«Гремящий»

 

Вскоре после вступления в строй эс­минец «Гремящий» в сентябре 1939 года ушел по Беломорско-Балтийскому кана­лу на Север и 8 ноября прибыл в Поляр­ный. Во время войны с Финляндией нес дозорную службу и сопровождал тран­спорт, непосредственно в боевых дей­ствиях участия не принимал. С ноября 1940-го по май 1941 года корабль про­шел гарантийный ремонт и к моменту нападения гитлеровской Германии нахо­дился в хорошем техническом состоянии.

В ночь на 22 июня 1941 года, в 1.30, по флоту была объявлена оперативная готовность № 1, и «Гремящий» согласно плану рассредоточения немедленно пе­решел из Полярного в губу Ваенга. Здесь на второй день войны он впервые отк­рыл огонь по атаковавшим его немецким самолетам. А 24 июня эсминец вышел в первый боевой поход — правда, непро­должительный: он эскортировал тран­спорты «Моссовет» и «Циолковский» из Мурманска в Титовку. До середины ав­густа «Гремящий» базировался в Ваенге, совершая кратковременные выходы в море. За это время он отразил более 20 воздушных атак, 14 июля его зенит­чики добились попадания 45-мм снаря­да в мотор вражеского бомбардировщи­ка, а на следующий день совместно с береговой батареей сбили фашистский самолет, записав на свой счет первую документально подтвержденную победу.

18 августа «Гремящий» прибыл в Мур­манск, где ему усилили зенитное воору­жение: в придачу к двум 45-мм полуавтоматам добавили пару 37-мм пушек 70-К: одну — на рострах позади дымовой трубы, другую — на юте. Во время этих работ 22 августа корабль подвергся ата­ке с воздуха и получил первые боевые повреждения. От сотрясений, вызванных 8 разрывами 250-кг бомб (в 10 — 15 м от борта), на эсминце были выведены из строя правое 45-мм орудие, оба дально­мера ДМ-4, визир центральной наводки, в нескольких местах лопнули трубы по­жарной и санитарной магистралей, обор­вались антенны и разбились лампы ра­диоаппаратуры. К счастью, из экипажа никто не пострадал.

Четыре дня спустя эсминец ждало еще одно испытание. Срочно отремонтиро­ванный корабль в составе конвоя нахо­дился в море, когда поступило сообще­ние о торпедировании вражеской под­лодкой плавбазы ВВС Северного Флота «Мария Ульянова». Теплоход, сопровож­даемый эсминцами «Урицкий» и «Куйбы­шев», находился восточнее о.Кильдин, когда взрывом торпеды ему оторвало корму. «Гремящий» вместе с эсминцем «Громкий» устремился к месту трагедии.

С большими трудностями «Урицкому» удалось взять плавбазу на буксир, но их движение было крайне медленным. Этим не преминули воспользоваться немцы. В течение четырех часов наши корабли подвергались почти беспрерывным воз­душным атакам. «Гремящий» уклонялся от бомб сложным маневрированием. При этом ему удалось прямым попаданием 45-мм снаряда сбить один «Юнкерс-88», хотя опыта борьбы с пикирующими бом­бардировщиками у его моряков тогда практически не было. Расход боезапаса за этот день составил 55 76-мм снарядов, 138 45-мм и 265 37-мм, а также 328 12,7-мм патронов. От близких разрывов бомб кор­пус эсминца получил множество вмятин, была сорвана одна малая глубинная бом­ба и повреждена дымоаппаратура. Если учесть, что немцы сбросили около полу­сотни бомб весом от 100 до 250 кг, то можно утверждать, что эсминец еще лег­ко отделался. Плавбазе удалось благопо­лучно дойти до Териберки.

В сентябре «Гремящий» занимался в основном постановкой оборонительных минных заграждений, а в конце месяца четыре раза выходил для обстрела вра­жеских сухопутных позиций на побе­режье. Всего эсминец поставил 194 мины КБ-3 и выпустил свыше 300 130-мм фу­гасных и осколочно-фугасных снарядов. 10 и 11 сентября, следуя к месту минной постановки, корабль потерял два пара­вана — вероятно, задев ими грунт.

До конца года «Гремящий», базиру­ясь в Ваенге, Полярном и Мурманске, многократно выходил на обстрелы вра­жеских позиций, занимался боевой под­готовкой, дважды чистил котлы. Его на­иболее примечательная боевая операция — обстрел норвежского порта Варде, осуществленный в ночь с 24 на 25 нояб­ря совместно с эсминцем «Громкий» и английским соединением (крейсер «Ке­ния» и 2 эсминца). За 6 минут «Гремя­щий», следуя 21-узловым ходом, выпус­тил 87 130-мм снарядов. После откры­тия ответного огня вражескими берего­выми батареями наши корабли легли на обратный курс, благополучно избежав попаданий.

