Легкие и бронепалубные крейсера

 

Легкие крейсера типа «Кенигсберг» — 6 + 8 ед.

25.jpg

 

1-я серия:

 

 

«Кенигсберг» (Kunigsberg)

Вз.Бр.

1914/18.12.15/12.8.1916      искл. 1920

«Карлсруэ» (Karlsruhe)

Кз.В.К.

1915/31.1.16/15.11.1916      погиб 21.6.1919

«Эмден» (Emden)

Вз.Бр.

1914/1.2.16/16.12.1916        искл. 1920

«Нюрнберг» (Nurnberg)

Хв.К.

1915/14.4.16/15.2.1917        искл. 1919

2-я серия:

 

 

«Кёльн» (Coln)

Бл.Ф.Гмб.

1915/5.10.16/17.1.1918        погиб 21.6.1919

«Висбаден» (Wiesbaden)

Вл.Шт.

1915/3.3.17. не достр.          искл. 1919

«Дрезден» (Dresden)

Хв.К.

1916/25.4.17/28.3.1918        погиб 21.6.1919

«Магдебург» (Magdeburg)

Хв.К.

1916/17.11.17/не достр.      искл. 1919

«Лейпциг» (Leipzig)

Вз.Бр.

191 5/28.1.18/не достр.       искл. 1919

«Росток» (Rostock)

Вл.Шт.

191 5/6.4.18/не достр.         искл. 1919

«Фрауенлоб» (Frauenlob)

Кз.В.К.

1 91 5/16.9. 18/не достр.     искл. 1919

Замещающий «Кёльн» (Ersatz Coln)

Вз.Бр.

1916/не достр.                      искл. 1919

Замещающий «Эмден» (Ersatz Emden)

Вз.Бр.

1916/не достр.                      искл .1919

Замещающий «Карлсруэ» (Ersatz Karlsruhe)

Кз.В.К.

1916/не достр.                      искл. 1919

 

5440/7125 т, 151,4x14,2x5,96 м. ПТ-2, 12 ПК, 4500Q л.с. = 27,8уз., 1340тугля + 500 т нефти. Броня: пояс до 60 мм, рубка 100 мм, щиты орудий 50 мм, палуба до 40 мм. Эк. 475 чел. 8-150 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 4 ТА 500 мм (2 подв. и 2 палубные поворот­ные, либо 200 мин).

 

Являлись развитием крейсеров типа «Магдебург». В отличие от прототипа име­ли большие размеры, 8.150-мм орудий (против 7), более совершенную систему подводной защиты и приборы управления огнем. Боевые качества этих кораблей явно преобладали над крейсерскими. Крейсера 2-й серии, начиная с «Кёльна», имели длину 155,5 м, водоизмещение 5620/7486 т и запас топлива в 1100 т угля и 1050 т нефти. Их вооружение было уси­лено за счет добавления третьего 88-мм зенитного орудия и замены 500-мм ТА на 600-мм. «Карлсруэ», «Эмден», «Кёльн», «Нюрнберг» и «Дрезден» были интерни­рованы 21.11.1918 англичанами в Скапа-Флоу. Экипажи кораблей пытались их за­топить, однако «Эмден» и «Нюрнберг» удалось спасти. «Эмден», как и «Кениг­сберг», по репарациям передали Фран­ции. Последний служил во французском флоте до 1936 г., а «Эмден» после ряда опытов разобрали в 1926 г. «Нюрнберг» англичане использовали как опытовый ко­рабль, и в 1922 г. он затонул после ар­тиллерийского обстрела. Недостроенные корабли разобраны на металл, за исклю­чением «Магдебурга», корпус которого ис­пользовали при постройке Северного мола в Киле.

 

Легкие крейсера типа «Висбаден» — 2 ед.

