Броненосцы

 

Эскадренные броненосцы типа «Дойчланд» — 5 ед.

12.jpg

 

«Дойчланд» (Deutschland)

«Ганновер» (Hannover)

«Поммерн» (Pommern)

«Шлезиен» (Schlesien)

«Шлезвиг-Гольштейн» (Schleswig-Holstein)

Гр.в.К.

Кз.В.Х.

Вл.Шт.

Шх.Д.

Гр.в.К.

1903/19.11.04/3.8.1906 1904/29.9.05/1.10.1907 1904/2.12.05/6.8.1907 1904/28.5.06/5.5.1908

1905/7.12.06/6.7.1908

искл. 1917

искл. 1946

погиб 1.6.1916

погиб 4.5. 1945

погиб 18. 12.1944

 

13190/14218 т, 127,6x22,2x8,21 м, ПМ - 3, 12 ПК, 18500 л.с., = 18,2 уз. («Дойчланд»); 20 540 л.с. = 18,6-19,1 уз. (остальные); 1600 — 1720 т угля + 240 т нефти. Броня: пояс до 240 мм («Дойчланд» до 225 мм), башни до 280 мм. Казематы до 170 мм, рубка до 300 мм, палубы 40 мм, на скосах до 97 мм. 4 — 280 мм/40, 14-170 мм/40, 20 - 88 мм/35, 6 ТА 450 мм подв.

Последние германские эскадренные броне­носцы и последняя серия кораблей, заложен­ная в соответствии с первым «морским зако­ном» 1898 г. Являлись дальнейшим развитием броненосцев типа «Брауншвейг», составлявших 1-ю серию кораблей этой программы. Ватер­линия была защищена броней по всей длине. Над главным поясом в средней части между основаниями башен был второй пояс (до 170 мм), выше которого шел третий пояс, служив­ший защитой батареи средней артиллерии. С началом войны входили в состав 2-й эскадры вице-адмирала Шеера. Участвовали в Ютлан­дском сражении. «Поммерн» был торпедиро­ван одним из эсминцев 12-й флотилии в ноч­ной фазе боя и затонул с 839 членами экипа­жа. Привлечение устаревших броненосцев к совместным действиям с дредноутами счита­лось ошибкой. «Дойчланд» в 1917 г. был выве­ден из состава флота/Разоружен 25.1.1920, продан на слом и разобран. «Шлезиен» с на­чала 1917 г. использовался в качестве вспо­могательного корабля, с 1918 г. —учебный ко­рабль для морских кадетов. Служил им до 4.5.1945, когда был затоплен союзной авиа­цией в Свинемюнде. Разобран у причала в пе­риод с 1949 по 1956 г. «Шлезвиг-Гольштейн» в начале 1917 г. выведен в резерв. До 1918 г. находился в Бремерхафене, а затем использо­вался в качестве учебного корабля. 18.12.1944 затоплен в Готенхафене английской авиацией. Разобран в 1950—1956 гг. «Ганновер» с 1917 г. использовался в качестве брандвахтенного ко­рабля. В 1935 г. разоружен, служил кораблем-целью для авиации. Разобран после окончания 2-й мировой войны.

 

Эскадренные броненосцы типа «Брауншвейг» — 5 ед.

13.jpg

 

14.jpg

 

«Брауншвейг» (Braunschweig)      Грв.К.          1901/20.12.02/15.10.1904    искл. 1931

«Эльзас» (Elsass)                           Шх.Д.          1901/26.5.03/29.11.1904      искл. 1931

«Гессен» (Hessen)                         Грв. К.         1902/18.9.03/19.9.1905        искл. 1935

«Пронесен» (Preussen)                  Вл.Шт.         1902/30.10.03/12.7.1905     искл. 1929

«Лотринген» (Lothringen)             Шх.Д.          1902/27.5.04/18.5.1906        искл. 1926

 

13 208/14 394 т, 127,7x25,6x8,10 м. ПМ-3,14 ПК («Гес­сен»-10 ПК), 17 700 л.с. =18,7 уз. («Гессен» 16 500 л.с. = 18,2 уз.), 1665 т угля. Броня: пояс до 225 мм, башни ГК до 250 мм, башни 170-мм орудий до 150 мм, казематы 150 мм, рубка до 300 мм, палубы 40 мм, на скосах до 140 мм. Эк. 743 чел. 4 - 280 мм/40, 14-170 мм/40, 18-88 мм/35, 6 ТА 450 мм подв.