В 1942 году первый боевой поход «Гремящий» (24 — 28 января) сопровож­дался неприятными инцидентами. Три раза лопались латунные трубки главно­го холодильника, из-за чего приходилось поочередно выводить из эксплуатации котлы. При включении котла № 2 вслед­ствие гидравлического удара скопивше­гося в трубопроводе конденсата про­изошла авария паровой турбины высо­кого давления. Поскольку требовалось сохранить 20-узловый ход, ТЗА не оста­навливали, и она с сильной вибрацией проработала еще 14 часов 10 минут — вплоть до прибытия эсминца в базу. Повреждения турбины оказались серьез­ными (отклепались от бандажей лопатки трех секций первых трех ступеней, смя­лись ножи уплотнения диафрагмы, носо­вого и кормового сальников, подплавился кормовой подшипник и т.д.), их устра­нение при помощи плавучей мастерской № 104 заняло 15 суток.

21 февраля эсминец в течение 3 ча­сов обстреливал неприятельские пози­ции из губы Ара, израсходовав 121 сна­ряд главного калибра. А с марта основ­ным занятием «Гремящего» стало сопро­вождение конвоев.

Походы, как правило, проходили в сложных погодных условиях. 14 марта «Гремящему» пришлось малым ходом форсировать несколько полей сплошно­го льда и в этот же день впервые атако­вать вражескую подводную лодку (сбро­шено 3 глубинные бомбы). 22 марта во время сопровождения конвоя QP-9 эс­минец попал в 8-балльный шторм. От ударов волн корпус получил ряд повреж­дений. В частности, треснул лист верхней палубы в районе 119-го шпангоута (зазор при качке достигал 3 мм), появилась тре­щина в котельном кожухе на 75-м шпан­гоуте, лопнула труба магистрали пить­евой воды. Из-за сплошных снежных за­рядов транспорты и эскорт потеряли друг друга. 24 марта «Гремящий» вернулся в базу, но через 4 дня вместе с «Сокруши­тельным» и английским эсминцем «Ориби» вновь вышел в море для встречи оче­редного конвоя — на сей раз идущего из Англии PQ-13.

29 марта конвой подвергся атаке гер­манских эсминцев, но очень плохая ви­димость помешала «Гремящему» принять участие в артиллерийском бою, хотя «Со­крушительному» удалось сделать не­сколько залпов. К вечеру эсминцы ока­зались в сплошном поле льда.

На следующий день ветер усилился до 7—8 баллов. В 19.16 на Кильдинском пле­се, несмотря на отвратительную погоду, сигнальщик с «Гремящего» старшина 1-й статьи Н.И.Фокеев на дальности около 10 кбт обнаружил подводную лодку, караулив­шую конвой у входа в Кольский залив. Эсминец на скорости 20 узлов устремил­ся навстречу неприятелю и сбросил в рай­оне погрузившейся субмарины 9 больших и 8 малых глубинных бомб. В момент ата­ки «Гремящий» зарылся в волну так, что ее вершина захлестнула ходовой мостик. Одного комендора, находившегося у второго 130-мм орудия, смыло за борт, а под тяжестью огромной массы воды прогну­лись пиллерсы полубака. Тем не менее бомбометание оказалось успешным: на поверхности воды всплыли пятна масла, обломки, немецкая сумка. После войны по немецким документам удалось установить, что погибшей подлодкой была U-585.

С 10 по 13 апреля «Гремящий» вмес­те с «Сокрушительным» и английскими кораблями эскортировал конвой QP-10. 11 апреля в 14.15 транспорты были ата­кованы самолетами «люфтваффе». При выходе из пике один из «юнкерсов» был сбит прямым попаданием 45-мм снаря­да с «Гремящего». А через полтора часа, во время второго воздушного налета, зенитчики эсминца записали на свой счет еще один Ю-88. Всего за день по фа­шистским бомбардировщикам ими было выпущено 49 76-мм, 66 45-мм, 73 37-мм снарядов и 178 12,7-мм пуль.

Почти весь апрель «Гремящий» нахо­дился в море. 16 и 17 апреля он дважды безуспешно атаковывал немецкие подвод­ные лодки (сброшено 7 глубинных бомб). 30 апреля эсминец вместе с «Сокруши­тельным» вступили в охранение английско­го крейсера «Эдинбург», торпедированно­го германской субмариной U-456. Однако нехватка топлива (вот где сказалась не­достаточная дальность плавания!) заста­вила советские эсминцы уже ночью 1 мая возвратиться в базу. Когда на следующий день «Гремящий» вновь вышел на помощь крейсеру, было уже поздно: «Эдинбург» добили эсминцы «кригсмарине». «Гремя­щий» вернулся в Ваенгу, но 4 мая вновь вышел в море для встречи конвоя PQ-15. В тот же день он атаковал немецкую под­лодку серией из 19 глубинных бомб (10 Б-1 и 9 М-1). С корабля наблюдали силь­ный взрыв, на поверхности воды появил­ся большой воздушный пузырь и масло, но... после войны факт гибели лодки не подтвердился.

