Остойчивость, мореходность, маневренность

 

Пожалуй, главная причина появления неудачных кораблей в 30-е годы заклю­чается в стремлении кораблестроите­лей втиснуть самое мощное вооруже­ние в минимальное водоизмещение. Но если в странах, подписавших Вашин­гтонское соглашение, это намерение становится понятным, то аналогичная ситуация в нашей стране вызывает не­доумение. Не связанные никакими обя­зательствами и договорами советские кораблестроители, казалось бы, нахо­дились в несравнимо выигрышном положении, чем их зарубежные колле­ги. Увы, на самом деле картина была обратной. Более жестких требований к минимальному водоизмещению, совер­шенно не адекватному вооружению, не выдвигалось, пожалуй, ни англичанам, ни американцам, ни немцам, ни фран­цузам... Подчас дело доходило до лич­ного вмешательства Сталина, контро­лировавшего ход проектно-конструкторских работ. Видимо, причиной здесь была простая некомпетентность высше­го руководства, по старинке считавше­го, что стоимость корабля прямо про­порциональна его размерам.

В результате перегрузка «семерок» превысила все разумные пределы. На­пример, эсминцу «Гремящий» по спе­цификации полагалось иметь стандар­тное водоизмещение 1425 т и полное 1955 т, реально же на испытаниях в 1939 году оно составляло соответствен­но 1612 т и 2215 т, а в мае 1943-го-1820т и 2350 т.

Наиболее опасное следствие пере­грузки — снижение остойчивости эс­минцев. Так, метацентрическая высота вместо проектного значения в 1 м ока­залась существенно ниже: у «Грозяще­го» на заводских испытаниях при стан­дартном водоизмещении 1629 т —0,52 м и при нормальном 1912 т — 0,69 м; у «Быстрого» по результатам кренования в 1940 году при стандартном водоиз­мещении 1670 т — 0,48 м и при нор­мальном 1975 т — 0,74 м. Для повыше­ния остойчивости по предложению профессора В.Г.Власьева на часть «се­мерок» в 1940—1941 годах уложили твердый балласт (на «Грозный» — 82 т, «Громкий» — 80 т, «Гремящий» — 71 т, «Разумный» — 72 т, «Разъяренный» - 68 т, «Сокрушительный» — 67 т). Это улучшало положение. Так, у «Грозного» в 1944 году при стандартном водоиз­мещении 1855 т метацентрическая вы­сота равнялась 0,61 м и при нормаль­ном 2120 т — 0,76 м. У «Грозящего», не имевшего твердого балласта, в мае 1945 года при таком же водоизмеще­нии (1856 т и 2145 т) эти значения были ниже — соответственно 0,42 и 0,63 м. В целом можно сделать вывод, что ос­тойчивость эсминцев проекта 7 находи­лась в пределах нормы.

Мореходность «семерок» оставляла желать лучшего, даже если учесть, что требования к ней в 30-е годы существенно отличались от современных. Из-за узких об­водов носовой части корпуса эсминцы сильно зарывались в волну; при волнении моря 8 баллов скорость снижалась до 5—8 узлов. Уже при 6-балль­ном волнении хождение по верхней палубе становилось невозможным, и кормовые по­мещения, имевшие вход с па­лубы, были недоступны.

Диаметр циркуляции эс­минца при угле перекладки руля в 25° и скорости до 24 уз­лов составлял 730 м, при ско­рости 36 узлов — 950 м. При команде «стоп» с 24-узловой скорости корабль проходит по инерции 1000 м за 5 минут.