 

1-я серия броненосцев, построенных по про­грамме 1898 г. Отличались от своих современ­ников довольно развитой системой брониро­вания. Использование башен для размещения 4 из 14 170-мм орудий вызывало критику из-за их низкой надежности и тактической неце­лесообразности. «Брауншвейг» в 1916 г. был выведен в резерв. С августа 1917 г. использо­вался в качестве вспомогательного корабля. В период с 1921 по 1926 г. входил в состав дей­ствующего флота. В 1931 г. продан на слом. «Эльзасе» с июля 1916 г. служил учебным ко­раблем. С 1924 по 1930 г. входил в состав дей­ствующего флота, в 1931 г. исключен и до ок­тября 1935 г. служил опытовым кораблем. Сдан на слом в 1936 г. «Гессен» с 1917 г, использо­вался в качестве блокшива. В период с 1924 г. по ноябрь 1934 г. входил в состав действующего флота и в 1936 — 1937 гг. переоборудо­ван в корабль-цель. В 1946 г. был передан по репарациям СССР и переименован в «Цель». «Пройссен» и «Лотринген» с 1916 г. служили в качестве брандвахтенных кораблей. В 1919 г. оба корабля переоборудовали в носители тор­педных катеров. «Лотринген» исключен из со­става флота в 1926 г., «Пройссен» — в 1929 г. Оба проданы на слом в 1931 г.

 

Эскадренные броненосцы типа «Виттельсбах» — 5 ед.

15.jpg

 

«Виттельсбах» (Wittelsbach)

Кз.В.Х.

1899/3.7.1900/15.10.1902

искл. 1921

«Веттин» (Wenin)

Шх.Д.

1899/6.6.01/1.10.1902

искл. 1921

«Церинген» (Zahringen)

Гр.в.К.

1899/12.6.01/25.10.1902

искл. 1920

«Швабен» (Schwaben)

Кз.В.Х.

1900/19.8.01/13.4.1904

искл. 1921

«Мекленбург» (Mecklenburg)

Вл.Шт.

1900/9.11.01/25.6.1903

искл. 1920

 

11 774/12 790 т, 126,8x22,8x7,95 м. ПМ - 3, 12 ПК, 15 170 л.с. = 18,1 уз., 1800 т угля + 200 т нефти (только в периоде 1908 по 1909 г.). Бро­ня: пояс до 225 мм, башни ГК до 250 мм, баш­ни 150-му орудий до 150 мм, казематы 140 мм, рубка носовая до 250 мм, кормовая до 140 мм, палуба до 50 мм, на скосах до 120 мм. Эк. 683 чел. 4-240 мм/40, 18-150 мм/40, 12-88 мм/30, 12 мелкокалиберных скорострельных орудий, замененных впоследствии на пулеме­ты, 6 ТА 450 мм поде.

 

Корабли данного типа являлись дальнейшим развитием броненосцев типа «Кайзер Фридрих III». Ничем не отличаясь от прототипа по составу вооружения, имели ослабленное бронирование и сравнительно низкий силуэт. В отличие от пред­шественников не модернизировались. К началу войны морально устарели и не участвовали в боевых действиях. В 1916 г. выведены из состава флота и до конца войны использовались как вспомогательные. «Мекленбург», например, в ка­честве базы подводных лодок. «Виттельсбах» и «Швабен» в 1919 г. были переоборудованы в корабли-носители торпедных катеров. «Церин­ген» служил учебным кораблем кадетов и кораб­лем-целью. В марте 1945 г. разрушен союзной авиацией в Готенхафене.

 

Эскадренные броненосцы типа «Кайзер Фридрих III» — 5 ед.

16.jpg

 

«Кайзер Фридрих III» (Kaiser Friedrich III)                                   Кз.В.Х.      1895/1.7.96/7.10.1898       искл. 1919

«Кайзер Вильгельм II» (Kaiser Wilhelm II)                                    Кз.В.Х.      1896/14.9.97/13.2.1900     искл. 1921

«Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (Kaiser Wilhelm der Grosse)      Грв.К.       1898/1.6.99/5.5.1901          искл. 1919

«Кайзер Барбаросса» (Kaiser Barbarossa)                                      Шх.Д.        1898/21.4.1900/10.6.1901 искл. 1919

«Кайзер Карл дер Гроссе» (Kaiser Karl der Grosse)                      Бл.Ф.Гмб 1898/18.10.99/4.2.1902     искл. 1919

 

11 233/11 894 т (после модернизации), 125,3х 20,4x8,26 м. ПМ - 3,12 ПК (на «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм II»), 10 ПК (на остальных), 13 620 л.с. = 17,8 уз., 1070 т угля. Броня: пояс до 300 мм, башни ГК до 250 мм, башни 150-мм орудий до 150 мм, казематы 150 мм, рубка носовая до 250 мм, кормовая до 150 мм, палуба 65 мм. Эк. 651 чел. 4—120 мм/40, 14 - 150 мм/40, 12 - 88 мм/30, 12 - 37 мм, 6 ТА 450 мм подв.