7 мая «Гремящий» обстреливал пози­ции противника из губы Вичаны. Стрельба велась с помощью берегового коррек­тировочного поста. Всего было выпуще­но 238 снарядов главного калибра.

С 9 мая по 27 июня 1942 года «Гремя­щий» прошел текущий ремонт, выполнен­ный силами плавучей мастерской № 104. В ходе ремонта 15 июня 45-мм полуавто­матические пушки заменили 37-мм авто­матическими, а на кормовой надстройке дополнительно установили два спаренных 12,7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» с во­дяным охлаждением стволов.

Несмотря на ремонтные работы, кораб­лю почти ежедневно приходилось отражать воздушные атаки. За это время зенитчики эсминца сбили три Ю-87 и столько же пов­редили, причем 1 июня в один из «юнкерсов» прямой наводкой угодил 76-мм сна­ряд, на бомбардировщике сдетонировал еще неиспользованный боекомплект, мгновенно уничтожив его. Кстати, тогда же наши моряки впервые попытались применить для противовоздушной обо­роны 130-мм пушки Б-13.

С конца июня «Гремящий» снова при­ступил к охране конвоев. В ночь на 10 июля он вместе с «Сокрушительным» и «Гроз­ным», осуществляя поиски одиночных транспортов разгромленного конвоя PQ-17, был атакован четырьмя бомбардиров­щиками Ю-88. Два из них выбрали своей жертвой «Гремящий» — 4 бомбы взорва­лись в воде в 4—5 м от его левого борта. От сотрясения вышли из строя гироком­пас, 2-й дальномер ДМ-4, лопнул прием­ный патрубок циркуляционного насоса. В дальнейшем управление кораблем велось по магнитному компасу. Вечером того же дня он вернулся в Ваенгу.

В течение двух недель «Гремящий», стоя на якоре на рейде Ваенги, отражал почти ежедневные налеты самолетов «люфтваффе». 23 августа один из пуле­метчиков эсминца в пылу боя зацепил очередью «кольта» кормовой дальномер ДМ-3, всадив в него десять 12,7-мм пуль и полностью выведя прибор из строя.

С 25 по 28 августа «Гремящий» конвоировал до Новой Земли транспорт «Диксон», а по возвращении до середи­ны сентября стоял в Росте, производя чистку и щелочение котлов и одновре­менно выполняя роль зенитной батареи, включенной в систему ПВО Мурманска. 5 сентября зенитчики эсминца вместе с береговыми батареями внезапно откры­ли огонь по большой группе бомбарди­ровщиков, летевших в сопровождении истребителей на Мурманск, и сбили 3 «юнкерса». Разъяренные немцы сброси­ли на эсминец 12 бомб, но все они разо­рвались не ближе чем в 50 м от корабля и никакого вреда не причинили.

Но, пожалуй, наиболее успешно про­явил себя экипаж эсминца две недели спустя в открытом море, во время кон­воирования каравана PQ-18. 18 сентяб­ря в 10.35 в районе мыса Канин Нос на транспорты попытались совершить ата­ку сразу 18 торпедоносцев, летевших на предельно малой высоте (6—10 м). На­блюдатели с «Гремящего» — краснофлот­цы Листенев и Лужков своевременно об­наружили противника. Вот тут-то 130-мм пушки «Гремящего» показали себя пре­красным зенитным оружием! Корабли эс­корта открыли огонь из орудий всех ка­либров. В результате примерно из 60 немецких бомбардировщиков (39 Хе-111, 19 Ю-88 и несколько четырехмоторных «Фокке-Вульф» FW-200), налетевших на конвой двумя волнами, 15 были сбиты, в том числе 3 — «Гремящим». При этом конвой потерял лишь один транспорт — сухогруз «Кентукки», в который попала торпеда с «хейнкеля». Расход боеприпа­сов на «Гремящем» составил 72 139-мм, 145 76-мм, 1494 37-мм снарядов и 1704 12,7-мм патронов.

Не пострадав во время боя, «Гремя­щий» на следующий день попал в 8-балльный шторм и получил ряд повреж­дений (лопнула верхняя палуба в районе 173-го шпангоута, сорвало вьюшку на полубаке и т.д.). 20 сентября эсминец вместе с судами конвоя прибыл в Архан­гельск, а через два дня ушел в Поляр­ный. 14 октября под флагом командую­щего флотом адмирала А.Г.Головко он выходил в море встречать прибывшие с Дальнего Востока лидер «Баку» и эсмин­цы «Разумный» и «Разъяренный».

