Линкоры

 

К началу 1 -и мировой войны германский флот насчитывал в своем составе 15 дредноутов, 4 линейных крейсера и 22 эскадренных броненос­ца. До конца 1914 г. в строй вошли 2 корабля типа «Кениг» и линейный крейсер «Дерфлингер». В 1915—1918 гг. флот пополнился двумя линкорами с 380-мм орудиями типа «Байерн» и двумя линейными крейсерами типа «Дерфлингер». В ходе боевых действий был потерян только 1 дредноут — линейный крейсер «Лютцов». К мо­менту заключения перемирия германский флот располагал 17 линкорами дредноутского типа и 6 линейными крейсерами. Помимо того, были спущены на воду и достраивались 2 корабля типа «Байерн» и 2 линейных крейсера типа «Макензен» с 350-мм орудиями. На стапелях находи­лись еще 2 корабля типа «Макензен» и 3 крей­сера с 380-мм орудиями.

 

Линкоры типа «Байерн» — 2+2 ед.

01.jpg

 

«Байерн» (Bayern)

«Баден» (Baden)

«Вюртемберг» (Wurtemberg)

«Заксен» (Sachsen)

Хв.К.

Шх.Д.

Вл.Гмб.

Грв.К.

1.1914/18.2.15/18.3.1916 20.12.13/30.10.15/19.10.16

4. 1.1 5/20.6.1 7/ постр. прекр. 12.1917.

7.4.1 4/21. 11.16/постр. прекр. 9.1917.

погиб 21. 6.1919

погиб 16.8.1921

искл.1921

искл.1921

 

28600/32200 т («Байерн», «Баден»); 28800/ 32500т («Вюртемберг», «Заксен»), 180 («Вюртемберг», «Заксен» —183)х30,0x9,39 м. ПТ — 3, 11 ПК, 55 900 л.с. = 22 уз., 3400 т угля + 620 т нефти. Броня: пояс и башни до 350 мм, барбеты до 250 мм, рубка 400 мм, казематы 170, палубы 6—100 мм. Эк. 1171 чел. 8 — 381 мм/45, 2 - 88/45 зен., 5 ТА 600 мм подв.

 

Первые германские линейные корабли с 380-мм артиллерией ГК. Решение о начале их постройки совпало с английской программой создания линейных кораблей типа «Куин Эли­забет», также вооруженных 381 -мм орудиями. Однако из-за задержки в изготовлении башен и орудий корабли вступили в строй уже после Ютландского сражения, в то время как их ан­глийские сверстники принимали в нем актив­ное участие. Считались оптимальными кораб­лями периода 1-й мировой войны, наиболее удачно сочетавшими в себе наступательные и оборонительные качества. Помимо мощного вертикального и горизонтального бронирова­ния имелась развитая и хорошо продуманная защита от подводных повреждений. Два пос­ледних корабля — «Вюртемберг» и «Заксен» — отличались от головных несколько удлиненным корпусом. Кроме того, один из турбинных аг­регатов планировалось заменить на двухтакт­ный дизель, что позволило бы увеличить даль­ность плавания на 2000 миль 12-узловым хо­дом. «Байерн» и «Баден» участия в боевых дей­ствиях практически не принимали. Оба затоп­лены своими экипажами в Скапа-Флоу. Впос­ледствии подняты. «Баден» использовался ан­гличанами в качестве корабля-цели, потоплен 16.8.1921 г., «Байерн» сдан на слом в 1935 г.

 

Линкоры типа «Кёниг» — 4 ед.

02.jpg

 

«Кёниг» (Kenig)

Кз.   В.Х.

10.1911/1.3.13/10.8.1914    погиб 21.6.1919

«Гроссер Курфюрст» (Grosser Kurfurst)

Вл.Гмб.

10.1911/5.5.13/30.7.1914    погиб 21.6.1919

«Маркграф» (Markgraf)

Вз.Бр.

11.1911/4.16.13/1.10.1914  погиб 21.6.1919

«Кронпринц» (Kronprinz)

Грв.К.

