намного превосходящие "вашингтонские" крейсера, но неспособные противостоять обстрелу линкоров на нормальных боевых дистанциях или уйти от них, становились совершенно бесполезными. Это и явилось главной сложностью работы японских проектировщиков. Сам же проект в пределах заданных спецификаций был хорош. Наступательная мощь — значительная, скорость — достаточная, ПТЗ — хороша. Возможно, судя по опыту "Ямато" и "Мусаси", эта ПТЗ была бы не так надежна, как ожидалось, но американские "аляски" не имели и такой. Броневая же защита позволяла иметь дело только с тяжелыми крейсерами.