«Рьяный», «Резвый», «Разящий», «Рекордный», «Резкий», «Расторопный», «Ретивый», «Решительный» (2-й), «Ревностный»,  «Редкий»

 

Головной «семеркой» Тихоокеанского флота должен был стать эсминец «Ре­шительный». Уже почти законченный пос­тройкой, с установленным вооружением, он следовал на буксире гидрографичес­кого судна «Охотск» из Комсомольска-на-Амуре во Владивосток для прохожде­ния сдаточных испытаний. (Кстати, ко­мандиром «Решительного» тогда был С.Г.Горшков — будущий главком, адми­рал флота Советского Союза.) 8 ноября 1938 года эсминец попал в сильный шторм, был выброшен волнами на кам­ни в 90 милях от Советской гавани и раз­ломился на три части. Восстановить ко­рабль не представлялось возможным. Два года спустя имя «Решительный» было присвоено другому однотипному кораблю — «Поспешному».

Таким образом, головным кораблем проекта 7 на Дальнем Востоке стал «Рьяный» — единственный, вступивший в строй в 1939 году. Всего к 22 июня 1941 года в составе ТОФ числилось всего 5 «се­мерок» вместо предполагавшихся 13. Правда, большую часть эсминцев удалось достроить до конца года, а в 1942-м — пос­ледние два. Учитывая, что поставки из центра к тому времени почти полностью прекратились, кораблестроителям прихо­дилось проявлять чудеса изобретательнос­ти. Так, для вооружения «Резкого» торпед­ные аппараты позаимствовали в кабине­тах военно-морского училища и учебного отряда ТОФ, где те использовались в ка­честве учебных пособий.

«Ревностный» покинул Владивосток в составе ЭОН-18, но 18 июля 1942 года в Татарском проливе, пытаясь обогнать пароход «Терней», столкнулся с ним. Обошлось без жертв, но повреждения эсминца оказались тяжелыми. Носовая часть корпуса по длине примерно 10м была свернута на 15° вправо. Когда «Рев­ностный» отбуксировали в Советскую гавань и поставили в плавучий док, то решили вовсе отрезать искореженный нос и изготовить его заново. На эту работу отводилось всего 10 суток. Чтобы уложиться в такой срок, новую носовую оконечность решено было изготавливать из трех продольных секций. Часть кор­пуса ниже ватерлинии собиралась на килевой дорожке, а две верхние сек­ции — на стапель-палубе дока и на бе­регу. Затем все три секции приклепали к неповрежденной части корпуса. Дей­ствительно, на 10-й день после аварии «Ревностный» вышел из дока. Однако догнать ЭОН-18 ему уже было нереаль­но, и эсминец остался на Тихом океане.

В августе 1945 года в боевых действи­ях против Японии «семерки» активного участия не принимали. Они охраняли внутренние коммуникации, сопровожда­ли транспорты, обеспечивали доставку подкреплений десанту в Маоку (ныне Холмск) на Сахалине. Боевых поврежде­ний и потерь эсминцы не имели.

Во время войны с Японией «Рьяным» командовал капитан-лейтенант И.Г.Фи­лимонов, «Резвым» — капитан 3 ранга С.М.Лобов, «Разящим» — капитан 3 ран­га Э.Г.Курас, «Рекордным» — капитан-лейтенант М.И.Осипов, «Резким» — капи­тан 3 ранга Г.П.Селиверстов, «Растороп­ным» — капитан-лейтенант Л.С.Лавровс­кий, «Ретивым» — капитан 3 ранга В.В.Соловьев, «Решительным» — капитан 3 ранга Б.Н.Ламм, «Ревностным» — капитан 3 ранга В.К.Никифоров, «Редким» — капитан 3 ранга Г.С.Перетятко.