«Беспощадный»

 

Официально включен в состав ЧФ 2 октября 1939 года. Неделю спустя, в ночь с 9 на 10 октября, попал в 8-балльный шторм, в результате чего корпус в рай­оне 84 — 90-го шпангоутов деформиро­вался (срезались заклепки, образовались трещины, погнулись шпангоуты и бимсы). Это был «первый звонок», свидетель­ствующий о недостаточной прочности корпусов «семерок».

После экстренного ремонта «Беспо­щадный» вместе с лидером «Москва» с 19 по 24 октября совершил официаль­ный визит в Стамбул.

В 1940 году в ходе эксплуатации эс­минца выявились дефекты в механизмах и электрооборудовании. Гарантийный ре­монт затянулся на 6 месяцев — пришлось заменить турбину высокого давления ТЗА № 2. Зато к началу войны корабль был в хорошем техническом состоянии.

С 22 по 30 июня 1941 года «Беспо­щадный» ежедневно выходил в море для постановки оборонительных минных за­граждений (хотя до сих пор непонятно, против кого предназначались эти заграж­дения? Ведь у противника — Румынии — в то время имелось всего 4 эсминца и 1 подводная лодка!). Всего кораблем было выставлено 114 мин.

13 июля при выходе из Севастополя эсминец под действием ветра и течения сошел с фарватера и сел на мель. Хотя повреждения оказались легкими (погну­ты лопасти винтов), командир корабля капитан 3 ранга П.В.Глазовский был от­дан под трибунал и осужден на 5 лет.

С конца июля по сентябрь «Беспощадный» почти постоянно находился в море, сопровождая транспорты, обстреливая румынские виска под Одессой, неся до­зорную службу. 22 сентября, во время артиллерийской поддержки советского десанта под Григорьевкой, эсминец ата­ковали 22 фашистских бомбардировщи­ка, сбросивших на корабль 84 бомбы. «Юнкерсы-87» пикировали с разных на­правлений, затрудняя зенитный огонь. Сначала близким разрывом бомбы была повреждена корма — в районе 173-го шпангоута на палубе и по бортам обра­зовался гофр. От сотрясения сработал кормовой торпедный аппарат: торпеды с включившимися двигателями удари­лись в переборку помещения дизель-ге­нераторов, но, к счастью, не взорвались. Через трещины в кормовые помещения начала поступать вода; скорость эсмин­ца, поначалу доведенная до 24 узлов, стала падать. В этот момент «Беспощад­ный» получил сразу два прямых попада­ния бомб в носовую часть. Одна из бомб, пробив палубу полубака около клюза пра­вого борта, вышла через борт и взорва­лась в воде. Другая разорвалась в глу­бине корпуса, в районе мотора носового шпиля. В результате вся носовая часть корпуса до 35-го шпангоута оказалась фактически оторванной и держалась лишь на искореженных листах обшивки. Эсминец получил дифферент на нос в 1,5м, но сохранил ход и самостоятель­но добрался до Одессы.

В течение 23 сентября на «Беспощад­ном» подкрепили переборки, а также палубы и борта в районе гофров. Вече­ром с помощью буксира СП-14 повели эсминец в Севастополь. Буксировка осу­ществлялась кормой вперед со ско­ростью 2—3 узла. Из-за усилившегося до 5 — 6 баллов волнения моря раскачива­ющаяся носовая часть начала сдирать обшивку с левого борта, образовался крен, возникла угроза затопления 3-го кубрика. Положение становилось крити­ческим. Единственным выходом было решение обрубить носовую часть кораб­ля. Рискованную операцию выполнил старшина 2-й статьи Сехниашвили. Спус­тившись по штормтрапу за борт, он обычным топором в течение часа делал насечки в бортовой обшивке, пока носо­вая часть не обломилась и не ушла под воду. После этого «Беспощадный» был взят на буксир «Сообразительным», а спасательное судно СП-14 шло сзади, защищая собой от волн искалеченный корпус эсминца.

