«Бодрый»

 

Головной эсминец проекта 7 никола­евской постройки. Официально включен в состав ЧФ через три с лишним месяца после приемки (отсюда разночтения в дате его ввода в строй, колеблющиеся в разных источниках от 6.11.1938 до 1.3.1939). В ходе заводских и приемных испытаний был выявлен ряд дефектов конструкции корабля, из-за чего при­шлось провести дополнительные под­крепления корпуса главных котлов, обо­рудовать раздельное питание силовой и осветительной электросетей, заменить торпедные аппараты и артиллерию глав­ного калибра, переделать изоляцию во всех помещениях, крепление которой не выдержало вибрации во время стрель­бы из орудий. На следующих однотип­ных эсминцах эти усовершенствования осуществлялись уже в ходе постройки.

До начала Великой Отечественной войны «Бодрый» дважды проходил ре­монты: гарантийный с июля 1939 года по апрель 1940 года в Николаеве (на заво­де № 198) и текущий с августа по октябрь 1940 года в Севастополе (на заводе № 201). Кроме того, в апреле 1941-го на эсминце вновь заменили 130-мм орудия Б-13 — первой серии на вторую.

В июне 1940 года «Бодрый» посетил румынский порт Констанцу.

Начало войны застало эсминец в Се­вастополе, где он производил чистку и щелочение паровых котлов. С конца июня «Бодрый» нес дозорную службу, обеспе­чивал ПВО главной базы, прикрывал от­ход кораблей Дунайской флотилии. В июле он одним из первых был оборудо­ван размагничивающими обмотками ЛФТИ, проложенными по борту рядом с привальным брусом.

В течение августа 1941-го «Бодрый» активно участвовал в обороне Одессы. Он сопровождал транспорты, отражал атаки вражеской авиации, неоднократно вел обстрел сухопутных позиций против­ника. Артиллерийские стрельбы прово­дились с помощью береговых корректи­ровочных постов и оказались весьма эффективными. За уничтожение коман­дного пункта и штаба одной из румынс­ких дивизий экипажу «Бодрого» была вынесена благодарность командования Одесской военно-морской базы.

13  августа эсминец перевооружили новыми зенитными автоматами 70-К вместо 45-мм полуавтоматов. Это было сделано весьма своевременно.  Пять дней спустя «Бодрый» возвращался пос­ле очередного обстрела побережья в базу и дважды подвергся воздушным атакам. Затем налеты участились: немец­кие самолеты пытались нанести удар по эсминцу 22, 25 и 28 августа, но интен­сивный зенитный огонь из орудий и пу­леметов заставлял их сбрасывать бом­бы преждевременно.

Первое боевое повреждение эсминец получил 9 сентября в Одессе. Корабль только что прибыл из Севастополя и вы­гружал доставленные в осажденный город боеприпасы (1040 снарядов для полевой артиллерии). В этот момент в левый борт попал вражеский 6-дюймовый снаряд. Взрыв перебил три шпангоута (№ 171, 172 и 173), оборвал кабели и трубопро­воды, уничтожил все оборудование ла­зарета. Осколки проникли в нефтяные цистерны и орудийные погреба, но вос­пламенения топлива или боезапаса, к счастью, не произошло. Эсминец сохра­нил боеспособность и, прикрывшись дымовой завесой, благополучно вышел из гавани. Пробоину в наружной обшив­ке временно заделали пластырем.

На следующие 5 дней пришлась наи­большая интенсивность боевой деятель­ность «Бодрого». Корабль обстрелял 18 береговых батарей противника, пять раз сам подвергался обстрелу с их стороны, а также неоднократно отражал воздуш­ные атаки. Каждый раз экипаж умело применял дымоаппаратуру, что вместе с успешным маневрированием позволило избежать попаданий вражеских снарядов и бомб.

14  сентября «Бодрый» прибыл в Се­вастополь, где всего за полтора дня на нем был произведен основательный ре­монт. Помимо исправления повреждений от разрыва снаряда на корабле измени­ли расположение противоминной обмот­ки, перенеся ее с борта на верхнюю па­лубу. 17 сентября эсминец вновь вышел в море и в течение месяца непрерывно занимался конвойной службой, а также совершил одну минную постановку.

