Тральщики специальной постройки

 

Тральщики типа М1 — 26 ед.

97.jpg

 

М1 —М26(1915)

 

425/465 т, 55,1x7,3x2,0 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1400 л.с. = 16,3 уз., 100 t угля. Эк. 40 чел. 1 — 88 мм/30, 1 — 37 мм, 30 мин, тралы.

 

Первые германские тральщики специальной постройки. Обладали хорошей мореходностью и маневренностью. Могли действовать в при­брежных районах на глубинах от 3 до 30 м. М7 — М26 имели 450/476 т и более мощную энергетическую установку (1600 л.с.). Активно исполь­зовались в противоминных операциях и повседневной деятельности гер­манского флота. В ходе боевых действиях в Северном море на минах были потеряны Мб (31.7.1918), М9 (18.6.1917), М11 (8.12.1917), М12 (27.7.1916), М14 (16.5.1917), М15 (30.3.1917), М16 (21.3.1917), М22 (14.10.1918), М23 (4.6.1917), М24 (16.3.1917), М26 (21.3.1917). Осталь­ные корабли сдали на слом после войны.

 

Тральщики типа М27 —18 ед.

98.jpg

 

М27 —М44(1916)

 

480/507 т, 58,41x7,3x2,25 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1800 л.с. = 16,5 уз., 115 т угля. Эк. 40 чел. 2 — 88 мм/30, 30 мин, тралы.

 

Дальнейшее развитие тральщиков типа М1. Увеличены мощность энер­гетической установки и автономность. Оба котла устанавливались в от­дельных отсеках. В ходе боевых действий были потеряны: М27 (11.8.1916 в результате столкновения с торговым пароходом в Балтийском море); М31 (7.10.1917 на минах у Курляндского побережья). На минах в Север­ном море потеряны: М36 (23.3.1918), М39 (20.4,1918), М40 (23.3.1917), М41 (7.9.1918). После подписания перемирия М29, МЗО, М32, МЗЗ, М34, М35, М37, М38, М43, М44 продали на слом (по условиям Версальского мира). М28 оставался в составе германского флота до мая 1945 г. М42 был продан Северогерманскому Ллойду.

 

Тральщики типа М45 — 52 ед.

99.jpg

 

М45 — М96 (1916-1918)

 

486 - 500/513 - 539 т, 58 - 59,3x7,33 - 7,4x2,15 - 2,31 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1850 л.с. = 16,3 уз., 115 т угля. Эк. 40 чел. 2 — 88 мм/30, 30 мин, тралы.

 

Вторая серия тральщиков типа М27. В ходе боевых действий на ми­нах в Северном море были потеряны: М47 (8.6.1917), М49 (7.5.1917), М56 (8.2.1917), М62 (9.8.1918), М63 (28.6.1917), М64 (20.4.1918), М83 (1.7.1918), М91 (10.3.1918), М92 (1.7.1918) и М95 (20.4.1918); М55 (19.11.1917 от артогня кораблей противника в Северном море), М68 (29.10.1917 на минах в Дюнамюнде). После подписания перемирия М48 был продан частной фирме, которая передала корабль Аргентине. Слу­жил в качестве тральщика до середины 40-х годов. М59 продали Лат­вии; М60 - 1, М62, М66, М72, М81, М82, М84, М89 и М96 были оставле­ны в составе германского флота. М74, М79, М80 и M9Q продали Арген­тине, М77 переоборудовали в торговое судно. Остальные сдали на слом.

 

Тральщики типа М97 — 43 ед.

 

М97 — М122, М125, М126, М129 — М140, М144 —М146 (1918)

 

525/576 т, 59,0x7,40x2,23 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1850 л.с. = 16,0 уз., 120 т угля. Эк. 40 чел. 2—105 мм/45, 30 мин, тралы.

 

Аналогичны тральщикам М71 — М96, но имели усиленное вооруже­ние. Корабли, начиная с М121, не участвовали в боевых действиях. После заключения перемирия все недостроенные тральщики (за исключением имевших готовность свыше 95%) разобрали на металл. В составе гер­манского флота остались: М98 - М100, М102, М104, М107 - М111, М113, М115, М117, М122, М126, М129, М130, М132 - М136, М138, М145, М146 и М157. Италия получила 4 корабля (М106, М112, М119, М120) по репа­рациям и еще 3 (М140, М121 и М144) купила. М97 был продан Югосла­вии, М101 и М105 — Аргентине, М139 — Колумбии.

 

Тральщики типа FM1 — 36 ед.

100.jpg

 

FM1—FM36 (1918)

 

170/193 т, 43,0x6,0x1,68 м. ПМ - 2, 1 ПК, 600 л.с. = 14 уз., 32 т угля. Эк. 35 чел. 1—88 мм/30, 1 пул., тралы.

 

Мелкосидящие плоскодонные тральщики, предназначенные для дей­ствий на реках и заливах (глубиной до 2,3 м). По современной класси­фикации аналогичны базовым тральщикам, по немецкой — большие моторные катера. После подписания мирного договора остались в строю FM5, FM6, FM20 - FM22, FM25 - FM26 и FM36. FM2, FM27, FM28 и FM31 продали Польше, FM16 и FM23 — Албании, FM19 — Португалии и FM24 — Ирану. Из 2-й серии кораблей этого типа — FM37 - FM66 — ни один тральщик не вступил в строй. Часть их разобрали, часть продали Арген­тине, Колумбии, Дании и Португалии, Там корабли достроили как траль­щики или вспомогательные суда.

 

Катерные тральщики типа F1 — 76 ед.

 

F1 — F76 (1915-1918)

 

18/20 т (F1-F39), 19/21 т (F40-F76), 16,5x4,0x1,05 (F1 - F39), 17,5x3,0x1,5 (F40 - F76). 2БД 120 л.с. = 10 уз., 3 т бензина. Эк. 7 чел. 1 пул., на F40 1 - 37 мм. С 1916 г. на F5 и F6 1 ТА 450 мм либо 6 мин, тралы.

 

Проект 1915 г. Строились двумя сериями, различавшимися между собой размерами. Вторая серия (F40 — F76) имела несколько кораблей с двигателями мощностью 130 л.с. и скоростью хода 11 узлов. Предна­значались для действий на внутренних рейдах военно-морских баз и закрытых акваториях. Также выполняли полицейские функции. В ходе боевых действий было потеряно 2 корабля: F9 (4.10.1918 г. в Северном море в результате внутреннего взрыва, предположительно двигателя) и F32 (29.3.1918 г. подорвался на мине в Северном море). F9 впоследст­вии подняли и восстановили. После войны F18, F19, F29, F30, F33, F35, F36, F40, F48, F56 и F57 проданы Бельгии, где несли полицейскую службу до 1927 г. Остальные, за исключением F5 и F6, погибших в 1920 г. (при­чина неизвестна), служили германской полиции до середины-30-х гг.