По прибытии в Севастополь «Беспо­щадный» сначала ремонтировался в Се­верном доке, а затем — на заводе №201. Носовая часть от нулевого до 18-го шпангоута была заимствована у погибшего эсминца «Быстрый», участок от 18-го до 40-го шпангоута пришлось изготовить заново. Восстановительные работы уже почти закончились, когда ко­рабль подвергся новому налету. 12 нояб­ря 1941 года в 11.25 250-кг бомба попала в верхнюю палубу в районе 103-го шпан­гоута, зацепила котел № 2, пробила глав­ную паровую магистраль, двойное дно и взорвалась под днищем на грунте. Еще две бомбы взорвались рядом в 4—5 м от пра­вого борта в районе 190-го шпангоута.

Эсминец вновь получил серьезные повреждения. В корпусе образовалось множество гофров и пробоин, 2-е и 3-е котельные отделения были затоплены, заклинило валопроводы, вышли из строя многие механизмы. В придачу в первом котельном отделении вспыхнул пожар — правда, его удалось вскоре потушить.

Благодаря энергичным действиям эки­пажа распространение воды быстро устра­нили. Под пробоину подвели пластырь, в дополнение к собственным водоотливным средствам подключили помпы с буксира СП-14. Вечером корабль с дифферентом в 1,75 м и креном в 14 на правый борт был введен в Северный док.

Из-за постоянной угрозы воздушных атак решили даль­нейший ремонт «Беспощадно­го» провести в Поти, для чего в течение нескольких дней эс­минец экстренно готовили к пе­реходу. Пробоины заделали пластырями, носовой отсек за­сыпали пробковой крошкой, в котельных отделениях также уложили мешки с пробкой. Все­го на корабль погрузили около 90 кубометров крошеной и лис­товой пробки.

17 ноября «Беспощадный» на буксире эсминца «Шаумян» вышел из Севастополя в Поти. Поначалу скорость буксиров­ки колебалась в пределах 8 — 13 узлов, но затем в пустые топливные цистерны стала просачиваться вода, образо­вался крен. Скорость при­шлось снизить до 5 узлов. Во­лны повредили пластыри, течь усилилась. Мотопомпы не справлялись с поступавшей водой. Выручил трактор ХТЗ, предусмотрительно погружен­ный на палубу: к его двигателю подключили дополнительную помпу. Трое суток напряженной борьбы со стихией увенча­лись успехом: 20 ноября эсминец при­был в Поти. Под его носовую часть сра­зу же подвели понтоны, но прошло еще 2,5 месяца, пока он дождался своей оче­реди постановки в док. Полный ремонт корабля завершился лишь в сентябре 1942 года. Эсминец вышел на испыта­ния под краснознаменным флагом: 3 ап­реля за активные действия в начале во­йны он был награжден орденом Красно­го Знамени.

С 21 октября до конца ноября «Бес­пощадный» эскортировал транспорты из Поти в Туапсе, сам перевез из Батуми в Поти 596 красноармейцев. С 29 ноября по 2 декабря совместно с «Бойким» со­вершил рейд к болгарскому побережью, где якобы потопил торпедами вражеский транспорт. 9—10 декабря эсминец сно­ва занимался перевозкой войск (доста­вил из Поти в Туапсе 522 бойца), а 26 — 29 декабря вместе с «Сообразительным» повторил набеговую операцию к вражес­ким берегам. Корабли опять попали в полосу тумана и, не обнаружив против­ника, вернулись в Поти.

31 января 1943 года «Беспощадный» занимался обстрелом позиций неприяте­ля в районе Новороссийска (за 30 минут выпустил 206 130-мм снарядов). Затем неоднократно выходил в дозоры, конво­ировал транспорты, сам перевозил вой­ска (13 февраля при переходе из Поти в Геленджик взял на борт рекордное число бойцов — 1548 человек с вооружени­ем), совершал демонстративные обстре­лы занятого противником побережья. 4 февраля во время шторма получил лег­кие повреждения корпуса.

