«Стерегущий»

 

Последняя из «семерок» завода имени Жданова, достроенная по первоначально­му проекту. Эсминец участвовал в совет­ско-финской войне — выходил в дозор, конвоировал транспорты, участвовал в маневрах Балтийского флота. В момент нападения фашистской Германии на СССР числился в составе отряда легких сил, в ночь на 23 июня 1941 года вместе с «Гневным» и «Гордым» и крейсером «Максим Горький» прикрывал минные постановки в устье Финского залива. После подрыва крейсера на мине сопровождал его к ос­трову Вормси, а затем в Таллин. Во время последнего перехода в параване «Стере­гущего» взорвалась мина. Эсминец полу­чил небольшие повреждения, но сохранил ход и благополучно прибыл в базу. После недельного ремонта вновь вошел в строй, и уже 2 июля участвовал в минной поста­новке (вместе с эсминцем «Калинин» и тральщиком «Бугель» выставлено 100 мин и 50 минных защитников). Затем эсминец перешел в Ирбенский пролив для дейст­вий на коммуникациях противника.

18 июля наша авиация обнаружила сле­довавший из Вентспилса крупный вражес­кий конвой в составе 26 транспортов, шед­ших в охранении торпедных и сторожевых катеров. Попытки атаковать противника поначалу оказались безуспешными. Четы­ре советских торпедных катера перехва­тила немецкая авиация, потопила один — ТКА-123 — и отогнала остальные. Вышед­шие на поиск эсминцы «Сердитый» и «Гро­зящий» конвой не нашли и из-за недостат­ка топлива повернули назад. Но затем по фашистам нанесли чувствительный удар наши бомбардировщики 73-го авиаполка, а в 16.45 уже на подходе к Уст-Двинску конвой настиг специально посланный на его перехват «Стерегущий». Невзирая на воздушные атаки, эсминец открыл огонь из 130-мм орудий и повредил два тран­спорта (по некоторым утверждениям, «Стерегущий» потопил два транспорта и еще два повредил.— См. «Морской сбор­ник» №7, 1991, с.23. Немецкие источни­ки не подтверждают каких-либо потерь в судах данного конвоя). Близость берега и непрерывные атаки люфтваффе не позво­лили развить успех, и «Стерегущий» лег на обратный курс. Боевых повреждений эсминец избежал.

11 августа «Стерегущий» вместе с тральщиком «Крамбол» вышел из Талли­на для эскортирования в Кронштадт пре­вращенного в плавучий госпиталь пасса­жирского теплохода «Вячеслав Моло­тов». На борту судна помимо экипажа и медицинского персонала находилось 3168 эвакуируемых, в том числе 809 ле­жачих больных и раненых. У мыса Юминда «Крамбол» взорвался на мине и зато­нул. Чуть позже, в районе острова Гогланд, подорвался и «Молотов». Тепло­ход остался на плаву, хотя его положе­ние было очень тяжелым, 40 человек по­гибли. «Стерегущий» взял «Молотова» на буксир и, высадив 600 человек раненых на Гогланде, доставил поврежденное судно в Кронштадт.

В сентябре эсминец прошел ремонт на Балтийском заводе, затем активно участвовал в обороне Ленинграда. 21 сентября 1941 года он находился на Пе­тергофском рейде и вел обстрел бере­говых позиций противника. В 11.05 были замечены вражеские бомбардировщики, следовавшие по направлению к Крон­штадту. На «Стерегущем» сыграли бое­вую тревогу и запустили турбины. Но в этот момент группа бомбардировщиков из 12—16 «Юнкерсов» атаковала эсми­нец. Самолеты пикировали на цель груп­пами по 3 — 4 машины и в течение 7—8 минут сбросили не менее 60 бомб ве­сом от 50 до 250 кг. «Стерегущий» полу­чил три прямых попадания: сначала в по­мещение главстаршин, затем — в район 1-го машинного отделения и, наконец, когда корабль сильно накренился,— в борт в районе кают-компании. Кроме того, эсминец поразило большое число осколков и пуль, что привело к большим потерям в личном составе.

Самые тяжелые последствия вызвал взрыв в машинном отделении. Механиз­мы сорвало с фундаментов, большинство трубопроводов было перебито. В турбо­генераторе № 1 вспыхнул пожар, но огонь распространиться по кораблю не успел, так как был залит хлынувшей через про­боины водой. Первое машинное и третье котельное отделения оказались затоплен­ными, образовался сильный крен на пра­вый борт. Но, несмотря на стремительно падавшее давление пара, «Стерегущий» все же успел на одном ТЗА дойти до от­мели. Объем разрушений не оставлял надежды на спасение корабля. Через чет­верть часа после начала налета эсминец повалился на правый борт и затонул на глу­бине 5,5 м. Оставшиеся в живых моряки спасались вплавь, так как изрешеченные осколками шлюпки тотчас пошли ко дну. Последним эсминец покинул командир — капитан 3 ранга Е.П.Збрицкий.

В течение октября со «Стерегущего» сняли одну 130-мм артустановку, носо­вой шпиль и якорное устройство: все это срочно понадобилось для восстановле­ния эсминца «Страшный», которому взрывом мины оторвало нос до 44-го шпангоута. Поскольку лежавший на грунте «Стерегущий» находился в пря­мой видимости немецких солдат, рабо­ты проводились водолазами по ночам, на ощупь.

Позже с эсминца демонтировали и остальное вооружение. А вот приступить к подъему самого корабля удалось толь­ко после разгрома гитлеровцев под Ле­нинградом. 20 июля 1944 года пролежав­ший на дне без малого 3 года «Стерегу­щий» был поставлен в док на завод име­ни А.А.Жданова. Его ремонт завершил­ся уже после окончания войны.

В годы Великой Отечественной «Сте­регущим» командовали капитан-лейте­нант (затем капитан 3 ранга) Е.П.Збриц­кий (официально до 7.10.1941), капитан 2 ранга В.П.Васильев (с июня 1944 по 3.1.1945) и капитан 3 ранга В.В.Бондарец (с апреля 1945).