5.1912/21.2.14/8.11.1914    погиб 21.6.1919

 

25 796/28 600 т. 175,4 х 29,5 х 9,19 м, ПТ- 3, 15 ПК, 46 200 л.с. = 21,3 уз., 3600 т угля + 700 т нефти. Броня: пояс до 350 мм, башни до 300 мм, барбеты до 200 мм, рубка носовая 300 мм, кормовая 200 мм, казематы 170 мм, палубы 60—100 мм. Эк. 1136 чел. 10 — 305 мм/50, 14-150 мм/45, 6-88 мм/45, 4-88 мм/45 зен., 5 ТА 500 мм подв.

 

Корабли программы 1911 г. Первые линко­ры германского флота, у которых все орудия ГК располагались в диаметральной плоскости. Являлись дальнейшим развитием кораблей типа «Кайзер». Увеличенное почти на 1000 т водоизмещение пошло на усиление брониро­вания. В частности, было установлено 4 защи­щенных поста управления артиллерийским ог­нем и 1 — торпедной стрельбой. Нижние части кожухов дымовых труб забронировали на вы­соту 6 м от верхней палубы. Система подвод­ной защиты аналогична «Кайзеру». Участвова­ли во всех операциях Флота Открытого моря. Интернированы 6.12.1918 г. Затоплены свои­ми экипажами 26.6.1919 г. в Скапа-Флоу, за­тем подняты и сданы на слом.

 

Линкоры типа «Кайзер» — 5 ед.

03.jpg

 

«Кайзер» (Kaiser)                                                            Кз. В.К.   12.1909/22.3.11/1.8.12              погиб 21.6.1919

«Кайзерин» (Kaiserin)                                                    Хв.К.        11.1910/11.11.11/14.5.1913      погиб 21.6.1919

«Фридрих дер Гроссе» (Friedrich der Grosse)              Вл.Гмб.    26.1.10/10.6.11/15.10.1912      погиб 21.6.1919

«Кёниг Альберт» (Kenig Albert)                                    Шх.Д.       17.7.1910/27.4.12/31.7.1913    погиб 21.6.1919

«Принц-регент Луитпольд» (Prinzregent Luitpold)       Грв.К.      1.1911/17.2.12/19.8.1913         погиб 21.6.1919.

 

24 724/27 000 т, 172,4x29,0x9,10 м, ПТ - 2, ди­зель-1, 16 ПК, 55 180 л.с. = 23,4 уз., 12000 л.с. = 12 уз., 3600 т угля + 200 т нефти. Броня: пояс 350 мм, башни 300 мм, барбеты 250 мм, казематы 170 мм, рубки до 400 мм — носовая, 200 мм —кормовая, палубы 60—100 мм. Эк. 1084 чел. 10 - 305 мм/50, 14-150 мм/45, 8-88 мм/45, 4-88 мм/45 зен., 5 ТА 500 мм подв.

 

Первые германские линкоры, имевшие тур­бинную установку. Программа 1909 г. Число башен по сравнению с кораблями типа «Остфрисланд» сокращено до 5. Однако их раз­местили по схеме, принятой для линейных крейсеров, что позволяло на определенных курсовых углах всем башням участвовать в бор­товом залпе. При уменьшенном числе башен водоизмещение возросло почти на 2000 т, благодаря чему было усилено бронирование и про­тивоторпедная защита, в том числе введены две продольные броневые переборки, «Фрид­рих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» строились как флагманские корабли флота и имели соответственно оборудованные боевые рубки и ходовые мостики.

В 1913 г. «Кайзер» и «Кёниг Альберт» пред­приняли дальнее заграничное плавание в Юго-Западную Африку, посетили западное побережье Южной Америки. «Фридрих дер Гроссе» являлся флагманским кораблем Фло­та Открытого моря до 1916 г. Корабли этой серии участвовали в боевых действиях на море. Затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу, после того как 25.11.1918 г. были интернированы англичанами. Затем подняты и сданы на слом.

 

Линкоры типа «Остфрисланд» — 4 ед.

