«Сметливый»

 

Второй после «Стремительного» эсми­нец постройки завода имени С.Орджони­кидзе. Участвовал в советско-финской войне — нес дозорную и конвойную служ­бу. К началу Великой Отечественной по уровню боевой подготовки считался одним из лучших кораблей флота.

В первые дни войны участвовал в мин­ных постановках в Ирбенском заливе, в районе острова Сааремаа и Рижском заливе. Базировался в Усть-Двинске, Куйвастэ, 30 июня перешел в Таллин. Вместе с другими кораблями дивизиона неоднок­ратно обстреливал сухопутные позиции немецких войск. Получил повреждения от взрывов вражеских авиабомб, из-за чего с 15 по 27 июля проходил ремонт на Бал­тийском заводе в Ленинграде, затем вер­нулся в Таллин.

Во время перехода в Кронштадт «Смет­ливый» вместе с «Гордым» входил в от­ряд главных сил и стал, пожалуй, един­ственным эсминцем, полностью сохранив­шим боеспособность к моменту заверше­ния прорыва.

В сентябре-октябре 1941 года «Смет­ливый» принимал непосредственное учас­тие в обороне Ленинграда, вел огонь из орудий главного калибра по наступавшим частям вермахта. Кроме того, участвовал в заградительных операциях в Финском заливе.

В конце октября Ставка верховного главнокомандующего приняла решение эвакуировать гарнизон военно-морской базы Ханко. Предстояла сложная боевая операция, поскольку противником к тому времени в Финском заливе было выстав­лено 4631 мина и 3361 минный защитник. К ее выполнению был привлечен и «Смет­ливый».

Первым крупным боевым соединением, прорвавшимся из Кронштадта, стал отряд вице-адмирала В.П.Дрозда (эсминцы «Стойкий» и «Славный», минный загради­тель «Марти», 4 тральщика и 5 стороже­вых катеров). Вслед за ним, 3 ноября, вы­шел второй отряд под командованием ка­питана 2 ранга В.М.Нарыкова: эсминцы «Сметливый» и «Суровый», 4 тральщика, 4 морских охотника и 4 торпедных катера. Корабли без потерь достигли Ханко: пол­ная луна и штиль позволили вовремя за­мечать плавающие и срезанные парава­нами мины.

Во время стоянки в базе «Сметливый» попал под обстрел финской осадной ар­тиллерии, и один вражеский снаряд вы­вел из строя носовое орудие эсминца. Тем не менее посадка эвакуируемых прошла успешно. Приняв на борт 560 человек, «Сметливый» 4 ноября отправился в об­ратный путь. В строю он шел концевым. На нем работали 2 котла (№ 1 и № 2), эс­кадренный ход отряда равнялся 13 узлам.

Погода ухудшалась, поднялся ветер силою 4—5 баллов, волны — 4 балла. Это сильно затруднило форсирование минно­го поля, выставленного немцами к севе­ро-западу от острова Нарген.

В 23.07 в правом параване «Сметли­вого» взорвалась мина. Корабль окутало облаком пара и дыма. Командир прика­зал дать полный ход назад, но, едва тур­бины перевели на задний ход, давление пара упало до нуля. Эсминец остался без хода.

Осмотр показал, что взрыв произошел в районе 52—58-го шпангоутов. Обшивка получила сильные повреждения, и в носо­вые погреба боезапаса, центральный ар­тиллерийский пост и носовое котельное отделение стала поступать вода. В кормовой части появились гофры в обшивке и настиле палуб, но герметичность отсеков сохранилась.

Уже в 23.20 удалось поднять давление пара, и «Сметливый» малым ходом лег на прежний курс, следуя в кильватер эсмин­цу «Суровый». Но через 5 минут в районе носовой надстройки раздался новый взрыв: корабль подорвался на второй мине. В третьем носовом погребе сдетонировал боезапас, вся носовая часть эс­минца до 61-го шпангоута оторвалась и, продержавшись на плаву примерно 15 минут, затонула. Находившиеся на мости­ке командир корабля капитан 2 ранга В.И.Маслов и командир дивизиона капи­тан 1 ранга А.И.Заяц погибли.

Первое котельное отделение быстро затопило, в остальных вышла из строя большая часть вспомогательных механиз­мов. Гофры в кормовой части корпуса уве­личились, появились трещины, через ко­торые начала поступать вода. Эсминец остался без хода и без управления.

В сложившейся обстановке экипаж воз­главил командир БЧ-3 старший лейтенант П.И.Иванов. Им была организована борь­ба за спасение корабля. Удалось укрепить носовые переборки и запустить дизель-генератор, что позволило перейти с ава­рийного аккумуляторного освещения на нормальное. На помощь искалеченному «Сметливому» подошел тральщик Т-205.

Но через 25 минут после второго взры­ва, в 23.50 дрейфующий эсминец коснул­ся третьей мины. Корпус разорвался в районе 112—116-го шпангоутов на две час­ти, на плаву осталась лишь кормовая. Но­совой торпедный аппарат сбросило за борт. Погас свет, и оставшаяся половина эсминца начала быстро погружаться. Че­рез некоторое время она встала верти­кально винтами вверх и ушла под воду.

Тральщику Т-205 и трем катерам типа МО удалось спасти 350 человек — 80 чле­нов экипажа и 270 пассажиров и эвакуи­руемых солдат. Увы, большинство нахо­дившихся на борту эсминца людей по­гибло.

Во время войны «Сметливым» коман­довал капитан 2 ранга В.М.Нарыков (до 28.10.1941), а за неделю до гибели кораб­ля его сменил В.И.Маслов.