 

Проект кораблей разработан в период с 1894 по 1896 г. Отличались сравнительно слабой артиллерией ГК при многочисленной средней артиллерии. Последняя довольно удачно была расположена вдоль всего корпуса корабля, хорошо защищалась броней. Однако это пот­ребовало ослабления защиты корпуса. Глав­ный пояс простирался лишь на 4/5 длины корпуса. Высокие надстройки и сильно развитые мостики увеличивали незащищенные площади. В период 1907 — 1910 гг. на броненосцах сре­зали надстройки и демонтировали 4 нижних каземата 150-мм орудий, в результате чего кромка броневого пояса поднялась над ватер­линией, а остойчивость повысилась. Тем не менее к началу 1-й мировой войны корабли морально устарели и практически не участво­вали в боевых действиях. В 1916 г. их вывели из состава флота и вплоть до конца 1918 г. применяли в качестве вспомогательных кораб­лей (как штабные, станции пристрелки торпед и т.п.). Корпуса кораблей. «Кайзер Фридрих III» и «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» были исполь­зованы для постройки Северного мола в Киле.

 

Эскадренные броненосцы типа «Бранденбург»— 2 ед.

17.jpg

 

«Бранденбург» (Brandenburg)

«Вёрт» (Worth)

Вл.Шт. Грв.К.

1890/21.9.91/19.11.1893 1890/6.8.92/31.10.1893

искл. 1919

искл. 1919

 

10 013/10 670 т, 115,7x19,5x7,6 м. ПМ - 2, 12 ПК, 10220 л.с. = 16,9 уз., 1050 т угля. Броня: пояс до 400 мм, барбеты до 300 мм. Эк. 568 чел. 4 - 280 мм/40, 2 - 280 мм/35, 8-105 мм/ 35, 8 — 88 мм/30, 6 — 8 пулеметов, 4 надо. ТА 450 мм, 2 ТА 450 мм подв.

 

Первые германские эскадренные броне­носцы. Всего построено 4 единицы, но «Кур­фюрст Фридрих Вильгельм» и «Вейссенбург» в 1910 г. проданы Турции. К началу войны мо­рально устарели и использовались .для охра­ны побережья в Балтийском море. «Бранден­бург» в период с 1916 г. до конца 1918 г. слу­жил кораблем-целью.

 

Броненосцы береговой обороны типа «Зигфрид» — 8 ед.

18.jpg

 

«Зигфрид» (Siegfried)

Грв.К.

1888/10.8.89/29.4.1890

искл. 1919

«Беовульф» (Beowulf)

Вз.Бр.

1890/8.11.90/1.4.1892

искл. 1919

«Фритьоф» (Frithyof)

Вз.Бр.

1890/21.7.91/23.2.1893

искл. 1919

«Хеймдалл» (Heimdall)

Кз.В.Х.

1891/27.7.92/7.4.1894

искл. 1919

«Гильдебранд» (Hildebrand)

Кз.В.Х.

1890/6.8.92/28.10.1893

искл. 1919

«Хаген» (Надел)

Кз.В.К.

1889/21.10.93/2.10.1894

искл. 1919

«Один» (Odin)

Кз.В.К.

1893/3.11.94/22.9.1896

искл. 1919

«Эгир» (Agir)

Кз.В.К.

1892/3.4.95/15.10.1896

искл. 1919

 

4100/4290-4390 т («Один», «Эгир»), 4000/4250-4370 т; (остальные) 86,13x14,9 - 15,4x5,6 м. ПМ - 2, 4 ПК («Хаген», «Один» и «Эгир» - 8 ПК), 5300 л.с. = 15,3 уз., 580 т угля. Броня: пояс до 240 мм («Один» и «Эгир» — до 220 мм), рубка до 80 мм, палуба до 30 мм («Хеймдалл» и «Хаген» — до 50 мм). Эк. 276 чел. 3 — 240 мм/35, 10 — 88 мм/30, 6 мелкокалибер­ных скорострельных пушек, 2 —450 мм надв. ТА, 1 ТА 450 мм подв.

 

Броненосцы береговой обороны, по первона­чальной классификации — броненосные корабли 4-го класса. В известной степени являлись аль­тернативой эскадренным броненосцам. После изменения политического курса руководством Германии дальнейшая постройка кораблей это­го типа была прекращена. Отличались хорошей маневренностью и мореходностью. С 1900 по 1904 г. модернизировались с целью повышения живучести и остойчивости. К началу 1-й миро­вой войны морально устарели. С 1915 г. служи­ли в частях береговой обороны, причем «Бео­вульф», «Фритьоф» и «Хаген» — на Балтике. С се­редины 1916 г. использовались как вспомога­тельные корабли различного назначения. В 1919г. все проданы на слом. «Зигфрид» в 1920 г. использовали для постройки Северного мола в Киле; «Беовульф», «Хеймдалл» и «Хаген» разо­брали в период с 1921 по 1923 г. «Фритьоф», «Один» и «Эгир» переоборудовали в торговые суда, и в этом качестве они служили до середи­ны 30-х годов. «Гильдебранд» затонул в 1919 г. при буксировке на одно из голландских судоразборных предприятий.