04.jpg

 

«Гельголанд» (Helgoland)           Хв.К.     24.12.08/25.9.09/23.8.1911    погиб 1924

«Остфрисланд» (Osteriesland)    Кз В.Х. 19.10.08/30.9.09/1.8.1911.     погиб 21.7.1921

«Тюринген» (ThCiringen)            Вз.Бр.   7.11.08/27,11.09/1.7.1911      искл. 1933

«Ольденбург» (Oldenburg)          Шх.Д.    1.3.09/30.6.10/1.5.1912          искл. 1921

 

22 808/24 700т, 167,2x28,5x8,68 м. ПМ - 3, 15 ПК, 31 200 л.с. = 20,8 уз., 3200.т угля. Броня: пояс и башни до 300 мм, барбеты до 250 мм, казематы 170 мм, рубка до 400 мм, палубы 55 -80 мм. Эк. 1113 чел. 12 - 305 мм/50, 14-150 мм/45, 12-88 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 6 ТА 500 мм подв.

 

Корабли программы 1908 г. Отличались от своих предшественников — кораблей типа «Нассау» — увеличенным на 4000 т во­доизмещением, 305-мм орудиями, усилен­ной броней и более совершенной конструк­тивной подводной защитой. Расположение башен главного калибра осталось традици­онным — по ромбической схеме, что вызывало немало нареканий. Кроме того, сохра­нилась средняя (из 150-мм орудий) и про­тивоминная (из 88-мм орудий) артиллерия. Корабли типа «Остфрисланд» активно учас­твовали в боевых действиях. После капи­туляции Германии интернированы: «Гельго­ланд» по репарациям был передан Великоб­ритании, затонул в 1924 г. после проведения ряда тестов на живучесть; «Остфрис­ланд» — США, потоплен 21.7.1921 после обстрела с линейного корабля «Вирджиния» и воздушной бомбардировки ; «Тюринген» — Франции, использовался в качестве корабля-цели, в 1933 г. разобран; «Ольден­бург» - Японии, в 1920 г. продан на слом английской фирме, разобран в 1921 г.

 

Линкоры типа «Нассау» — 4 ед.

05.jpg

 

«Нассау» (Nassau)

«Вестфален» (Westfalen)

«Рейнланд» (Rheinland)

«Позен» (Rosen)

Кз В.Х.

Вз.Бр. Вл.Шт. Грв.К.

22.7.07/7.3.08/1.10.1909 12.8.07/1.7.08/16.11.1909 1.6.07/26.9.08/30.4.1910 11.6.07/12.12.08/31.5.1910

искл. 1920

искл. 1924

искл. 1920

искл. 1922

 

18 873/20 535 т, 146,1x26,9x8,57 м. ПМ - 3, 12 ПК, 26 700 л.с. = 20,2 уз., 3000 т угля. Броня: пояс 300 мм, башни 280 мм, барбеты 265 мм, рубка 400 мм, казематы 160 мм, палубы 55 — 80 мм. Эк. 1008 чел. 12-280 мм/45, 12-150 мм/45, 14-88 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 6 ТА 450 мм подв.

 

Корабли программы 1907 г. Отличались пре­восходной для своего времени подводной за­щитой и мощным бронированием. Имели обо­рудование для ведения огня в ночное время и, впервые в мировой практике, металлические гильзы для зарядов ГК. Главным недостатком было ромбическое расположение артиллерии ГК, отчего в бортовом залпе могло участвовать только 8 орудий из 12. Кроме того, в казема­тах была сохранена средняя артиллерия из 150-мм орудий при наличии 88-мм противо­минных орудий. Как показал боевой опыт, пос­ледние были практически бесполезны.

Все корабли этого типа входили в состав Фло­та Открытого моря. После капитуляции были интернированы. «Нассау» по репарациям пере­дали Японии, разобран в 1921 г. одной из ан­глийских фирм. «Вестфален» 1.9.1918 выведен из состава флота и использовался в качестве учебного артиллерийского корабля. После капи­туляции был интернирован и передан Англии, ра­зобран в 1924 г. «Рейнланд» 11.4.1918 г. во вре­мя операции против Аландских островов (Бал­тийское море) в тумане наскочил на камни. Его удалось снять и отбуксировать в Киль. Из-за сильных повреждений восстановление было при­знано нецелесообразным. 9.7.1918г. выведен из состава флота и разобран в 1921 г. «Позен» пос­ле капитуляции Германии передан Великобри­тании и разобран в 1922 г.