Подводные лодки

 

Подводные крейсера типа U151 —7 ед.

65.jpg

 

U151 U152 U153 U154 U155 U156 U157

1916/4.4.17/21.7.1917 1916/20.5.17/20.10.1917 1916/19.7.17/17.11.1917 1915/28.3.16/5.1916 1916/10.9.17/12.12.1917 1916/17,4.17/28.8.1917 1916/23.5.17/22.9.1917

искл. 1918

искл. 1918

искл. 1918

искл. 1918

погибла 11.5.1918

погибла 25.9.1918

искл. 1918

 

1503/1875 т, (U157 1575/1880 т), 65,0x8,9x5,3 м. 2 диз., 2 ЭД, 800/800 л.с. = 12,4/5,2 уз, 328 т нефти. Эк. 56 чел. 2 ТА 500 мм, 2-105 мм/45, 2-88 мм/30, 6 ТА 500 мм, (на U155 - 2 - 150 мм/40).

 

Первоначально строились как транспортные лодки типа «Дойчланд», но когда в войну вступили США, было принято решение переоборудо­вать транспортные корабли в большие крейсерские лодки. Так, «Дой­чланд» стал U155; «Ольденбург» — U151. 8-й корабль серии — «Бре­мен» — погиб в конце 1916 года на минах у Оркнейских островов. Ос­тальные лодки достраивались как чисто боевые. При этом были исполь­зованы дизель-генераторы с линкора «Заксен» и линейного крейсера «Эрзац Йорк». Крейсерские лодки этого типа имели небольшую ско­рость хода и слабое торпедное вооружение. В ходе боевых действий немцы потеряли 2 корабля. Английская ПЛ Е35 торпедой уничтожила в Атлантике U154; на минах в Северном море погибла U156. Остальные корабли были интернированы союзниками и по условиям Версальского договора затоплены в 1921 г.

 

Подводные крейсера типа U139 —4 ед.

66.jpg

 

U139 U140 U141 U142

1916/3.12.17/18.5.1918 1916/4.11.17/28.3.1918 1916/9.1.18/24.6.1918 1916/4.3.18/10.11.1918

искл. 1918

искл. 1918

искл. 1918

искл. 1918

 

1930/2483 т, 92,0x9,12x5,27 м. 2 диз. + 1 диз., 2 ЭД, 3500+450/ 1780 л.с. = 15,3/7,6 уз., 443 т. нефти. Эк. 62 чел. 6 ТА 500 мм. 2-150 мм/45.

Большие подводные крейсера. Имели по 1 вспомогательному ди­зелю, использовавшемуся во время крейсерства для зарядки аккуму­ляторов. Этот дизель мог самостоятельно обеспечить ход кораблю в 8 узлов и дальность плавания 17 800 миль. После окончания войны 4 вступивших в строй корабля этой серии были переданы по репараци­ям союзникам. U139 находилась в составе французского флота до 1935 г. U140 потоплена американцами летом 1921 г. U141 и U142 были сданы на слом в 20-х гг. Остальные корабли серии к концу вой­ны имели готовность от 20% (U173-U176) до 75% (U145-U148). Разобраны на металл в заводах-изготовителях.

 

Подводные крейсера типа U135 — 2 ед.

68.jpg

 

U135                       1916/8.9.17/20.6.1918                    искл. 1918

U136                       1916/7.11.17/15.8.1918                  искл. 1918

 

1175/1534 т, 83,5x7,54x4,26 м. 2 диз. + 2 диз.-ген., 2 ЭД, 3500+900/ 1690 л.с. = 17,0/8,1 уз., 167 т нефти. Эк. 46 чел. 6 ТА 500 мм. 2-150 мм/45.

 

Большие подводные крейсера. Имели по 2 вспомогательных дизеля для зарядки аккумуляторов. Могли принимать топливо в главные бал­ластные цистерны, тогда его запасы увеличивались до 220 т. Оба всту­пивших в строй корабля после окончания войны были интернированы союзниками. U135 затонула на переходе у восточного побережья Анг­лии. Остальные корабли серии к концу войны имели готовность от 80% (U127 - U130) до 95% (U137, U138). Их разобрали на металл в заводах-изготовителях.

 

Подводные заградители — крейсера типа U117 — 9+1 ед.

67.jpg

 

U117

1916/10.12.17/28.3.1918

искл.

1918

U118

1916/23.2.18/8.5.1918

искл.

1919

U119

1916/4.4.18/20.6.1918

искл.

1918

U120

1916/20.6.18/31.8.1918

искл.

1918

U121

191 6/20.9. 191 8 не достр.

искл.

1918

U122

1916/9.12.17/4.5.1918

искл.

1918

U123

1916/26.1.18/20.7.1918

искл.

1918

U124

1916/28.3.18/13.7.1918

искл.

1918

U125

1916/26.5.18/4.9.1918

искл.

1918

U126

1916/16.6.18/7.10.1918

искл.

1918

 

1163- 1164/1468- 1512т, 82,0x7,42x4,22 м. 2 диз., 2 ЭД, 2400 л.с./ 1200л.с. =14,7/7,0-7,2 уз., 167 т нефти. Эк. 39 - 40 чел. 4 ТА 500 мм. 2 минные трубы для 30 мин. 1 — 150 мм/45 (на U117 1 — 88 мм/30, а начиная с U123 1 - 105 мм/45).

 

Лодки океанского типа, развитие кораблей типа U71. Строились в Гамбурге фирмами «Вулкан» и «Блом унд Фосс». Имели более мощное вооружение, большую скорость и радиус действия. Мины грузились в горизонтальном положении. 10 запасных торпед располагались на стел­лажах внутри прочного корпуса плюс 10 торпед в герметичных контей­нерах на верхней палубе. Обводы легкого корпуса обеспечивали отлич­ную управляемость в подводном положении. Впервые в германском флоте легкий корпус был как бы «подвешен» к прочному рамными шпан­гоутами, что повышало общую прочность конструкции. К моменту под­писания перемирия большинство кораблей проходило приемные испы­тания. Только U117 успела совершить боевой поход к берегам США. Лодки этой серии стали прообразом советских ПЛ типа «Л». После окон­чания войны были переданы союзникам по репарациям. Их либо разру­шили, либо уничтожили в ходе экспериментов и боевой подготовки. U119 была отбуксирована во Францию, где ее достроили. Корабль оставался в составе французского флота до 1937 г.

