«Гордый»

 

Подобно головному эсминцу серии — «Гневному» — «Гордый» участвовал в советско-финской войне (нес дозорную и конвойную службу), а в начале Вели­кой Отечественной войны входил в со­став отряда легких сил КБФ, прикрывал минные постановки, участвовал в оборо­не Моонзунда и Таллина, сам ставил мины. Дважды спасал экипажи терпящих бедствие эсминцев — «Гневного» (23 июня) и «Сердитого» (19 июля).

В операции по перебазированию ос­новных сил Балтфлота из Таллина в Кронштадт 28—30 августа 1941 года (из­вестной как «Таллиннский прорыв» — од­ной из самых мрачных страниц в исто­рии советского флота) «Гордый» входил в отряд главных сил (крейсер «Киров» под флагом командующего флотом вице-адмирала В.Ф.Трибуца, лидер «Ленинг­рад», 4 эсминца, 4 подводные лодки, 5 тральщиков, 11 катеров и 2 вспомога­тельных судна).

28 августа в 20.36 в правом параване «Гордого» в 5—8 м от корпуса взорвалась мина. Повреждения оказались очень тяже­лыми. Через трещины и разошедшиеся заклепочные швы вода залила все три ко­тельных отделения, причем во втором за­горелся вытекший из цистерн мазут. Кро­ме того, в районе 175—183-го шпангоутов образовался гофр и трещины в наружной обшивке. На помощь эсминцу были высла­ны сторожевой корабль «Коралл» и ледо­кол «Октябрь», позже подошли тральщик «Гак» и эсминец «Свирепый». Командир «Гордого» капитан 3 ранга Е.Б.Ефет, не желая рисковать всем экипажем, прика­зал остаться на корабле 45 специалистам, а остальных моряков взял на борт траль­щик. «Свирепому» удалось взять «Гордый» на буксир. Почти двое суток длилась его буксировка в Кронштадт, так как ночью приходилось становиться на якорь. За это время он подвергался массированным ата­кам авиации. Отражая ее налеты, зенит­чики «Гордого» расстреляли весь боеза­пас. На эсминец было сброшено 267 бомб, но ни одна из них не попала в цель. Ко­рабль дошел до Кронштадта.

Через месяц, 29 сентября, «Гордый» получил тяжелые повреждения в резуль­тате авианалета и был переведен в Ле­нинград для ремонта на Балтийском за­воде, где ремонтировался до 8 октября.

В ноябре «Гордый» был включен в со­став отряда кораблей, предназначавшего­ся для эвакуации гарнизона Ханко. 13 но­ября 1941 года он вместе с эсминцем «Су­ровый», минным заградителем «Урал», несколькими катерами и тральщиками на­правлялся к полуострову Ханко и ночью попал на минное поле. Сначала мины рва­лись в параванах тральщиков, затем по­гибли морской охотник, тральщик, подо­рвался «Суровый». «Гордый» вышел в го­лову отряда. 14 ноября в 3.20 под водой раздался глухой взрыв (вероятно, срабо­тал минный защитник), но параваны не были проверены, и эсминец продолжал движение, выкатившись влево с протра­ленного фарватера. Через 10 минут по левому борту раздался сильный взрыв, из пробоины вырвались клубы пара. Мина взорвалась в районе 1-го машинного и 3-го котельного отделений, все находив­шиеся там люди погибли. Корабль полу­чил крен 20° на левый борт.

В кормовой части образовался гофр, трещина в наружной обшивке и широкая метровая трещина в настиле верхней па­лубы. Помещения в районе 185—205-го шпангоутов быстро заполнились водой. Крен увеличился до 30°. При этом дав­ление в котлах упало до нуля. Эсминец лишился электроэнергии и не мог ис­пользовать водоотливные средства.

Через полторы-две минуты по мере затопления отсеков крен сам собой умень­шился до 10°. Хотя часть водонепроница­емых переборок сохранила герметичность, обеспечив тем самым некоторый запас плавучести, выход из строя средств борь­бы за живучесть вынудил командира при­нять решение оставить корабль. Однако через несколько минут в корме в районе 4-го орудия главного калибра по правому борту раздался взрыв второй мины. «Гор­дый» лег на левый борт, а затем, встав почти вертикально, затонул носом вверх. Из экипажа удалось спасти лишь 76 чело­век, еще 12 самостоятельно добрались до острова Гогланд на шлюпке, пройдя за 20 часов 100 миль под парусом при 8-балль­ном ветре. Вместе с кораблем погиб и его неизменный командир — капитан 3 ранга Е.Б.Ефет.