Проекты линейных крейсеров ВМС Нидерландов

 

Будучи долгое время третьей по территории колониальной державой мира, Нидерланды вынужденно содержали два совершенно различных флота — один для охраны метрополии, другой для службы в колониях, главным образом в Голландской Индии. Особенности последнего морского театра, требовали для защиты берегов и коммуникаций мощных и мобильных морских сил, способных противостоять агрессивным устремлениям Японии. В 1938 году для исследования возможностей усиления флота Нидерландов был создан комитет из высших морских офицеров. Главным выводом его работы стала рекомендация усилить морские силы страны до такой степени, чтобы любой агрессор был вынужден привлечь против них значительную часть своего военного потенциала, дабы его положение на других театрах становилось бы недопустимо слабым.

В соответствии с этой рекомендацией министр обороны ван Дийк 18 февраля 1939 года приказал департаменту ВМС разработать план строительства тяжелых кораблей. Отпущенные на программу средства позволяли построить 2 или 3 линейных крейсера. Новые корабли должны были иметь максимальную скорость в тропиках 32 узла продолжительностью не менее 12 часов, дальность плавания 4500 миль на 20 узлах, три башни с тремя 280-мм орудиями каждая, четыре спаренные установки 120-мм универсальных орудий, семь спарок 40-мм зенитных автоматов с двумя централизованными системами управления зенитным огнем, две катапульты и два гидросамолета. Подводная защита должна была выдерживать попадание 533-мм торпед, вертикальная и горизонтальная броня — противостоять попаданиям 280-мм снарядов и 300-кг авиабомб. Требования к энергетической установке (ЭУ) включали хорошее разделение на отсеки и возможность перехода с экономического хода на полный за 15 минут. Экипаж — 50 офицеров (плюс места для 100 внештатных) и 900 прочих чинов.

При рассмотрении предварительного проекта выяснилось, что голландским кораблестроителям не хватило опыта в создании крупных современных кораблей, особенно в том. что касалось их защиты. Фактически единственными материалами, которыми они располагали, были статьи в открытой печати и... справочники Джейна! Поэтому не удивительно, что при солидно выглядевшей на бумаге толщине брони ее расположение соответствовало стандартам 20-летней давности. Стало очевидным, что без помощи иностранных специалистов спроектировать современный корабль невозможно.

Сначала была надежда, что чертежи своих линейных крейсеров типа "Дюнкерк" смогут предоставить французы, но затем мнение голландских специалистов склонилось в пользу сотрудничества с Германией. 24 и 25 апреля в Берлине состоялось совместное обсуждение проекта будущего линейного крейсера. Голландская делегация высказала заинтересованность в поучении комплекта чертежей кораблей типа "Шарнхорст" и в заказе необходимого для их постройки оборудования.

Однако в отношении полных чертежей "Шарнхорста" сразу возникли сомнения. Нежелание немцев объяснялось просто: реальное стандартное водоизмещение корабля составляло 32000 т вместо официально объявленных 26000 т, а полное вообще превышало 39000 т! Для голландцев такие корабли были слишком большими и дорогими. Тем временем был установлен контакт с немецкой фирмой "Ферросталь" из Эссена, и 15 мая утвердили список заказываемого оборудования: 37 500т брони (поставка с июня 1940-го по январь 1944 года), 18000 т конструкционных материалов (июнь 1940-го—июнь 1943 года), девять 280-мм (283-мм) трехорудийных башен и 12 спаренных 120-мм установок (до конца 1943 года), боезапас (до конца 1944 года), шесть катапульт, гребные валы, различное оборудование для ЭУ и 15 000 т стали для постройки плавдока.

К проектированию линейного крейсера были привлечены две конструкторские организации — Инженерная контора по кораблестроению (IvS) и Проектное бюро ВМС Нидерландов (NEVES-BU). Первая подготовила серию проектов, получивших шифр "323". Основная их черта — использование энергетической установки немецкого образца: турбин фирмы "Крупп-Германия верфт" и котлов фирмы "Дешимаг". Вторая предложила аналогичную серию проектов корабля под обозначением "1047", отдав предпочтение отечественным котлам "Векспоор" (лицензия фирмы "Ярроу") и турбинам Парсонса. В обоих вариантах предполагалось эшелонное расположение ЭУ, мощность должна была составить 180 тыс. л.с. Немецкая ЭУ оказалась более компактной, но голландцы опасались, что она будет сложна в обслуживании и для нее непросто подготовить квалифицированный персонал. Недостаточные ремонтные возможности баз в Голландской Индии также сулили множество проблем. К тому же голландцы справедливо опасались, что не проверенные на службе котлы с высокими параметрами пара окажутся не такими надежными, как заверяли немцы.