 

Крейсерские лодки типа U81 — 40 ед.

69.jpg

 

70.jpg

 

U81

1915/24.6.16/22.8.1916

погибла 1.5.1917

 

U82

1915/1.7.16/16.9.1916

искл. 1919

 

U83

1915/13.7.16/6.9.1916

погибла 17.2.1917

 

U84

1915/22.7.16/7.10.1916

погибла 26. 1.1 91 8

 

U85

1915/22.8.16/23.10.1916

погибла 12.3.1917

 

U86

1915/7.11.16/30.11.1916

искл. 1921

 

U87

1915/22.5.16/26.2.1917

погибла 25. 12. 191 7

 

U88

1915/22.6.16/7.4.1917

погибла 17.9.1917

 

U89

1915/6.10.16/6.1917

погибла 12.2.1918

 

U90

1915/12.1.17/2.8.1917

искл. 1919

 

U91

1915/14.4.17/17.9.1917

искл. 1918

 

U92

1915/12.5.17/22.10.1917

погибла 9.9.1918

 

U93

1915/15.12.16/10.2.1917

погибла 7. 1.1 91 8

 

U94

1915/5.1.17/3.3.1917

искл. 1918

 

U95

1915/20.1.17/19.4.1917

погибла 01.1918

 

U96

1916/15.2.17/11.4.1917

искл. 1918

 

U97

1916/4.4.17/16.5.1917

погибла 21.11.1918

 

U98

1916/28.2.17/31.5.1917

искл. 1918

 

U99

1916/27.1.17/28.3.1917

погибла 7.7.1917

 

U100

1916/25.2.17/16.4.1917

искл. 1918

 

U101

1916/1.4.17/15.5.1917

искл. 1918

U102

1916/12.5.17/18.6.1917

погибла 2.9. 191 8

U103

1916/9.6.17/15.7.1917

погибла 12.5.1918

U104

1916/3.7.17/12.8.1917

погибла 25.4.1918

U105

1916/16.5.17/4.7.1917

искл. 1918

U106

1916/12.6.17/28.7.1917

погибла 8. 10. 1917

U107

1916/28.6.17/18.8.1917

искл. 1918

U108

1916/11.10.17/5.12.1917

искл. 1918

U109

1916/25.9.17/7.11.1917

погибла 26. 1.191 8

U110

1916/28.7.17/25.9.1917

погибла 15.3.1918

U111

1916/5.9.17/30.12.1917

искл. 1918

U112

1916/26.10.17/30.6.1918

искл. 1918

U113

1916/29.9.17/23.2.1918

искл. 1918

U114

1916/27.11.17/19.6.1918

искл. 1918

U160

1917/27.2.18/26.5.1918

искл. 1918

U161

1917/23.3.18/29.6.1918

искл. 1918

U162

1917/20.4.18/31.7.1918

искл. 1918

U163

1917/1.6.18/21.8.1918

искл. 1918

U164

Г917/7.8.18/17.10.1918

искл. 1918

U165

1917/21.8.18/6.11.1918

погибла 18.11.1918

       

 

750/952 т (U99-U104), 798/996-1000 т (U105- U114), 808/946 т (U81 -U86), 838/998-1000 т (U93 - U98), 757/998 т (U87 - U92), 65,8-71,55x6,2-6,3x3,65-4,02 м. 2 диз., 2 ЭД, 7800-8400 Л.С./50-56 л.с. = 15,6-16,8/8,4-9,1 уз., 114- 119 т нефти. Эк. 35-39 чел. 6 ТА 500 мм, 4 ТА 500 мм (на U87 - U92, U99 - U104), 1 - 105 мм/45, 1 -88 мм/30 (на U87, U89, U95, U105, U106, U108, U109, с 1918 г. на U84, U85 и U86), 2-88 мм/30 (до 1917 г. на U84 - 86, до 1918 г. на U101 -U104); 2 - 105 мм/45 (на U160).

 

Средние крейсерские лодки. Отличались хорошими мореходностью и маневренностью в надводном положении. Первоначально на стелла­жах имелось только 10 запасных торпед. После переноса действий этих лодок в Атлантику, в герметичных контейнерах на верхней палубе рас­полагалось еще 16 торпед. К моменту заключения перемирия корабли, начиная с U115 (кроме U160—U165), не были достроены. Последней на воду спустили U172, имевшую 75% готовности. U166 (готовность свыше 90%) по репарациям передали Франции, где ее ввели в строй. Так же Франции по репарациям передали U105, U108, U162 и U166 — они про­служили в составе французского флота до конца 30-х гг. Все недостро­енные корабли разобрали на стапелях. По условиям Версальского до­говора U86, U90, U96, U100, U107 и U161 затопили у восточного побережья Великобритании. Остальные лодки, остававшиеся в строю, к концу войны передали по репарациям союзникам и разобрали в на­чале 20-х гг. В ходе боевых действий были потеряны 18 кораблей. U81 и U99 торпедированы английскими подводными лодками Е54 и J3. На минах в Северном море погибли U92, U102 и U106. Любопытно, что при сравнительно низкой эффективности судов-ловушек, они смогли унич­тожить 4 корабля этой серии: U83 — в Атлантике и U84 — у западных берегов Великобритании, U85 — в Ла-Манше и U88 — в Бискайском за­ливе. В ходе боевых столкновений с лихтерами и различными судами погибли U93, U95, U97, U103 и U109. U87 и U110 уничтожены надводны­ми кораблями, U104 — авиацией. U89 затонула после таранного удара броненосного крейсера «Роксбург».

 

Подводные заградители — крейсера типа U71 —10 ед.