26.jpg

 

«Висбаден» (Wiesbaden) Вл.Шт. 1913/30.1.15/23.8.1915   погиб 1.6.1916

«Франкфурт» (Frankfurt)  Кз.В.К. 1913/20.3.15/20.8.1915   искл. 1919

 

5180/6601 т, 145,3x13,9x5,76 м. ПТ-2, 12 ПК, 31 000 л.с. = 27,5 уз., 1280 т угля + 470 т нефти. Броня: пояс до 60 мм, рубка до 100 мм, щиты орудий 50 мм, палубы до 40 мм. Эк. 474 чел. (в военное время — свыше 580 чел.). 8—150 мм/45, 4 — 52 мм/44 зен. впос­ледствии, 2 — 88/45 зен., 4 ТА 500 мм (2 подв. и 2 палубные пово­ротные, либо 120 мин).

 

Первые германские крейсера, оснащенные турбинами с зубчатой пе­редачей. Дальнейшего развития машинная установка данных кораблей не получила из-за сложности и малой надежности. После вступления в строй вошли в состав 2-й разведгруппы Флота Открытого моря. Во время Ютландского сражения «Висбаден» был потоп­лен артиллерийским огнем. Погибло 589 чел. «Франкфурт» интернирован в Скапа-Флоу. Эки­паж пытался затопить корабль, однако англича­нам удалось удержать его на плаву. Он был пе­редан по репарациям США. Потоплен 18.7.1921 у м. Генри бомбами большого калибра.

 

Легкие крейсера типа «Грауденц» — 2 ед.

27.jpg

 

«Грауденц» (Graudenz)            Кз.В.К.      1912/25.10.13/10.8.1914       искл. 1919

«Регенсбург» (Regensburg)      Вз.Бр.       1912/25.4.14/3.1.1915            искл. 1919

 

4912/6382 т, 142,7x13,8x5,75 м. ПТ- 2, 12 ПК, 26 000 л.с. = 27 уз., 1280 т угля + 375 т нефти. Броня: пояс £О 60 мм, рубка до 100 мм, щиты орудий 50 мм, палуба до 40 мм. Эк. 381 чел. 12—105 мм/45, после перевооружения в 1*915 — 1917 гг.-7 150 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 4 ТА 500 мм (2 подв. и 2 палубные поворотные).

 

Одна из модификаций крейсера «Магде­бург». По сравнению с прототипом имели уве­личенные размеры для обеспечения более на­дежной подводной защиты и улучшения усло­вий обитаемости экипажа. Энергетическая ус­тановка осталась такой же, как и на «Магде­бурге», что не позволяло развивать ход свыше 26,5 узла. После вступления в строй возглав­ляли флотилии миноносцев. С начала 1916 г. «Регенсбург» вошел в состав 2-й разведгруп­пы Флота Открытого моря, а «Грауденц» стал лидером 1-й флотилии миноносцев. После окончания войны были переданы по репараци­ям соответственно Франции и Италии.

 

Легкие крейсера типа «Карлсруэ» — 2 ед.

28.jpg

 

«Карлсруэ» (Karlsruhe)

«Росток» (Rostock)

Грв.К. Хв.К.

1911/11.11.12/15.1.1914 1911/12.11.12/5.2.1914

погиб .11.1914

погиб 1.6.1916

 

4900/6191 т, 142,2x13,7x5,38 м. ПТ- 2, 14 ПК, 37 800 л.с. = 28,5 уз., 1300 т угля + 260 т нефти. Броня: пояс до 60 мм, рубка до 100 мм, щиты орудий до 50 мм, палубы до 40 мм. Эк. 375 чел. 12-105 мм/45, 2 ТА 500 мм подв.

 

Одна из модификаций крейсера «Магде­бург». Отличались, от прототипа увеличен­ными размерами. После начала войны «Карлсруэ» действовал в водах Индийско­го и Тихого океанов. Затонул 4.11.1914 пос­ле внутреннего взрыва у берегов Западной Индии (единственный германский корабль, погибший по этой причине). «Росток» вхо­дил в состав 2-й разведгруппы Флота От­крытого моря и периодически возглавлял флотилии миноносцев. В Ютландском бою 1.6.1916 был поврежден торпедами англий­ских эсминцев и добит миноносцами V-71 и V-73.