В октябре «Бодрый» принял самое активное участие в эвакуации гарнизона Одессы. Только за четыре дня, с 13 по 17 октября, он израсходовал 45 130-мм, 163 76-мм и 216 37-мм снарядов и 200 12,7-мм патронов. 16 октября, по пути в Севастополь, «Бодрый» попал в шторм (ветер 8 баллов, волна до 7 баллов) и получил небольшие повреждения.

Суровым испытанием для экипажа эсминца стало 31 октября 1941 года. Корабль возвращался в Севастополь пос­ле обстрела занятых противником бере­говых позиций в районе Евпатории. В 16.25 на дистанции 60 кбт были обнару­жены вражеские самолеты — 9 «юнкерсов» и 6 «мессершмиттов». «Бодрый» увеличил ход и через минуту открыл огонь. Пилоты люфтваффе (явно имев­шие немалый опыт) действовали грамот­но, заходя на цель выше облаков, а за­тем пикируя со стороны солнца. Всего немцы сбросили на советский эсминец 36 бомб и выпустили огромное количес­тво пуль и снарядов. Причем, если бом­бардировщики, сбросив свой груз, ушли, то истребители продолжали обстрели­вать корабль в течение часа — вплоть до его входа в Севастополь.

Прямых попаданий бомб не было, но некоторые из них взорвались в опасной близости от корабля, на расстоянии 7— 10 м от корпуса. Осколки буквально из­решетили эсминец: по возвращении в Севастополь в надстройках и надводном борту насчитали около двух тысяч про­боин! Еще 19 пробоин оказалось в под­водной части — по левому борту в рай­оне ватерлинии. Из топливных цистерн начала вытекать нефть — как за борт, так и внутрь корабля. Давление в котельных отделениях резко упало, что вызвало снижение скорости. Вышли из строя дальномеры, различные приборы, заго­релись дымовые шашки и 37-мм снаря­ды в кранцах. Потери экипажа состави­ли 4 человека убитыми и 49 ранеными (в числе последних был и командир эсмин­ца капитан 3 ранга В.М.Митин).

Борьба за живучесть корабля прохо­дила в сложных условиях под непрерыв­ным огнем с истребителей. В ее ходе произошел редкий случай. Вентиляторы затянули дым от горевших дымовых ша­шек во второе котельное отделение. В это время от сотрясения корпуса откры­лась крышка люка котельного отделения, и из него повалил густой дым. Аварий­ная партия, решив, что там вспыхнул по­жар, бросила в люк баллоны с углекис­лотой, но те, к счастью, не сработали — иначе котельное отделение вышло бы из строя.

Два дня спустя, уже находясь у стен­ки Севморзавода, эсминец подвергся новой воздушной атаке. Три фашистских бомбардировщика неожиданно появи­лись над городом и резко спикировали на стоявший корабль. Четыре 250-кг бом­бы угодили в нефтяную баржу, стоявшую у левого борта «Бодрого», и потопили ее. В корпусе эсминца образовалось около тысячи новых осколочных пробоин, из них 14 — в подводной части корпуса. Пов­реждения усугубил пожар: это вспыхну­ло растекшееся по воде топливо. 10 че­ловек из команды корабля погибли и еще 16 были ранены.

Продолжать ремонт в Севастополе посчитали опасным, поэтому в ночь на 3 ноября «Бодрый» своим ходом в сопро­вождении эсминца «Безупречный» от­правился в Поди. На переходе сквозь наспех заделанные деревянными про­бками пробоины начала просачиваться вода, из-за чего крен достигал 10°. Один раз пришлось даже останавливать тур­бины, но в конце концов все закончилось успешно. Корабли прибыли в Поти, где менее чем за полтора месяца «Бодрый» был полностью отремонтирован и до­укомплектован экипажем.