71.jpg

 

72.jpg

 

U71

1915/31.10.15/20.12.1915

искл. 1918

U72

1915/31.10.15/26.1.1916

погибла 1.11.1918

U73

1915/16.6.15/9.10.1915

погибла 30. 10. 1918

U74

1915/10.8.15/24.11.1915

погибла 27.5.1916

U75

1915/30.1.16/26.3.1916

погибла 14.12.1917

U76

1915/12.3.16/11.5.1916

погибла 25. 1.1917

U77

1915/9.1.16/10.3.1916

погибла 7.7.1916

U78

1915/27.2.16/20.4.1916

погибла 28. 10. 1918

U79

1915/9.4.16/25.5.1916

искл. 1918

U80

1915/22.4.16/6.6.1916

искл. 1919

 

745 - 755/829 - 832 т, 56,6x5,9x4,84 м. 2 диз., 2 ЭД, 900/900 л.с. = 10,6/ 7,9 уз., 79 — 80 т нефти. Эк. 32 чел. 2 ТА 500 мм, 38 мин, 1—88 мм/30.

 

Строились для минирования путей конвоев, следовавших через Ат­лантику. Первые заградители германского флота, имевшие горизонталь­ные минные трубы вместо вертикальных или наклонных шахт. Мины ос­тавались сухими вплоть до самой постановки. Их перемещение на стел­лажах осуществлялось ручным приводом (на U117 — U126 — электроп­риводом). Топливные цистерны располагались в булях снаружи легкого корпуса. В качестве двигателей надводного хода использовались дизе­ли, заказанные русским морским ведомством для ПЛ типа «Барс». В ходе боевых действий немцы потеряли 7 кораблей. На минах в Север­ном море погибла U75. Артиллерией надводных кораблей были потоп­лены в Северном море U74 и U77, на Балтике — U76, U72 и U73 затопле­ны экипажами в Средиземном море. Оставшиеся корабли по репараци­ям передали союзникам. Из них только U79 служила в составе француз­ского флота до 1933 г.

 

Крейсерские лодки типа U66 — 5 ед.

73.jpg

 

U66

1913/22.4.15/23.7.1915

погибла 2.10.1917

U67

1913/15.5.15/4.8.1915

искл. 1918

U68

1913/1.6.15/17.8.1915

погибла 22.3.1916

U69

1913/24.6.15/4.9.19t5

погибла 12.7.1917

U70

1913/20.7.15/22.9.1915

искл. 1919

 

791/933 т, 69,5x6,3x3,79 м. 2 диз., 2ЭД, 2300/1240 л.с. 16,8/ 10,3 уз., 89 т нефти. Эк. 36 чел. 5 ТА 450 мм. 1 — 88 мм/30, с 1916 г. 1-105 мм/45.

 

Крейсерские подводные лодки программы 1912— 1913 гг. Предна­значались для действий в Атлантике и Северном море. U66, U68 и U69 были уничтожены артогнем и глубинными бомбами английских эсмин­цев и шлюпов в Северном море. Оставшиеся 2 лодки передали союзни­кам по репарациям. Они были разобраны в начале 20-х гг.

 

Крейсерские лодки типа U43 — 23 ед.

74.jpg

 

75.jpg

 

U43

1913/26.9.14/30.4.1915

искл. 1919

 

U44

1913/15.10.14/7.5.1915

погибла 12.8.1917

 

U45

1913/15.4.15/9.10.1915

погибла 12.9.1917

 

U46

1914/18.5.15/17.12.1915

искл. 1919

 

U47

1914/16.8.15/28.2.1916

погибла 28.10.1918

 

U48

1914/3.10.15/22.4.1916

погибла 24. 11. 191 7

 

U49

1914/26.11.15/31,5.1916

погибла 11.9.1917

 

U50

1914/31.12.15/4.7.1916

погибла 9. 191 7

 

U51

1914/25.11.15/24.2.1916

погибла 4.7. 191 6

 

U52

1914/8.12.15/16.3.1916

искл. 1918

 

U53

1914/1.12.16/22.4.1916

искл. 1919

 

U54

1914/22.2.16/25.5.1916

искл. 1918

 

U55

1914/18.3.16/8.6.1916

искл. 1918

U56

1914/18.4.16/23.6.1916

погибла 2.11. 1916

U57

1914/29.4.16/6.7.1916

искл. 1918

U58

1914/31.5.16/9.8.1916

погибла 17.1 1.1917

U59

1914/20.6.16/7.9.1916

погибла 15.5.1917

U60

1914/5.7.16/1.11.1916

искл. 1918

U61

1914/22.7.16/2.12.1916

погибла 26.3.1918

U62

1914/2.8.16/30.12.1916

искл. 1918

U63

1914/8.2.16/11.3.1916

искл. 1919

U64

1914/29.2.16/15.4.1916

погибла 17.6.1918

U65

1914/21.3.16/5.1916

погибла 28. 10. 191 8).

         

 

725 - 810/927 - 956 т, 65,0 - 68,4x6,2 - 6,3x3,74 - 4,04 м. 2 диз., 2 ЭД, 2000 - 2400/1200 л.с. = 15,2 - 16,5/8,4 - 9,7 уз.; 110 - i 19 т. не­фти, Эк. 36 чел. 4 ТА 500 мм. 2-88 мм/45.