 

Легкие крейсера типа «Магдебург» — 4 ед.

29.jpg

 

30.jpg

 

«Магдебург» (Magdeburg)    Вз.Бр.     1910/13.5.11/20.8.1912     погиб 26.8.1914

«Бреслау» (Breslau)              Вл.Шт.    1910/16.5.11/10.5.1912    погиб 20.1.1918

«Страсбург» (Strassburg)      Кз.В.Х.   1910/24.8.11/9.10.1912    искл. 1919

«Штральзунд» (Stralsund)    Вз.Бр.     1910/4.11.11/10.12.1912   искл. 1919

 

4570/5587 т, 138,7x13,4x5,13 м. ПТ-3 («Магдебург» и «Штральзунд»), ПТ —2 («Страсбург»), 4 ПТ («Бреслау»), 16 ПК, 35 500 л.с. = 28,2 уз., 1200 т угля -f 106 т нефти. Броня: пояс до 60 мм, рубка до 100 мм, щиты орудий до 50 мм, палуба до 40 мм. Эк. 354 чел. 12— 105 мм/45. После перевооружения в 1915—1917 гг.—7 150 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 2 ТА 500 мм палубные поворотные и 2 ТА 500 мм подв. (демонтированы в ходе перевооружения), 100 мин.

 

Первые германские легкие крейсера. Проект разработан в 1906—1907 гг. На этой серии ко­раблей был выработан наиболее оптимальный тип энергетической установки для всех после­дующих типов легких крейсеров. Отличались хо­рошим бронированием, системой подводной защиты, мореходными качествами и маневренностью. Одним из существенных недостатков считалась слабость артиллерийского вооруже­ния, что заставило в ходе войны перевооружить крейсера 150-мм орудиями. На «Бреслау» с 1916г. 2 150 мм/45, 10 105 мм/45 орудий. С 1917 г. 8 150 мм/45. 26.8.1914 «Магдебург» вы­скочил на камни у м. Оденсхольм. Из-за невозможности спасти крейсер был подорван своим экипажем и добит подошедшими русскими крей­серами. «Бреслау» входил в состав Средизем­номорской эскадры, 20.1.1918 подорвался на минах в Мраморном море. «Страсбург» и «Штральзунд» после войны передали по репа­рациям соответственно Италии и Франции.

 

Бронепалубные крейсера типа «Пиллау» — 2 ед.

31.jpg

 

«Пиллау» (Pillau)         Шх.Д.     1913/1.4.14/14.12.1914       искл. 1919

«Эльбинг» (Elbing)      Шх.Д.     1913/21.11.14/1.9.1915       погиб 1.6.1916

 

4390/5252Т, 135,3x13,6x5,98 м. ПТ-2, 10ПК. 30000 л.с. = 27,5 уз., 620 т угля + 580 т нефти. Броня: па­луба до 80 мм, рубка до 75 мм, щиты орудий 50 мм. Эк. 443 чел. 8-150 мм/45, 4-52 мм/55 зен., за­менены на 2 — 88 мм/45, 2 ТА 500 мм палубные поворотные, 120 мин.

 

Бывшие русские бронепалубные крейсера «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невель­ской», заказанные для Сибирской флотилии. После начала войны конфискованы Герма­нией. При сравнительно мощном вооружении обладали слабым бронированием и незначи­тельной автономностью. Входили в состав 2-й разведгруппы Флота Открытого моря. В ходе Ютландского боя поврежденный артиллерий­ским огнем «Эльбинг» столкнулся с линкором «Позен», после чего затонул. Погибло 4 чел. «Пиллау» по репарациям был передан Ита­лии.

