«Гневный»

 

Головной корабль серии. Формально вошел в строй в октябре 1938 года, фактически — в декабре. Участвовал в войне с Финляндией (14 декабря 1940 года обстреливал неприятельские пози­ции на острове Уте). К началу Великой Отечественной войны входил в отряд легких сил КБФ и базировался в Риге (Усть-Двинске).

В первый день войны командир отря­да легких сил получил приказ обеспечить прикрытие минных поставок-' в устье Финского залива. Во главе отряда вы­шел в море «Гневный», а за ним — крей­сер «Максим Горький», эсминцы «Гор­дый» и «Стерегущий».

В 3.45 23 июня 1941 года в 16 милях от маяка Тахкуна «Гневный» подорвался на мине. Корабль подбросило так, что шлюп­ка с правого борта перелетела через про­жекторную площадку и упала на первый торпедный аппарат. Торпеды сорвались со стопоров и вышли из обоих аппаратов, упершись в стенки расположенных впере­ди надстроек. Носовая часть корабля до 44-го шпангоута вместе со 130-мм оруди­ем № 1 оторвалась и мгновенно затонула. 20 человек погибли, еще 23 были ранены.

В результате сильного сотрясения большинство вспомогательных механиз­мов, включая все турбонасосы 1-го ко­тельного отделения, сорвало с фунда­ментов, трубопроводы оказались разру­шенными. Давление в котлах село (а в котле № 1 вообще упало до нуля), оста­новились главные турбины и турбодинамо. Во всех отсеках погас свет, аварий­ное освещение не работало, так как перед выходом корабля в море аккумуля­торы не были заряжены. Дизельгенератор запустить не удалось из-за того, что ударившая в его помещение торпеда де­формировала стенку, та же, в свою оче­редь, закоротила пусковой аккумулятор.

Переборка на 44-м шпангоуте получи­ла повреждения и утратила водонепрони­цаемость. Наружная обшивка с левого борта и внутренняя переборка, ограни­чивающая топливные цистерны, в рай­оне 1-го котельного отделения были ра­зорваны, в результате чего все носовые отсеки до 78-го шпангоута начали запол­няться водой. В кормовой части (190—192 шп.) и между машинными отделениями (133—138 шп.) образовались гофры и тре­щины в обшивке, из-за чего в кормовые отсеки также стала поступать вода.

Борьба за живучесть эсминца осложня­лась тем, что находившийся в своей каю­те командир БЧ-5 погиб в момент взрыва мины, а командир эсминца капитан 2 ран­га М.Т.Устинов тяжело контужен. Тем не менее удалось запустить мотопомпу, ук­репить подпорами переборки. Для вырав­нивая дифферента на нос затопили поме­щение химической кладовой. Через 15 — 20 минут поступление воды внутрь корпу­са прекратилось и корабль принял устой­чивое положение с небольшим дифферен­том и креном на левый борт порядка 3°.

Однако в этот момент поступило сооб­щение, будто бы обнаружены перископы подводных лодок. Командир отряда капи­тан 2 ранга И.Г.Святов, учитывая обста­новку (а помимо «Гневного», на мине по­дорвался и «Максим Горький»), приказал личному составу покинуть корабль. Эки­паж «Гневного» принял подошедший к нему «Гордый», а затем оставленный ко­рабль был расстрелян 130-мм фугасными снарядами. Но, несмотря на пожар и взрыв боезапаса одного из артиллерийских пог­ребов, брошенный эсминец упорно не хо­тел тонуть. Только через двое суток его потопила немецкая авиация.