 

Крейсерские подводные лодки предназначались для действий в Се­верном море и Атлантике. По довоенной программе 1913 г. были за­казаны U43 и U44. Остальные строились по мобилизационным пла­нам, что предопределило различия кораблей во внешнем виде и конструкции надстроек. В 1916 - 1917 гг. U43 - U50, U52, U53 - U60 были перевооружены на 1 — 105 мм/45 и 1 — 88 мм/30 орудия. Из 10 поте­рянных в ходе войны ПЛ этой серии U50 и U59 подорвались на минах в Северном море. Таранными ударами надводных кораблей были унич­тожены U44 и U49. Английские и американские эсминцы у побережья Великобритании глубинными бомбами потопили U61 и U64. U48 села на мель и была расстреляна артогнем британских, дрифтеров и эс­минцев. В 1916 г. на Балтике русские патрульные корабли уничтожили U56. Уже после начала мирных переговоров в Поле своими экипа­жами были затоплены U47 и U65. Остальные корабли после оконча­ния войны по репарациям передали союзникам. Из них только U46 и U55 вошли в состав японского флота и прослужили до 1922 г. U43, U52, U53, U60 и U62 затопили в Северном море. 4 корабля разобрали на металл в 1920 г. U52 сразу после вступления в строй затонула после взрыва торпеды, но незадолго до окончания войны ее подняли и вновь ввели в строй.

 

Крейсерские подводные лодки типа U23 —18 ед.

76.jpg

 

U23

1911/12.4.13/11,9.1913

погибла 20.7. 191 5

 

U24

1911/24.5.13/6.12.1913

искл. 1918

 

U25

1911/12.7.13/9.5.1914

искл. 1919

 

U26

1911/16.10.23/20.5.1914

погибла 9. 191 5

 

U27

1912/14.7.13/8.5.1914

погибла 19.8.1915

 

U28

1912/30.8.13/26.6.1914

погибла 2.9. 191 7

 

U29

1912/11.10.13/1.8.1914

погибла 18.3.1915

 

U30

1912/15.11.13/26.8.1914

погибла 22.6.1915

 

U31

1912/7.1.14/18.9.1914

погибла 1.1914

 

U32

19123/28.1.14/3.9.1914

погибла 8.5.1915

 

U33

1912/19.5.14/27.9.1914

искл. 1919

U34

1912/9.5.14/5.10.1914

погибла 9.1 1.1918

U35

1912/18.4.14/3.11.1914

искл. 1918

U36

1912/6.6.14/14.11.1914

погибла 24.7. 191 5

U37

1912/25.8.14/9.12.1914

погибла 1.4.1915

U38

1912/9.9.14/15.12.1914

искл. 1919

U39

1912/26.9.14/13.1.1915

погибла 18.5.1918

U40

1912/22.10.14/14.2.1915

погибла 23,6. 191 5

U41

1912/10.10.14/1.2.1915

погибла 24.9.1915

       

 

669-685/864-878 т, 64,7x6,32x3,48-3,56 м. 2 диз., 2 ЭД, 1800-2000/1200 л.с. = 16,7/9,8 - 10,3 уз., 98 - 110т нефти. Эк. 35 чел. 4 ТА 500 мм, 1 - 88 мм/30 (на U27, U28, U26 2-88 мм/30, на U34 с 1917 г. 1-105 мм/45).

 

Крейсерские двухкорпусные подводные лодки, известные в германс­ком флоте как серия «тридцатых». Лодки, строившиеся в Данциге, име­ли более надежные 4-тактные дизели фирмы МАИ. Остальные корабли оснащались 2-тактными крупповскими дизелями, часто выходившими из строя. Их действия в Атлантике были крайне ограничены из-за боль­шого расхода топлива и ненадежности силовых агрегатов. В ходе бое­вых действий было потеряно 12 кораблей. U23 уничтожена в Северном море английской ПЛ С-27. На минах подорвались: U26 (в Балтийском море); U31 (в Северном море) и U37 (в Ла-Манше). Линкор «Дредноут» таранным ударом пустил на дно U29. Артогнем надводных кораблей союзников в Ла-Манше были потоплены U27, U36 и U41. В этом же рай­оне в результате взрыва торгового судна погибла U28. Эскортные ко­рабли глубинными бомбами в Средиземном море потопили U32 и U34. U40 была торпедирована в Северном море английским патрульным ко­раблем (по другим данным, ПЛ С24).Остальные корабли передали по репарациям союзникам и сдали на слом в начале 20-х гг.

 

Крейсерские лодки типа U3 — 20 ед.

77.jpg

 

78.jpg

 

U3

1907/27.3.09/29.5.1909

искл. 1919

 

U4

1907/18.5.09/1.7.1909

искл. 1919

 

U5

1907/8.1.10/2.7.1910

погибла 18.12.1914

 

U6

1907/18.5.10/8.1910

погибла 15.9.1915

 

U7

1908/28.7.10/18.7.1911

погибла 21. 1.1 91 5

 

U8

1908/14.3.11/18.6.1911

погибла 4.3.1915

 

U9

1909/22.2.10/18.4.1910

искл. 1918

 

U10

1909/24.1.11/31.8.1911

погибла 27.5.1916

 

U11

1909/2.4.10/21.9.1910

погибла 9.12.1914

 

U12

1909/6.5.10/13.8.1911

погибла 10.3.1915

 

U13        1909/16.12.10/25.4.1912               погибла 9.8.1914

U14        1909/11.7.11/25.4.1912                 погибла 5.6.1915

U15        1909/18.9.1 1/7.7.1912                  погибла 9.8.1914

U16        1908/23.8.11/28.12.1911               погибла 8.2.1919

U17        1910/16.4.12/3.11.1912                 искл. 1919

U18        1910/25.4.12/17.11.1912               погибла 23.11.1914

U19        1910/10.10.12/6.7.1913                 искл. 1919

U20        1910/18.12.12/5.8.1913                 погибла 5.11.1916

U21        1910/8.2.13/22.10.1913                 погибла 22.2.1919

U22        1910/6.3.13/25.11.1913                 искл. 1919

 

421-564/510-694 т, (U19 - U22- 650/837 т), 51,3-62,35x5,6-6,0x3,05-3,4 м, (U19 - U22 64,2x6,1x3,58). 4 бенз., 2 ЭД, (U19 - U22 2 диз., 2 ЭД), 600 - 900/1030 - 1160 л.с. (U17 - U18 1400/1120 л.с., U19 -U22 1700/1200 л.с.), 11,8 - 15,6/8,1 - 10,4 уз., 48 - 87 т бензина или нефти. Эк. 29 - 35 чел. 4 ТА 450 мм, 4 ТА 500 мм (на U19), 1 - 88 мм/30 с 1916 г. 2-88 мм/30, с 1917 г. 1 - 105 мм/45 (на U19).