 

Легкие крейсера — минные заградители типа «Бруммер» — 2 ед.

32.jpg

 

«Бруммер» (Brummer)             Вл.Шт.          1915/11.12.15/2.4.1916         погиб   21.6.1919

«Бремзе» (Bremse)                  Вл.Шт.          1915/11.3.16/1.7.1916           погиб    21.6.1919

 

4385/5856 т, 140,4x13,2x6,00 м. ПТ- 2, 6 ПК, 47 700 л.с. = 28,1 уз., 600 т угля + 1000 т нефти. Броня: пояс до 40 мм, рубка до 100 мм, палуба до 15 мм. Эк. 309 чел. 4—150 мм/45, 2 — 88 мм/45 зен., 2 ТА 500 мм палубные поворотные, 400 мин.

 

По существу, являлись легкими крейсерами с ослабленным артвооружением, за счет чего могли принимать на борт мины. Входили в со­став 2-й разведгруппы Флота Открытого моря. 26.11.1918 оба крейсера были интернированы англичанами в Скапа-Флоу. Затоплены свои­ми экипажами. «Бремзе» в 1929 г. подняли и сдали на слом.

 

Бронепалубные крейсера типа «Майнц» — 4 ед.

33.jpg

 

«Кольберг» (Kolberg)

«Майнц» (Mainz)

«Кёльн» (Culn)

«Аугсбург» (Augsburg)

Шх.Д. Вл.Шт. Грв.К. Кз.В.К.

1908/14.11.08/21.6.1910 1907/23.1.09/1.10.1909 1908/5.6.09/16.6.1911 1908/10.7.09/1.11.1910

искл. 1920

погиб 28.8.1914

погиб 28.8.1914

искл. 1920

 

4362/4915т, 130,5x14,0x5,58 м. ПТ- 2, 15 ПК, 31 000 л.с. = 26,7 уз., 1010 т угля Ч- 115 т не­фти. Броня: палуба до 50 мм, на скосах 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм. Эк. 367 чел. 12 — 105 мм/45, 4 — 52 мм/55, «Кольберг» и «Аугсбург» после перевооружения в 1916 — 1917 гг. 6-150 мм/45, 2-88 мм/45 зен., 2 ТА 450 мм подв., на перевооруженных кораблях 2 ТА 500 мм палубные поворотные, 100 мин.

 

Последние бронепалубные крей­сера германского флота. Являлись развитием кораблей типа «Дрезден». Отличались от них увеличенными размерами, большей скоростью хода и усиленным артиллерийским воору­жением. «Майнц» имел двухвальную установку и являлся самым скорост­ным кораблем серии (27,2 уз.). Ос­тальные крейсера четырехвальные. «Майнц» и «Кельн» погибли во вре­мя Гельголандского сражения от сна­рядов английских крейсеров. «Коль­берг» и «Аугсбург» были переданы по репарациям в 1920 г. соответ­ственно Франции и Японии.

 

Бронепалубные крейсера типа «Дрезден» — 2 ед.

34.jpg

 

«Дрезден» (Dresden)         Бл.Ф.Гмб.          1907/5.10.07/14.11.1908           погиб 14.3.1915.

«Эмден» (Emden)               Кз.В.Дц.             1906/26.5.08/10.7.1909            погиб 9.11.1914.

 

3664/4268 т, 118,3x13,5x5,53 м. ПТ - 2 на «Дрезден», 2 ПМ на «Эмден», 12 ПК, 18 800 л.с. на «Дрезден» = 25,2 уз., 16390 л.с. на «Эм­ден» — 24,1 уз., 860 т угля. Броня: палуба до 50 мм, на скосах до 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм. Эк. 361 чел. 10—105 мм/40, 10 пулеметов, 2 ТА 450 мм подв.