Основные требования к артиллерии обсуждались представителями голландского флота и фирмы "Крупп" в Эссене 31 июля 1939 года. Вес 283-мм снаряда должен был составить около 300 кг, начальная скорость 850—900 м/с, угол возвышения орудия 45°, снижения — 10°, вертикальная наводка — гидравлическая, горизонтальная — электрическая, хранение боезапаса раздельное (снаряды внизу, заряды вверху), бронирование; лоб — 300 мм (наклонная плита над амбразурами 200 мм), крыша — 150 мм, стены — 100 мм, барбет - 250 мм. При этом вес трехорудийной башни составлял около 800 т. Универсальные 120-мм орудия должны были стоять а двухорудийных башенных установках с лобовой броней 80 мм, 150-мм крышей и 50-мм стенками. Угол возвышения 80°, снижения — 10°. Система управления артиллерийским огнем включала: один главный пост на носовой надстройке (9-метровый оптический дальномер, совмещенный с визиром на поворотной платформе, защищенной броневым куполом), такой же резервный в корме и по одному посту во 2-й и 3-й башнях. Батарея 120-мм орудий должна была иметь два поста УАО с 3-метровым и дальномерами, совмещенными с визирами на поворотной платформе, также под броневым куполом, а 40-мм автоматы должны были управляться автономно.

Стоимость одного корабля оценивалась в 69 212 555 гульденов (по курсу тех лет 1 доллар = 1,85 гульдена), а ввод в строй планировался в 1944 году.

Хотя осенью 1939 года проектные работы шли полным ходом и сотрудничество с Германией выглядело надежным, постепенно становилось очевидным нежелание немцев выполнять свои обязательства. Поэтому в декабре начальник материального обеспечения флота адмирал Вос настойчиво рекомендовал морскому министру немедленно рассмотреть вопрос постройки линейных крейсеров в парламенте. Однако министр, будучи сторонником тяжелых крейсеров водоизмещением не выше 16 000 т, еще не определился с типом кораблей, которые надлежало построить. Весь декабрь управление военного кораблестроения рассматривало возможность создания таких крейсеров и определило их окончательные характеристики: стандартное водоизмещение 16000 т, 9 240-мм орудий, 8 120-мм, 16 40-мм, несколько мелких, пояс 175 мм, палуба 75 мм, 90000 л.с., 29 узлов. Крейсер был намного сильнее 10000-тонных "вашингтонских" крейсеров с 203-мм орудиями, но он не имел достаточной скорости, чтобы избежать боя с более сильным противником. Флот настойчиво возражал против таких кораблей.

В феврале 1940 года в бассейне Вагенингена проводились испытания модели по выбранному варианту “1047” и окончательно уточнялись весовые нагрузки. Наконец-то появился первый законченный проект, для которого подготовили полный комплект чертежей.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ  ПРОЕКТА 1047,

ФЕВРАЛЬ   1940   ГОДА

Размерения: 235 (между перпендикулярами)/237,1(ВЛ)х 30x7,8 м (полная высота корпуса 14 м).

Водоизмещение 28 315,5 т.

Мощность механизмов: 180 000 л.с., скорость 34 узла.

Дальность плавания: 4500 миль на 20 узлах.

Вооружение: 9 283-мм, 12 120-мм (6x2), 14 40-мм (7x2), 8 20-мм(8х1) пушек.

Броня (в мм): пояс 15-30-225-30/60 (высота 5,35 м), траверзы 200/40, верхний пояс 40 (оба пояса с наклоном 75°), главная бронепалуба 75+25, нижняя 30 (в корме 125-150) и 30-мм скосы, решетки дымоходов 225+75, продольные переборки 40, башни — не показана, барбеты ГК 200-250/40, барбеты СК 75, рубка 150. ПТЗ: двойное дно высотой 1,5 м, высота булей 9,6 м, система пустых и заполненных жидкостью отсеков.

 

В июле 1939 года серьезно рассматривался вопрос внешнего, а не внутреннего расположения бортовой брони. Окончательное решение отложили до изучения опыта итальянских кораблестроителей и дальнейших переговоров с немцами. Голландцы уже поняли, что вряд ли проект удастся довести до удачного завершения при помощи одной Германии, и поэтому отправили своих специалистов в Италию. Там они посетили различные верфи, побывав на новейшем линкоре "Витторио Венето" (на строившийся линкор "Рома" их, тем не менее, не пустили), и обсудили свой проекте главным кораблестроителем итальянского флота. При рассмотрении схемы ПТЗ итальянцы рекомендовали увеличить расстояние от внешней обшивки до внутренней ПТП с 5,35 м до 5,5 м, глубину двойного дна — до 3 м, а также отказаться от продольной переборки в пределах ЭУ. Голландцы признали очень ценным предложение увеличить глубину двойного дна, особенно в свете ожидаемой угрозы со стороны торпед с магнитным взрывателем. В ходе дальнейших дискуссий в течение марта — апреля 1940 года, в которых принимали участие представители управления военного кораблестроения и "IvS", а также немецкие специалисты, рассматривалась возможность добавления второго двойного дна с 5-мм броней в трех метрах над килем. Правда, при атом ощутимо возрастала до этого относительно небольшая осадка корабля.

После оккупации Нидерландов германской армией 10 мая 1940 года все работы по этим проектам прекратились. Немцы же использовали захваченные судостроительные предприятия только для ремонта и достройки заложенных перед войной небольших и вспомогательных кораблей.