 

Постройка кораблей этой серии носила явно экспериментальный ха­рактер. Они различались между собой конструкцией прочного корпуса и надстроек. На U3 — U18 были установлены бензиновые двигатели Кертинга. Мощность каждого из них не превышала 300 — 350 л.с. и поэтому на одном валу устанавливалось по 2 двигателя. В целом силовая уста­новка оказалась ненадежной и взрывоопасной. Тем не менее в начале войны U3 — U22 составляли основу германского подводного флота и на их долю выпало немало боевых побед. U9, например, 22 сентября 1914 г. уничтожила сразу 3 английских броненосных крейсера — «Кресси», «Абу­кир» и «Хог». Из 20 кораблей серии до конца боевых действий сохранились только 8; 6 из них разобрали в самой Германии на металл. На минах в Английском Канале погибли U5, U11 и U10 (предположитель­но); U6 торпедирована у берегов Норвегии английской ПЛ Е16. В Се­верном море по ошибке своей же лодкой U22 была уничтожена U7. В боевых столкновениях с английскими эскортными и патрульными ко­раблями в Северном море и Ла-Манше немцы потеряли U8, U12, U13 (предположительно), U14, U15 и U18. U20 села на мель у Ютландского побережья и была оставлена экипажем. При переходе к месту передачи союзникам, предположительно по умыслу экипажей, в 1919 году зато­нули U16 и U21.

 

Крейсерские лодки типа U1 — 2 ед.

79.jpg

 

U1         Грв.К.                 1904/4.8.06/14.12.1906            искл. 1919

U2        Кз.В.Дц.               1906/18.6.08/18.7.1908            искл. 1919

 

238/283 т (U1), 341/430 т (U2). 42,4x3,8x3,2 (U1), 45,4x5,5x3,1 (U2), 1 бенз. 2 ЭД (U1), 2 бенз., 2 ЭД (U2), 400/400 л.с. = 10,8/8,7 уз. (U1), 600/ 600 л.с. = 13,2/9 уз. (U2), 20 т бенз. (U1), 43 т бенз. (U2). Эк. 22 - 24 чел., 1 ТА 450 мм (U1), 4 ТА 450 мм (U2).

 

Обе лодки строились в экспериментальных це­лях. U1 являлась разновидностью русских ПЛ типа «Карп», заказанных фирме Крупна. К началу 1-й мировой войны устарели и использовались как учебные. После войны сданы на слом.

 

Подводные минные заградители типа UC90 — 25 ед.

80.jpg

 

UC90

1917/19.1.18/15.7.1918

искл. 1919

 

UC91

1917/19.1.18/31.7.1918

погибла 5.9.1918

 

UC92

1917/19.1.18/14.8.1918

 

 

UC93

1917/19.2.18/22.8.1918

искл. 1919

 

UC94

1917/19.2.18/31.8.1918

искл. 1919

 

UC95

1917/19.2.18/16.9.1918

искл. 1919

 

UC96

1917/17.3.18/25.9.1918

искл. 1919

 

UC97

1917/17.3.18/6.9.1918

искл. 1919

 

UC98

1917/17.3.18/10.9.1918

искл. 1919

 

UC99

1917/17.3.18/20.9.1918

искл. 1919

 

UC100

1917/14.4.18/1.10.1918

искл. 1919

 

UC101

1917/14.4.18/8.10.1918

искл. 1919

 

UC102

1917/17.4.18/15.10.1918

искл.

1919

UC103

1917/14.4.18/21.10.1918

искл.

1919

UC104

1917/25.5.18/18.10.1918

искл.

1918

UC105

1917/25.5.18/28.10.1918

искл.

1918

UC106

1917/25.5.18/18.3.1919

искл.

1919

UC107

1917/2.6.18/18.3.1919

искл.

1919

UC108

1917/2.6.18/18.3.1919

искл.

1919

UC109

1917/2.6.18/24.4.1919

искл.

1919

UC110 UC111

1917/6.7.18/18.3.1919 1917/6.7.18/18.3.1919

искл. искл.

1919

1919

UC114

1917/11.8.18/18.3.1919

искл.

1919

         

 

491/571 т, 56,51x5,5,54x3,8 м. 2 диз. 2 ЭД; 600/700 л.с. = 11,5/6,6 уз.; 77 т нефти. Эк. 33 чел. 3 ТА 500 мм; 6 минных шахт на 14 мин; 1 - 88 мм/30.

Лодки так называемого UC-III типа. Отличались от UC-II только внеш­ним видом надстроек. В частности, высокий бак плавно переходил к орудийной платформе, а само орудие было поднято несколько выше. Имели крайне неудачные обводы, особенно для подводного плавания. В условиях усилившейся противолодочной обороны данные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, поэтому заказы на UC139 — UC192 аннулировали, а постройку UC80 — UC89, UC115-UC138 при­остановили. Из сданных флоту в боевых действиях участвовали лишь 6. UC91 в ходе боевой подготовки затонула после столкновения с кораб­лем обеспечения; подняли в сентябре 1918 г., отремонтировали и вновь ввели в строй. UC91 при переходе морем в 1919 г. была затоплена эки­пажем. Остальные лодки по репарациям передали союзникам и сдали на слом в 1920—1921 гг. Только Япония включила в состав своего флота U90 и U99. Они прослужили до 1922 г. и после ряда экспериментов были разобраны. U105 затопили в Северном море по условиям Вер­сальского договора.

 

Подводные минные заградители типа UC16 — 64 ед.