 

Корабли спроектированы в 1905-1906 гг. Одна из модификаций крейсера «Бремен». Строились для отработки наиболее оптималь­ной силовой установки крейсеров («Дрез­ден» — четырехвальный, «Эмден» — двухвальный). В момент начала войны находились в составе эскадры адмирала Шпее, в водах Вос­точной Азии. «Эмден» в дальнейшем действо­вал самостоятельно. Потопил русский броне­палубный крейсер «Жемчуг» и французский эсминец «Мускэ» в Пенанге. Уничтожен в бою у Кокосовых островов английским крейсером «Сидней». «Дрезден» расстреляли в Кемберлендском заливе (Чили) английские крейсера «Кент» и «Глазго».

 

Бронепалубные крейсера типа «Кенигсберг» — 4 ед.

35.jpg

 

36.jpg

 

«Кенигсберг» (Kenigsberg)    Кз.В.К.        1905/12.12.05/6.4.1907       погиб 11.7.1915

«Нюрнберг» (Nurnberg)         Кз.В.К.        1906/29.8.06/10.4.1908       погиб 8.12.1914

«Штуттгарт» (Stuttgart)          Кз.В.К.        1905/22.9.06/1.2.1908         искл. 1919

«Штеттин» (Stettin)                Вл.Шт.        1906/7.3.07/29.10.1907       искл. 1919

 

3469/4002 т, (3480/3820 т «Кенигсберг» и «Штет­тин»), 117,4 («Кенигсберг» - 115,3)х13,3x5,14 -5,4 м. ПТ—2 «Штеттин»; ПМ 2 — остальные, 11 ПК, 13 900 л.с. = 24,1 уз. («Штеттин» 21 670 л.с. = 25,2 уз.), 880 т угля. Броня: палуба 45 мм, на скосах 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм. Эк. 322 чел. 10 — 105 мм/40, 10 пулеметов, 2 ТА 450 мм подв.

 

Спроектированы в 1904—1905 гг. Одна из модификаций крейсера «Бремен». «Кениг­сберг» по внешнему виду и конструкции кор­пуса отличался от трех других кораблей. Па­ротурбинный «Штеттин» имел 4 линии вала, ос­тальные — 2. «Нюрнберг» входил в состав эс­кадры адмирала Шеера. Потоплен английским броненосным крейсером «Кент», погибло 327 чел. «Кенигсберг» действовал на торговых ком­муникациях самостоятельно. 30.10.1914 был блокирован англичанами в дельте реки Руфиджи и 11.7.1915 разрушен огнем мониторов. «Штуттгарт» с 1908 г. использовался как учеб­ный артиллерийский корабль. В 1914 г. вошел в состав флота. В 1919 г. продан на слом. «Штеттин» с 1917 г. использовался как учеб­ный. В 1919 г. продан на слом.

 

Бронепалубные крейсера типа «Бремен» — 7 ед.

37.jpg

 

38.jpg

 

«Бремен» (Bremen)

«Гамбург» (Hamburg)

«Берлин» (Berlin)

«Любек» (Lubeck)

«Мюнхен» (Munchen)

«Лейпциг» (Leipzig)

«Данциг» (Danzig)

Вз.Бр.

Вл.Шт. Кз.В.Дц. Вл.Шт. Вз.Бр. Вз.Бр.

Кз.В.Дц.

1902/9.7.03/19.5.1904

1902/25.7.03/8.3.1904 1902/22.9.03/4.4.1905 1903/26.3.04/26.4.1905 1903/30.4.04/10.1905 1904/21.3.05/20.4.1906

1 904/23.9.05/1.2.1907

погиб 17.12.1915

погиб 1944

искл. 1935

искл. 1919

искл. 1919

погиб 8.12.1914

искл. 1919

 

3278/3816 т, 111,1 (113,8 «Берлин»)х13,3x5,61 м. ПМ - 2, ,10 ПК, 12 280 л.с. (на «Любеке» 2 ПТ, 14 403 л.с.) = 23,1 уз., 860 т угля. Броня: палуба до 50 мм, на скосах 80 мм, рубка до 100 мм, щиты 50 мм. Эк. 301 чел. 10—105 мм/ 40, 10 скорострельных пушек, (заменены на пулеметы), 2 ТА 450 мм подв. «Бремен» и «Лю­бек» с 1916 г. : 2 - 150 мм/45, 6 - 105 мм/40, 2 ТА 450 мм (палубные поворотные).