16 декабря 1941 года эсминец, приняв на борт 227 человек десанта, вышел в Ту­апсе, а оттуда — в Новороссийск. Четыре дня спустя «Бодрый» в составе отряда ко­мандующего флотом вице-адмирала Ф.С.Октябрьского (крейсера «Красный Крым», «Красный Кавказ», лидер «Харь­ков» и эсминец «Незаможник») участво­вал в знаменитом прорыве в осажденный Севастополь. Отряд отразил многочислен­ные атаки бомбардировщиков люфтваф­фе и доставил в город 4 тысячи бойцов 79-й бригады морской пехоты. На борту «Бодрого» в этом походе находилось 340 десантников, 6 противотанковых орудий и 35 т боеприпасов.

Более суток эсминец находился в Се­вастополе, почти непрерывно ведя огонь по вражеским самолетам и сухопутным войскам, а вечером 22 декабря ушел в Поти. Всего за этот поход «Бодрый» вы­пустил по неприятелю 421 130-мм, 83 76-мм, 292 37-мм снаряда и 450 12,7-мм пуль. Зенитчикам корабля удалось под­бить один «Юнкерс-88».

В январе 1942 года «Бодрый» прошел планово-предупредительный ремонт в Поти, совершил два выхода в море для обстрела береговых позиций гитлеровцев (израсходовал 174 130-мм снаряда) и про­извел высадку десанта в районе Судака. В конце февраля эсминец был поставлен на капитальный ремонт в Туапсе и однов­ременно включен в систему ПВО города. 26 марта комендоры «Бодрого» огнем из 130-мм орудий сбили вражеский самолет.

Приближение немцев заставило 8 июля перебазировать эсминец в Поти для завершения ремонта. Работы уже были закончены, когда произошла тра­гедия. 16 июля 1942 года 16 вражеских бомбардировщиков приблизились к базе на большой высоте (6—7 км) и группами спикировали на корабли. В корму «Бод­рого» почти одновременно с сигналом боевой тревоги попали 2 бомбы. Первая пробила настил палубы по правому бор­ту в районе 166—167-го шпангоутов, уда­рилась во вспомогательный упорный подшипник гребного вала и, изменив направление, пронзила несколько пере­борок и цистерн, но не взорвалась. Вто­рая угодила в кормовое машинное отде­ление, и ее взрыв вызвал огромные раз­рушения. Наконец, серьезный вред при­чинила и третья бомба, разорвавшаяся между стенкой пирса и кормой корабля в районе 220-го шпангоута.

Эсминец встряхнуло так, что некоторых моряков выбросило за борт. Дым и выры­вавшийся из перебитого трубопровода раскаленный пар сделали невозможным вести зенитный огонь. Кормовой торпед­ный аппарат и трехметровый дальномер были сорваны со своих оснований и вы­брошены за борт. Все помещения позади 133-го шпангоута быстро заполнились во­дой, корабль осел кормой на 5,7 м.

Экипаж немедленно включился в борьбу за живучесть корабля. Сначала локализовали поступление воды внутрь корпуса, затем с помощью подошедше­го буксира СП-13 осушили ряд помеще­ний и подвели под корму два 80-тонных понтона. На следующий день, предвари­тельно обрезав висевший на искорежен­ных листах обшивки торпедный аппарат, эсминец ввели в плавучий док. При осу­шении дока раздался сильный треск: это разорвались связи в районе 159-го шпан­гоута. Кормовая часть «Бодрого» факти­чески отломилась — точнее, «повисла на волоске».

Ремонт корабля силами слабо обору­дованной базы в Поти затянулся на 2,5 года. Вступил он в строй лишь 31 декабря 1944-го. К тому времени боевые дей­ствия на Черном море завершились.

За годы войны «Бодрый» прошел 12 120 миль, 13 раз выходил на обстре­лы береговых позиций противника, про­извел 72 зенитные стрельбы. Эсминец выпустил по неприятелю 1332 130-мм, 988 76-мм, 1245-мм, 1771 37-мм снаря­дов и 1433 12,7-мм пуль, поставил 50 мин КБ-3. На его боевом счету— 2 сбитых и 2  поврежденных вражеских самолета. Торпедное и противолодочное оружие ему использовать не пришлось.

Командовали эсминцем капитан 3 ран­га В.М.Митин (до июля 1942 г.), капитан 3 ранга Е.А.Козлов (с 16.7.1942 по 24.4.1944) и капитан 2 ранга Ф.В.Жиров (с 24.4.1944 до конца войны).