81.jpg

 

UC16

1915/1.12.16/26.6.1916

погибла 23. 10. 191 7

 

UC17

1915/19.2.16/23.7.1916

искл. 1918

 

UC18

1914/4.3.16/15.8.1916

погибла 19.2.1917

 

UC19

1915/15.3.16/22.8.1916

погибла 6.12.1916

 

UC20

1915/1.4.16/8.9.1916

искл. 1919

 

UC21

1915/1.4.16/15.9.1916

погибла 27.9.1917

 

UC22

1915/1.2.16/1.7.1916

искл. 1919

 

UC23

1915/19.2.16/28.7.1916

искл. 1919

 

UC24

1915/4.3.16/17.8.1916

погибла 24.5.1917

 

UC25

1915/10.6.16/28.6.1916

погибла 28.10.1918

 

UC26

1915/22.6.16/18.7.1916

погибла 9.5.1917

 

UC27

1915/28.6.16/25.7.1916

Искл. 1919

 

UC28

1915/8.7.16/6.8.1916

Искл. 1919

 

UC29

1915/15.7.16/15.8.1916

погибла 7.6.1917

 

UC30

1915/27.7.16/22.8.1916

погибла 19.4.1917

 

UC31

1915/7.8.16/2.9.1916

Искл. 1919

 

UC32

1915/12.8.16/13.9.1916

погибла 23.2.1917

 

UC33

1915/26.8.16/25.9.1916

погибла 26.9.1917

 

UC34

1915/6.5.16/26.9.1916

погибла 30. 10. 191 8

 

UC35

1915/6.5.16/4.10.1916

погибла 16.5.1918

 

UC36

1915/25.6.16/3.11.1916

погибла 20.5.1917

 

UC37

1915/5.6.16/13.10.1916

искл. 1918

 

UC38

1915/5.6.16/19.10.1916

погибла 14.12.1917

 

UC39

1915/25.6.16/29.10.1916

погибла 8.2.1917

 

UC40

1915/5.9.16/1.10.1916

погибла 21.2.1919

 

UC41

1915/13.9.16/11.10.1916

погибла 21. 8.1917

 

UC42

1915/21.9.16/18.11.1916

погибла 10.9.1917

 

UC43

1915/5.10.16/25.10.1916

погибла 10.3.1917

 

UC44

1915/10.10.16/4.11.1916

погибла 5.8.1917

 

UC45

1915/20.10.16/18.11.1916

погибла 17.9.1917

 

UC46

1915/15.7.16/15.9.1916

погибла 8.2.1917

 

UC47

1915/30.8.16/13.10.1916

погибла 18.11.1917

 

UC48

1915/27.9.16/6.11.1916

погибла 20.3.1918

UC49

1915/7.11.16/2.12.1916

погибла 8.8.1918

UC50

1915/23.11.16/21.12.1916

погибла 4.2. 191 8

UC51

1915/5.12.16/6.1.1917

погибла 11.1917

UC52

1915/23.1.17/15.3.1917

искл. 1919

UC53

1915/27.2.17/5.4.1917

погибла 28.10.1918

UC54

1915/20.3.17/10.5.1917

погибла 28. 10. 191 8

UC55

1916/2.8.16/15.11.1916

погибла 29.9.1917

UC56

1916/26.8.16/18.12.1916

искл. 20.5.1918

UC57

1916/7.9.16/22.1.1917

погибла 11.1917

UC58

1916/21.10.16/12.3.1917

искл. 1919

UC59

1916/28.9.16/12.5.1917

искл. 1919

UC60

1916/8.11.16/25.6.1917

искл. 1919

UC61

1916/11.11.16/13.12.1916

погибла 26.7.1917

UC62

1916/9.12.16/8.1.1917

погибла 10.1917          

UC63

1916/6.1.17/30.1.1917

погибла 1.11.1917

UC64

1916/27.1.17/22.2.1917

погибла 20.6.1918

UC65

1916/8.7.16/10.11.1916

погибла 3.1 1.1 91 7

UC66

1916/15.7.16/18.11.1916

погибла 12.6.1917

UC67

1916/6.8.16/10.12.1916

искл. 1919

UC68

1916/12.6.16/17.12.1916

погибла 5.4.1917

UC69

1916/7.8.16/23.12.1916

погибла 6. 12. 191 7

UC70

1916/7.8.16/22.11.1916

погибла 5.6.1917

UC71

1916/12.8.16/28.11.1916

погибла 20.2.1919

UC72

1916/12.8.16/5.12.1916

погибла 9.1917

UC73

1916/26.8.16/24.12.1916

искл. 1919

UC74

1916/19.10.16/26.11.1916

погибла 21. 11. 1918

UC75

1916/6.11.16/6.12.1916

погибла 31.5.1918

UC76

1916/25.11.16/17.12.1916

погибла 10.5.1917

UC77

1916/2.12.16/29.12.1916

погибла 10.8.1918

UC78

1916/8.12.16/10.1.1917

погибла 2.5.1918

UC79

1916/19.12.16/22.1.1917

погибла 4.1918

       

 

400 - 434/480 - 508 т, 49,4-52,7x5,22x3,64-3,7 м. 2 диз. 2 ЭД, 500 - 600/460 - 620 л.с. = 11,6 — 12/6,7 — 7,3 уз., 63 т нефти. Эк. 25 чел. 6 минных шахт на 18 мин, 3 ТА 500 мм, 1 - 88 мм/30, с 1918 г. 1 - 105 мм/45.