 

Проект разработан в 1901—1902 гг. Универ­сальный тип крейсера. Отличались хорошей мореходностью и маневренностью. «Любек» — первый германский крейсер, снабженный па­ротурбинной установкой. Первоначально имел 8 винтов на 4 валах, впоследствии их замени­ли на 4. «Лейпциг» входил в состав эскадры адмирала Шпее. Потоплен артиллерией ан­глийских крейсеров «Корнуэлл» и «Глазго». «Бремен» потоплен на Балтике английской ПЛ Е-9 (по другим данным — подорвался на рус­ских минах). Погибло 250 чел. Остальные ко­рабли в боевых действиях участвовали мало, так как считались слабо вооруженными и не­достаточно скоростными. После войны «Гам­бург» и «Берлин» были оставлены Германии.

 

Бронепалубные крейсера типа «Газелле» —10 ед.

39.jpg

 

«Газелле» (Gazelle)

Гер.в.К.

1897/31.3.98/6.10.1900

искл. 1920

«Ниобе» (Niobe)

Вз.Бр.

1898/18.7.99/25.6.1900

искл. 1925

«Нимфа» (Nymphe)

Гер.в.К.

1898/21.11.90/20.9.1901

искл. 1931

«Тетис» (Thetis)

Кз.В.Дц.

1899/3.7.00/14.9.1901

искл. 1929

«Ариадна» (Ariadne)

Вз.Бр.

1899/10.8.00/18.5.1901

погиб 28.8.1914

«Амазон» (Amazone)

Грв.К.

1899/6.10.00/15.11.1901

искл. 1931

«Медуза» (Medusa)

Вз.Бр.

1900/5.12.00/26.7.1901

погиб 3.5. 1945

«Фрауенлоб» (Frauenlob)

Вз.Бр.

1901/22.3.02/17.2.1903

погиб 31. 5.1916

«Аркона» (Arcona)

Вз.Бр.

1901/22.10.02/12.5.1903

искл. 1930

«Ундина» (Undine)

Хв.К.

1901/11.12.02/5.1.1904

погиб 7. 11. 191 5

 

2360-2700/3100-3180 т, 105,1 («Амазон» 108,7) х12,2x4,84-5,12. ПМ -2, ПК-8, 8690 л.с. = 21,5 уз., 550 —710 т угля. Броня: палуба до 75 мм, на скосах до 80 мм, рубка 80 мм, щиты 50 мм. Эк. 258 чел. 10— 105 мм/40, 5 — 10 пулеметов, 2 ТА 450 мм подв.

 

К началу 1-й мировой войны считались устаревшими. «Аркону» переобо­рудовали в минный заградитель (200 мин). «Ундина», «Амазон», «Тетис» и «Нимфа» использовались как учебные. Остальные служили в охране при­брежной зоны, в основном на Балтике. «Ундина» потоплена у Гельголанда английской ПЛ Е-19. «Фрауенлоб» уничтожен торпедами английского крейсера «Саутгемптон» в Северном море. Погибло 323 чел. После окончания войны «Газелле» продали на слом. «Ниобе» в 1925 г. продали Югославии, где он использовался как учебный. «Медуза» использовалась как блокшив, а в 1942 г. переоборудована в плавучую зенитную батарею. Остальные крей­сера до середины 30-х годов были проданы на слом:

 

Бронепалубные крейсера типа «Фрея» — 5 ед.

