Артиллерийское вооружение

 

При вступлении в строй крейсер имел по двенадцать 152-мм и 75-мм орудий, восемь 47-мм и три 37-мм пушек Гочкиса, две десантные 63,5-мм пушки Бара­новского и два пулемета.

152-мм (шестидюймовые) орудия об­разца 1891 г. изготовлялись на Обуховском заводе по лицензии французского инженера Канэ и находились на верхней палубе и носовой надстройке. 75-мм (трехдюймовые) орудия системы Канэ образца 1891 г. на установках конструк­ции Меллера располагались на батарей­ной палубе без щитов.

Шесть 47-мм орудий системы Гочкиса образца 1896 г. устанавливались стаци­онарно, а два — на съемных станках — могли переноситься на два паровых ка­тера. Аналогично два 37-мм Гочкиса об­разца 1896 г. можно было снять и исполь­зовать на баркасах крейсера.

Два 63,5-мм орудия Барановского об­разца 1882 г. на колесном лафете пред­назначались для корабельного десанта. Их небольшой вес позволял выгружать их с крейсера стрелой на баркас или ка­тер и вручную доставлять на берег. Рас­полагались они на верхней палубе — как и два пулемета системы Максим.

Боекомплект для 152-мм орудий рас­считывался на 3 часа боя по 180 выстре­лов на орудие, для 75-мм — на 2,5 часа боя по 650 выстрелов. Боекомплект глав­ного калибра состоял из 564 бронебой­ных, 564 фугасных, 624 чугунных, 372 сегментных снарядов, а 75-мм: 1500 бро­небойных и 2116 чугунных. После рус­ско-японской войны чугунные и сегмент­ные снаряды заменили фугасными.

Артиллерийский боезапас хранился в 12 погребах (шесть из них предназна­чались для 152-мм, три для 75-мм и три для малокалиберной артиллерии). Об­щая вместимость: 2204—152-мм, 3616-75-мм, 5990-47-мм, 1620-37-мм выстрелов.

Подача снарядов, зарядов и унитарных патронов из погребов осуществлялась 14 электрическими элеваторами (восемь для главного калибра и по три для 75-мм и малокалиберных орудий) или ре­зервным способом — ручными лебедка­ми. В случае выхода их из строя предус­матривалась ручная подача с помощью талей, но скорость подачи элеваторами была в три раза выше.

Боезапас хранился в погребах и пода­вался на палубы в беседках. От элевато­ров к орудиям беседки по рельсовым путям растаскивались матросами вруч­ную. Хранение боезапаса в беседках обеспечивало высокую скорость подачи, но сокращало полезный объем погребов.

Специальных приспособлений для по­грузки снарядов на корабль не было, их либо грузили вручную по трапам с бар­жи или со стенки, либо через открытые порты 75-мм орудий.

На верхнем мостике и кормовой над­стройке размещались два дальномера Барра и Струда. Управление артиллерий­ским огнем из боевой рубки обеспечи­вала электрическая система фирмы Н.К.Гейслера.

С учетом углов обстрела орудий и рас­положения бронирования наивыгодней­шими для артиллерийского боя крейсе­ра были курсовые углы от 45 до 60 гра­дусов обоих бортов.

За время службы корабля артилле­рийское вооружение изменялось: в осажденном Порт-Артуре были остав­лены два 75-мм, два 47-мм орудия, пу­леметы и обе пушки Барановского. Впоследствии два порта 75-мм орудий заделали. Во время первой мировой войны сняты два 47-мм и установлены два 57 английских и два 47-мм фран­цузских зенитных орудия и четыре пу­лемета.