 

Лодки так называемого UC-II типа. Предназначались для постановки мин в более удаленных районах, чем побережье Фландрии. По сравнению с типом UCI имели уси­ленное вооружение, большую скорость хода и двухкорпусную конструкцию. Основным недостатком считалась малая мореходность. После окончания боевых действий в строю оставалось 23 лодки этой серии. Глубинными бомбами и артиллерией надводных ко­раблей союзников были потоплены в Ла-Манше UC16, UC18, UC77, у побережья Флан­дрии UC19, UC26, UC46, UC47, UC48, UC49, UC50, UC51, UC75, UC78; в Атлантическом океане UC29, UC55; в Средиземном море UC33, UC36, UC38 и на рейде Темзы UC66, UC71 и UC72. На минах погибли: у побережья Фландрии — UC21, UC79 и UC64; в Се­верном море UC30, UC32, UC41, UC42; в Балтийском море UC57, в Гельголандской 'бухте UC76 и в Ирландском море UC44. Торпедами лодок союзников были уничтожены UC24 (в Средиземном море французской «Сирее»); UC43 (в Атлантике английской С13); UC61 ,(у побережья Фландрии английской Е45); UC62 (в Северном море английской Е52); UC63 (у побережья Фландрии английской Е52); UC65 (у побережья Фландрии английской С15); UC67 (в Средиземном море английской С7); UC68 (у побережья Флан­дрии английской ПЛ). После столкновения с крейсерской лодкой U96 в Ла-Манше за­тонула UC69. UC36 была потоплена английским гидросамолетом в Северном море. Уже после прекращения боевых действий экипажами в Средиземном море были затоплены UC54, UC25, UC34, UC74, UC53. В 1917 году после поломки двигателей UC56 оставлена "экипажем у берегов Фландрии; где она захвачена французами. Оставшиеся корабли по репарациям передали союзникам и разобрали на металл в начале 20-х гг.

 

Малые подводные минные заградители типа UC1 —15 ед.

82.jpg

 

UC1

1914/26.4.15/7.5.1915

погибла 25.7. 191 5

 

UC2

1914/12.5.15/17.5.1915

погибла 2.7. 191 5

 

UC3

1914/28.5.15/1.6.1915

погибла 27.5.1916

 

UC4

1914/6.6.15/10.6.1915

погибла 5. 10. 191 8

 

UC5

1914/13.6.15/19.6.1915

погибла 27.4. 191 6

 

UC6

1914/20.6.15/24.6.1915

погибла 28.9.1917

 

UC7

1914/6.7.15/9.7.1915

погибла 6.7.1916

 

UC8

1914/6.7.15/5.7.1915

искл. 1915

 

UC9

1914/11.7.15/15.7.1915

Погибла 21. 10.1915

UC10

1914/15.7.15/17.7.1915

погибла 21. 8.1916

UC11

1914/11.4.15/23.4.1915

погибла 26.6.191 8

UC12

1914/29.4.15/2.5.1915

погибла 16.3.1916

UC13

1914/5.1915/15.5.1915

погибла 3.10.1917

UC14

1914/13.5.15/5.6.1915

погибла 3.1 0.1 917

UC15

1914/19.5.15/28.6.1915

погибла 11.1916

       

 

168/183 т, 34x3,2x3,04 м. 1 диз. 1 ЭД. 90/175 л.с. = 6,2/5,2 уз., 3,5 т нефти. Эк. 19 чел. 6 наклонных шахт для 12 мин, 1 ТА 450 мм (на UC11).

 

Корабли так называемого UC-I типа. Первые и последние лодки в мире, которые не несли ника­кого оружия, кроме мин. 6 минных шахт проходи­ли через прочный корпус и сообщались с внеш­ней средой. Спроектированы и построены за чрез­вычайно короткий срок — 6 месяцев, что и пред­определило их техническое несовершенство. Из всей серии уцелела лишь UC8, севшая на мель у побережья Нидерландов. Корабль интернирова­ли местные власти и включили в состав своего флота. Лодка прослужила до 1932 г. UC12, подо­рвавшуюся на минах в Средиземном море, в 1916

году подняли итальянцы. Однако корабль не ре­монтировался и в 1919 г. продан на слом. Кроме UC12 на минах погибли UC3 (в Северном море), UC9 (у побережья Фландрии), UC11 (в Северном море) и UC14 (у побережья Фландрии), UC1 и UC6 были потоплены английскими гидросамолетами в устье р.Темзы. UC13 затонула в Черном море во время шторма. Предположительно на минах, там же, в Черном море, погибла UC15. Остальные ко­рабли были потоплены либо артогнем и глубин­ными бомбами кораблей союзников, либо бере­говыми батареями.

 

Подводная лодка UA — 1 ед.

83.jpg

 

UA     1912/9.5.14/14.8.1914      искл. 1919

 

270/342 т, 46,7x4,78x2,9 м. 2 диз. 2 ЭД, 700/ 380 л.с. = 14,2/7,3 уз., 15,0 т нефти. Эк. 25 чел. 3 ТА 450 мм, 1 - 88 мм/40, 1 пул.

 

Строилась по заказу Норвегии под индексом А5, но в августе 1914 г. была реквизирована германским правительством. С 1916 г. исполь­зовалась как учебная в школе подводников. Пос­ле войны сдана на слом.

 

Подводные лодки прибрежного действия типа UB48 —110 ед.

84.jpg

 

UB48—UB141 (1916-1918) UB154—UB169 (1917-1918).

 

516-519/649-651 т, 5530x5,76-5,80x3,68-3,70 м. 2 диз. 2 ЭД, 1060-1100/788 л.с. = 13,0- 13,6/7,4-8,0 уз., 78 - 86 т нефти. Эк. 14 чел. 5 ТА 5 мм, 1 — 88 мм/30.

 

Лодки прибрежного действия (береговой обороны) так называемого UB-III типа. При их создании за прототип взяли крейсерскую лодку U7. Была введена двухкорпусная конструкция, что улучшило обводы корпу­са и позволило принимать большие запасы топлива. По составу воору­жения приближалась к крейсерским подводным лодкам. Всего было заложено 202 корабля, но в строй до подписания перемирия вошло только 85 единиц, из которых в ходе боевых действий немцы потеряли 37. Артиллерией и глубинными бомбами эскортных кораблей союзни­ков были потоплены: UB54 (Северное море), UB63 (Северное море), UB66 (18.1.1918, Средиземное море), UB68 (4.10.1918, Ионическое море), UB69 (9.1.1918, Средиземное море), UB70 (8.5.1918, Гибрал­тар), UB71 (21.4.1918, о.Менорка, Средиземное море), UB74 (26,5.1918, Ла-Манш), UB78 (9.5.1918 у побережья Фландрии), UB82 (у побережья Ирландии 17.4.1918), UB83 (10.9.1918, Оркнейские о-ва), UB85 (30.4.1918 у побережья Ирландии), UB103 (16.9.1918, Канал), UB107 (27.7.1918, Северное море), UB110 (19.7.1918, Северное море), UB115 (29.9.1918, Северное море), UB124 (20.7.1918 у побережья Ирландии).