40.jpg

 

«Виктория Луиза» (Victoria Louise)

«Герта» (Hertha)

«Фрея» (Freya)

«Винета» (Vineta)

«Ганза» (Hansa)

Вз.Бр.

Вл.Шт.

КЗ.Б.ДЦ.

КЗ.Б.ДЦ.

Вл.Шт.

1896/29.3.97/20.2.1898 1896/14.4.97/23.7.1898 1896/27.4.97/10.1898. 1896/14.4.97/13.9.1899 1896/12.3.98/20.4.1899

искл. 1919

искл. 1919

искл. 1920

искл. 1919

искл. 1919

 

5660-5885/6491-6705 т, 110,6x17,4-17,6x6,9-7,08 м. ПМ - 3,12 ПК(«Герта», «Ганза» - 18 ПК), 10 790 л.с. = 19,1 уз., 950 т угля. Броня: палуба до 140 мм, рубка до 100 мм, кормовая — 12 мм, башни до 100 мм, казематы 100 мм. Эк. 477 чел. 2-210 мм/40, 6-150 мм/40, 11-88 мм/30, 3-88 мм/35, 3 ТА 450 мм подв.

 

После вступления в строй использовались, как правило, в качестве учебных. Первоначаль­но были трехтрубными, но в ходе ремонта в 1905—1913 гг. основательно перестроены. С началом боевых действий несли службу по ох­ране прибрежной зоны. В 1915 г. «Виктория Луиза» была переоборудована в минный загра­дитель, а в 1920 г.— в грузовое судно (служи­ла до 1923 г.). «Герта» с 1915 г. служила блок­шивом при воздушной станции в Фленсбурге. Остальные корабли находились в отстое и пос­ле войны сданы на слом.

 

Бронепалубный крейсер «Кайзерин Августа» — 1 ед.

 

«Кайзерин Августа» (Kaiserin Augusta)     Гер.в.К.    1890/15.1.92/29.8.1892         искл. 1919

 

6056/6318 т, 123, 2x15,6x6,48 м. ПМ - 3, 8 ПК, 15 650 л.с. = 21,6 уз., 825 т угля. Броня: палу­ба до 120 мм, рубка до 50 мм. Эк. 430 чел. 12-150 мм/35, 8-88 мм/30, 1 ТА 350 мм подв.

 

Устаревший корабль, официально классифицировался как крейсер-корвет 2-го класса. С 1914 г. служил в качестве учебного артиллерийского корабля. В 1919 г. продан на слом, корпус использо­вали для постройки Северного мола в Киле.

 

Устаревшие бронепалубные крейсера

41.jpg

 

К началу 1-й мировой войны германский флот насчитывал 13 бронепалубных крейсеров, использовавшихся в качестве различных вспомогательных единиц. Так, крейсера 2-го класса «Ирена» и «Принцесса Вильгельма» (5020 т; 1886 — 1888 гг.) числились плавказармами школы подводников в Киле.

Крейсера 3-го  класса  «Гефион» и «Хела» (соответственно 4275 и 2082 т; 1892 — 1896 гг.) использовались как блокшивы. «Хелу» с началом боевых дей­ствий возвратили на флот, и она была потоплена 13.9.1914 английской ПЛ Е-9. Из 6 бронепалубных крейсеров 4-го класса типа «Буссард» (2580 т; 1888—1895 гг.) к 1914 г. сохранились 4. «Зееадлер» и «Кондор» служили минными тенде­рами в Киле, «Корморан» был затоплен своим экипа­жем в Циндао, «Гейер» в ноябре 1914 г. интернировали США. Крейсера 4-го класса типа «Швальбе» (1400 т; 1887—1889 гг.) использовались в качестве угольных тен­деров. Бронепалубный крейсер «Ягд», классифицировав­шийся как посыльное судно (авизо), служил хранилищем для торпед. «Метеор» и «Комет» (1700 т; 1888—1893 гг.) служили плавучими причалами в Киле и Данциге.