Всего с начала войны до 1 апреля 1943 года «Беспощадный» прошел 18 565 миль (до войны, включая сдаточные испытания — 28 327 миль). За это время он выпустил 1818 130-мм, 710 76-мм, 727 45-мм, 325 37-мм снарядов, 605 12,7-мм пуль и 6 торпед. Глубин­ные бомбы не применялись. Из средств химической защиты интенсивно исполь­зовалась дымоаппаратура ДА-2 (пос­тавлено 30 дымзавес), реже — аппара­тура ДА-1 (около 10 дымзавес).

Одной из самых трагических дат в ис­тории советского ВМФ стало 6 октября 1943 года. Отряд кораблей в составе лидера «Харьков», эсминцев «Способ­ный» и «Беспощадный» возвращался из набеговой операции к берегам Крыма. Командир отряда — капитан 2 ранга Г.П.Негода — держал свой брейд-вымпел на «Беспощадном».

Отряд прикрывали три истребителя дальнего действия. В 8.10 им удалось сбить немецкий разведчик, и Негода при­казал эсминцу «Способный» подобрать летчиков. Эта 20-минутная задержка ока­залась роковой. Внезапно в 9.00 появи­лись «юнкерсы» и атаковали лежавшие в дрейфе корабли со стороны солнца. «Харьков» получил три прямых попада­ния и лишился хода. Затем вражеские атаки возобновлялись одна за другой. Советские истребители сбили два само­лета— Ю-87 и Ме-109, но соотношение сил было не в нашу пользу.

В 11.50 примерно 10—12 бомбарди­ровщиков нанесли удар по «Беспощад­ному». Одна из бомб, весом не менее 200 кг, попала в носовое машинное от­деление с правого борта и взорвалась под днищем корабля. Паровая магис­траль была перебита, лопнул настил па­лубы в районе 110—115-го шпангоутов, образовалась огромная пробоина. Вто­рая бомба взорвалась вблизи левого борта напротив кормового машинного отделения, изрешетив обшивку корпуса. Эсминец начал крениться на левый борт, освещение погасло, давление пара упа­ло до нуля. Вода мгновенно затопила первое машинное отделение и через пробоины и разошедшиеся швы посту­пала в 3-е и 2-е котельные отделения. Все силы экипажа были брошены на спа­сение корабля.

По приказу командира «Беспощадный» избавился от лишнего в данной ситуации оружия — выстрелил торпеды и сбросил глубинные бомбы. Под пробоину с право­го борта подвели пластырь, хотя тот при­легал плохо. Воду откачивали ручными помпами, а около 14.00 — с помощью по­дошедшего «Способного». Последний взял «Беспощадного» на буксир, одновре­менно осуществляя перекачку топлива с аварийного эсминца в свои цистерны.

Но новый налет перечеркнул появившу­юся надежду на спасение. В 14.13 в «Бес­пощадный» попали сразу четыре бомбы — три в кормовую часть и одна во второе машинное отделение. Эсминец разломил­ся пополам. Кормовая часть затонула поч­ти мгновенно. Носовая некоторое время держалась на воде, но в 14.25, встав вер­тикально форштевнем вверх, ушла в пу­чину. Чуть позже участь «Беспощадного» разделили «Способный» и «Харьков». Из 903 человек, находившихся на борту трех погибших кораблей, катера и гидросамолеты спасли 187, в том числе 41 из экипа­жа «Беспощадного».

В годы войны «Беспощадным» коман­довали капитан 3 ранга П.В.Глазовский (до 17.7.1941), капитан-лейтенант Г.П.Негода (до 24.11.1941, затем стал командиром 1-го дивизиона эсминцев. После гибели «Беспощадного» спасен, переведен на ТОФ), капитан 3 ранга В.А.Пархоменко (с 24.11.1941, спасен, позже стал адмира­лом, командующим ЧФ).