На минах подорвались и затонули: UB55 (22.4.1918, Ла-Манш), UB56 (19.12.1917, Ла-Манш), UB57 (14.8.1918, Ла-Манш), UB58 (10.3.1918, Ла-Манш), UB61 (29.11.1917, Северное море), UB75 (10.12.1917, Се­верное море), UB81 (1.12.1917, Ла-Манш), UB104 (19.9.1918, Сев.барраж), UB108 (08.1918, Ла-Манш), UB109 (29.8.1918, Ла-Манш), UB113 (9.10.1918, Ла-Манш), UB116 (28.10.1918 у Оркнейских о-в), UB119 (05.1918, Северное море), UB123 (19.10.1918, Северное море), UB127 (09.1918, Северное море). Кроме того, 3.8.1918 по неизвестным при­чинам на Отрантском барраже погибла UB53. 5.10.1198 у Фландрского побережья артиллерией береговых батарей была потоплена UB59.

Подводным лодкам союзников удалось уничтожить: UB52 (25.5.1918, Адриатика), UB65 (10.7.1918, Атлантика) и UB72 (12.5.1918, Средизем­ное море). Незадолго до перемирия, своими экипажами в Средизем­ном море были затоплены UB48 (28.10.1918) и UB129 (31.10.1918). Уже после передачи союзникам, на переходе морем 15.14.1919 затонула UB118. После столкновения с кораблями своего флота в ходе боевой подготовки в Балтийском море погибли UB84 (7.12.1917), UB89 (21.10.1918). Уцелевшие корабли по репарациям были переданы союз­никам и сданы на слом в начале 20-х гг.

 

Подводные лодки прибрежного действия типа UB18 —30 ед.

85.jpg

 

UB18—UB47 (1915-1916).

 

263/292 т (UB18-UB23, UB30-UB41), 272-279/303 - 305 т (UB24 - UB29, UB42 - UB47); 36,13 - 36,9x4,36 - 4,37x3,68 - 3,70 м. 2 диз., 2 ЭД, 270 - 284/280 л.с. = 9,08 - 9,15/5,71 уз., 32 т нефти. Эк. 23 чел. 2 ТА 500 мм, 1 — 50 мм/ 40. В ходе войны были перевооружены 1—88 мм/30.

 

Лодки прибрежного действия (береговой обо­роны), так называемого UB-II типа. Являлись развитием лодок типа UB1. Основные улучше­ния заключались в появлении двух независимых друг от друга энергетических установок, увели­чении скорости надводного хода, дальности пла­вания и в усилении вооружения. При этом была сохранена возможность транспортировки- по железной дороге. В ходе войны погиб 21 ко­рабль. На минах подорвались: UB18 (12.1917, Фландрия), UB22 (20.1.1918, Северное море), UB29 (13.12.1916, Ла-Манш), UB33 (11.4.1918, Фландрия), UB38 (8.2.1918, Ла-Манш), UB41 (5.10.1917, Северное море), UB45 (6.11.1916, Черное море), UB46 (7.12.1916, Черное море). Артиллерией и глубинными бомбами эскортных кораблей союзников и ПЛ были потоплены: UB19 (30.11.1916, Фландрия), UB27 (29.7.1917, Флан­дрия), UB30 (25.2.1917, Фландрия), UB31 (2.5.1918, Ла-Манш), UB35 (26.1.1918, Фландрия), UB36 (21.5.1917, Ла-Манш), UB37 (14.1.1917, Фландрия), UB39 (17.5.1917, Ла-Манш), UB44 (4.8.1916, Ионическое море). 19.3.1917 в резуль­тате столкновения в Балтийском море затонула UB25. Английской авиацией у Фландрского побе­режья были потоплены UB20 (28.7.1917) и UB32 (9.1917). Английская ПЛ торпедировала UB26 (5.4.1916, Фландрия). UB43 и UB47 передали Ав­стро-Венгрии. Уцелевшие корабли были разобра­ны на металл в начале 20-х гг.

 

Подводные лодки прибрежного действия типа UB1 —17 ед.

86.jpg

 

UB1—UB17 (1914-1915).

 

127/141 - 142 т, 27,8-28,1x3,5x3,03 м. 1 диз., 1 ЭД, 60/120 л.с. = 6,47 - 7,47/5,51 - 6,24 уз., 3,0 - 3,5 т нефти. Эк. 14 чел. 2 ТА 450 мм, 1 пул.

 

Однокорпусные подводные лодки прибреж­ного действия (береговой обороны). Их по­явление было вызвано стремлением в крат­чайшие сроки обеспечить флот большим ко­личеством ПЛ, которые можно перебрасывать по железной дороге на любой ТВД. Конструк­ция предельно упрощена. Главными недостат­ками считались одновальная установка, ма­лая скорость и плохая маневренность. UB1 и UB15 были переданы Австро-Венгрии, UB8 — Болгарии. UB3 пропала без вести в Среди­земном море в мае 1915 г.; UB4 потопили английские траулеры 15.8.1915 в Северном море; UB7 10.1916 уничтожена в Черном море гидросамолетом русского флота; UB10 затоп­лена 5.10.1918 у берегов Фландрии; UB12 по­дорвалась в 1918 г. на минах в Северном море. UB13 у Фландрского побережья 24.4.1916 потопил глубинными бомбами ан­глийский дрифтер. UB16 у Эссекса торпеди­рована 10.5.1918 английской ПЛ Е34, UB17 11.3.1918 у побережья Голландии потоплена глубинными бомбами английских эсминцев. UB6 выскочила на мель 18.3.1917 у побережья Фландрии, и ее захватили французы. Осталь­ные корабли после перемирия разобрали на металл в самой Германии.