21 октября «Гремящий» опять попал в шторм и вновь потерял обе носовые вьюшки (включая только что установлен­ную), а также кормовой кранец с боеза­пасом. В следующем походе эсминцу досталось еще больше. 30 октября ра­зыгрался 7-балльный шторм со сплош­ными снежными зарядами, к вечеру уси­лившийся еще больше. Крен «Гремяще­го» при качке достигал 52°. Затем нача­лись неприятности: в 1-м и 3-м котлах попеременно начали лопаться водогрей­ные трубки. Котлы приходилось выводить из строя и трубки заглушать, что в усло­виях жестокого шторма было очень не­просто. Корабль был вынужден прервать поход и вернуться в базу.

С ноября 1942 года «Гремящий» нахо­дился в Ваенге и Мурманске. Экипаж чис­тил котлы, занимался боевой подготовкой и нес службу ПВО. 16 января 1943 года корабль поставили на ремонт на Север­ной судостроительной верфи в Мурманс­ке. 2 марта эскадренный миноносец «Гре­мящий» был удостоен гвардейского зва­ния — как говорилось в приказе, «за про­явленную отвагу в боях за отечество с не­мецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисцип­лину и организованность, за беспример­ный героизм личного состава».

За время ремонта, продолжавшегося до 29 апреля, эсминец десять раз отра­жал воздушные атаки. 10 марта из пуле­мета был сбит истребитель Ме-109, а неделю спустя, 17-го, — еще один само­лет, тип и принадлежность которого ус­тановить не удалось. В документах он значится как «самолет с советскими опознавательными знаками».

В мае — июне «Гремящий» участвовал в семи боевых походах, главным обра­зом это было эскортирование конвоев. 19 июня эсминец успешно отразил атаку «волчьей стаи» немецких подлодок, сбросив 14 глубинных бомб и выпустив 6 130-мм ныряющих снарядов.

Всего за период с начала войны до 1 июня 1943 года «Гремящий» прошел 27043 мили за 1921 ходовой час. За это время он провел 9 стрельб по береговым целям (4 раза по пеленгу и дистанции и 5 раз с корректировкой с берега), выпустив 1425 130-мм снарядов. Корабль отразил 66 воздушных атак, израсходовав при этом 1115 76-мм, 3633 37-мм и несколько со­тен 45-мм снарядов. За два года войны он 6 раз использовал противолодочное оружие, сбросив в сумме 31 малую и 30 больших глубинных бомб.

В дальнейшем «Гремящий» использо­вался в основном для эскортирования со­юзных и внутренних конвоев. Исключение составляли две набеговые операции, осу­ществленные в 1944 году. Вечером 9 ок­тября эсминец вместе с «Громким» при­были в Мотовский запив, где состоялось демонстративная высадка десанта (с целью отвлечь противника от направления главного удара). Корабли выпустили по 475 снарядов главного калибра, подавив немецкую 150-мм батарею и разрушив часть переправы через реку Титовку.

В ночь на 26 октября «Гремящий» вместе с «Разумным», «Разъяренным» и лидером «Баку» (флаг контр-адмирала В.А.Фокина) участвовал в обстреле пор­та Варде. Огонь велся централизованно, по данным РЛС. Всего было выпущено 597 снарядов (со всех кораблей), но пос­ле того как начали отвечать береговые батареи врага, отряд советских кораб­лей поспешил уйти. Эффект обстрела оказался невелик: известно лишь о пов­реждениях одного находившегося в пор­ту дрифтербота и трех причалов.

Это была последняя боевая операция «Гремящего». Сильно изношенный не­прерывной боевой службой корабль 19 января 1945 года был поставлен на ка­питальный ремонт, продолжавшийся без малого пять лет.

Всего за годы войны самая знамени­тая «семерка» нашего флота выполнила 90 боевых заданий, прошла в боях и похо­дах 59 850 миль, отразила 112 воздушных атак, сбив 14 и повредив более 20 само­летов противника, потопила одну подвод­ную лодку, обеспечивала переходы 63 кон­воев. Командовали «Гремящим» капитан 3 ранга А.И.Турин (до 16.12.1942; 8 июля 1945 года ему было присвоено звание Ге­роя Советского Союза), капитан-лейте­нант, затем капитан 3 ранга Б.Д.Николаев (до 26.6.1944), капитан-лейтенант Б.В.Гаврилов (до 16.7.1944и с 14.1.1945, времен­но исполняющий должность), капитан 3 (позже 2) ранга Е.Т.Кашеваров (с 16.7.1944 по 14.1.1945).