Строительство

 

Основными «поставщиками» новых эсминцев должны были стать четыре ведущих кораблестроительных заво­да—ленинградские имени А.Жданова (№ 190), имени С.Орджоникидзе (№ 189) и николаевские имени А.Марти (№ 198) и имени 61 коммунара (№200). Помимо строительства «гото­вых» кораблей, николаевские верфи обязали выпустить 18 так называемых «заготовок» - секций и конструкций эс­минцев, которые надлежало отправить на Дальний Восток и там собрать на за­водах № 199 (г.Комсомольск-на-Амуре) и № 202 (г.Владивосток). Таким обра­зом, на создание невиданной доселе серии эсминцев была мобилизована практически вся судостроительная про­мышленность страны.

Поначалу предусмотренные про­граммой создания «Большого флота» сроки более или менее выполнялись. Во всяком случае, первые шесть «се­мерок» удалось заложить в конце 1935 года, а в следующем году — и все ос­тальные. Однако вскоре стало ясно, что завершить строительство всей серии в 1938 году не удастся. Предприятия-смежники задерживали поставки мате­риалов, оборудования и механизмов, да и сами верфи оказались неготовыми к планируемым темпам строительства (не помогла даже круглосуточная работа цехов). Недоработки конструкторов спровоцировали затяжные баталии между судостроителями и проектиров­щиками, и каждая из конфликтующих сторон пыталась свалить вину на дру­гую. В проект приходилось вносить до­полнительные изменения, что задержи­вало строительство кораблей еще боль­ше. До конца 1936 года удалось спус­тить на воду только семь эсминцев: три в Ленинграде и четыре в Николаеве.

Но самую роковую роль в судьбе «се­мерок» сыграл инцидент, произошед­ший в мае 1937 года у берегов Испа­нии. Английский эскадренный миноно­сец «Хантер», находившийся на рейде порта Альмерия и выполнявший роль нейтрального наблюдателя за боевыми действиями республиканцев и франкис­тов, коснулся дрейфующей мины... От взрыва мгновенно вышла из строя глав­ная энергетическая установка (ГЭУ) ко­рабля, имевшая линейную схему (то есть когда сначала располагаются ко­тельные отделения, а за ними — турбин­ные; альтернативный вариант—эше­лонная схема, когда турбинные и ко­тельные отделения разби­ты на две группы). Да и сам эсминец, покину­тый экипажем, чудом остался на плаву.

После этого слу­чая линейное распо­ложение котельно-турбинной установ­ки начало подвер­гаться ожесточен­ной критике. Воз­можность полной потери хода в результате одного-единственного попада­ния торпеды, бомбы или крупного сна­ряда заставила кораблестроителей многих стран пересмотреть свои взгля­ды на обеспечение живучести боевых судов.

Не остались без внимания к этой дискуссии и в Советском Союзе. В ав­густе 1937 года приняли решение пе­реработать проект «семерки» под эше­лонное расположение ГЭУ, а строитель­ство уже заложенных кораблей приос­тановить. Не обошлось и без поиска «вредителей». Видные конструкторы бывшего ЦКБС-1 — В.Л.Бжезинский, В.П.Римский-Корсаков, П.О.Трахтенберг—были арестованы и отправлены в лагеря.

Новый проект, получивший индекс 7У — «улучшенный», был разработан под руководством О.Ф.Якоба всего за месяц. Фактически он означал возврат к одно­му из первоначальных вариантов, прав­да, задача усложнялась тем, что теперь более громоздкую ГЭУ, разбитую на два эшелона, предстояло вкомпоновать в уже готовый и без того тесный корпус. Забе­гая вперед, заметим, что особых преиму­ществ новый эсминец перед своим пред­шественником не имел, и профессиона­лы не без сарказма именовали «семерку-У» «ухудшенной».

После долгих совещаний большую часть заложенных эсминцев — 29 еди­ниц — решили достраивать по первона­чальному проекту. Еще 18 корпусов, на­ходившихся в стадии, позволявшей пе­рекомпоновать энергетическую установ­ку, подлежали перезакладке по проекту 7У. Остальные шесть, имевшие низкую степень готовности, были разобраны на стапелях, дабы освободить место для закладки кораблей новых проектов.

В феврале 1938 года близ Севасто­поля начались ходовые испытания «Бод­рого». В сентябре должна была состо­яться его приемка, однако эсминец не достиг контрактной 38-узловой скорос­ти, ставившейся во главу угла заказчи­ком. Пришлось вернуть корабль на верфь для переборки машин. В итоге первым вступил в строй балтийский «Гневный», вышедший на испытания почти на 3 ме­сяца позже «Бодрого». Именно «Гнев­ный» и принято считать головным кораб­лем всей серии эсминцев.

Всего к 1 января 1939 года вместо запланированных 53 «семерок» удалось сдать флоту всего 7. Но несмотря на то что сталинская программа строительст­ва «Большого флота» оказалась сорван­ной, к началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ чис­лилось 22 эсминца типа «Гневный». Это были наши самые массовые корабли довоенной постройки.