«Разъяренный»

 

Заложен на заводе № 198 как «Пере­довой», перезаложен на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре 17.9.1937 года. 25 сентября 1940 года переименован в «Развитой», а 16 мая 1941-го — в «Разъ­яренный». Официально вошел в состав ТОФ 14 декабря 1941 года.

В июне — июле 1942 года прошел под­готовку к плаванию во льдах аналогично «Разумному». 15 июля вышел из Влади­востока в составе ЭОН-18.

В бухте Провидения 30 июля «Разъ­яренный» зацепил грунт штатным брон­зовым винтом и серьезно повредил ло­пасти. Винт пришлось менять на запас­ной, взятый с «Разумного». Все рабо­ты проводились на плаву, и их удалось закончить за неделю. Однако выясни­лось, что правый гребной вал также погнут. Из-за большой вибрации кор­пуса скорость корабля пришлось огра­ничить 8 узлами.

Чукотское море встретило экспеди­цию мощным льдом. 17 августа «Разъ­яренный» сильно сдавило ледяными полями и с огромным трудом он был выведен из ловушки ледоколами «Ми­коян» и «Каганович».

Большую часть пути от Амбарчика до Диксона эсминец шел на буксире лиде­ра «Баку». В Диксоне с помощью кессо­на левый винт «Разъяренного» замени­ли на бронзовый, а правый сняли вооб­ще. Весь остальной переход эсминец шел под одним винтом, причем проведенные испытания показали, что в таком виде корабль способен развивать впол­не приличную скорость — до 25 узлов.

По прибытии в Кольский залив «Разъ­яренный» поставили в плавучий док у мыса Абрам-Карга. Все повреждения, включая «биение» гребного вала, были исправлены к 1 января 1943 года.

На следующий день эсминец совер­шил первый боевой поход в составе Се­верного флота — он встречал союзные транспорты. Задание было выполнено успешно, если не считать маленького инцидента: в тумане корабль опасно при­близился к острову Сальный и коснулся форштевнем грунта. На первый раз обошлось без повреждений.

Но следующий выход в море оказал­ся куда менее удачным. 8 января «Разъ­яренный» возвращался с мерной мили, где он определял скорость хода и про­верял лаг. В условиях хорошей видимос­ти эсминец шел 24-узловым ходом к Ваенге. В 14.32 он начал менять курс, но тут произошла авария с турбогенерато­ром № 2. Нагрузка, перенесенная на тур­богенератор № 3 превысила допустимую, сработал предохранитель и... корабль временно обесточился, электропривод руля вышел из строя. Через минуту на­пряжение в электросети восстановили, но было поздно. «Разъяренный» вылетел на камни все того же острова Сальный.

Эсминец сумел самостоятельно снять­ся с мели и прийти в Мурманск. Носовая часть до 7-го шпангоута оказалась загну­той вниз примерно на 1,5 м, до 44-го шпангоута образовались многочислен­ные гофры и разрывы, деформировались шпангоуты и бимсы. «Разъяренный» вновь пришлось ставить на ремонт, ко­торый продлился до 25 июня 1943 года.

Командира эсминца капитан-лейте­нанта Н.И.Никольского за этот случай отправили в штрафбат. После ранения он был восстановлен в звании и до конца войны командовал эсминцами «Разум­ный», «Достойный» и «Громкий», позже стал контр-адмиралом.

Вторую половину 1943-го и весь 1944 год «Разъяренный» нес конвойную и до­зорную службу, участвовал в Петсамо-Киркинесской наступательной операции. 23 января 1945 года вместе с эсминцем «Разумный» сопровождал конвой в Лиинахамари. В 12.20 с помощью сонара была обнаружена вражеская подлодка. Оба эсминца начали ее преследовать, однако в 12.50 в корму «Разъяренного» попала торпеда (как позже выяснилось, это была самонаводящаяся акустическая торпеда, выпущенная немецкой субма­риной U-293). Кормовая часть до 205-го шпангоута фактически оказалась ото­рванной, она висела лишь на листах об­шивки. Вспыхнул пожар. Из экипажа 38 человек были убиты и 17 ранены.

Попытки взять тяжело поврежденный корабль на буксир поначалу не увенча­лись успехом — висевшая кормовая часть мешала движению, и буксирные канаты лопались. Около 20.00 корма оторвалась и ушла на дно. К счастью, погода в тот день была хорошая, и искалеченный «Разъяренный» все же удалось отвести в Печенгу. Позже, его перебазировали в Мурманск. Восстановление эсминца за­вершилось в 1946 году, причем его кор­мовая часть была «трансплантирована» от погибшего «Стремительного».

Командовали «Разъяренным» капи­тан-лейтенант Н.И.Никольский (до 19.1.1943), капитан 3 ранга Е.М.Крашенников (с 18.2.1943 до 26.8.1943), капи­тан-лейтенант (затем капитан 3 ранга) В.В.Федоров (до 7.3.1944) и капитан 3 ранга Г.П.Васильев.