Предисловие

 

В конце октября 1955 года Севасто­поль готовился отмечать очеред­ную годовщину Великой Октябрьской революции. Давно уже главная база Черноморского флота не принимала к празднику такого количества боевых кораблей. Среди них выделялся раз­мерами стоявший напротив Госпи­тальной набережной флагман эскад­ры «Новороссийск». Этот линкор, быв­ший итальянский «Джулио Чезаре», доставшийся СССР после войны в ка­честве трофея, всего пять месяцев назад вошел в строй после почти двух­летнего капитального ремонта. 28 ок­тября, вечером, в половине шестого он вернулся на рейд после ходовых испытаний и определения маневрен­ных элементов. Ему оставалось лишь провести артиллерийские стрельбы, чтобы по праву стать самым мощным кораблем советского ВМФ. Наступи­ла тихая лунная ночь, и вернувшиеся из очередного увольнения моряки эс­кадры спокойно отходили ко сну. На­чалась суббота 29 октября...

В 1 час 31 минуту над севастополь­скими бухтами раздался огромной силы взрыв, не только услышанный на кораблях, береговых постах и в горо­де, но и зафиксированный далеко за его пределами — на геофизических станциях Крыма. Однако никто, даже те, кто увидел яркую вспышку пламе­ни в носовой части «Новороссийска», не мог и предположить, что начался первый акт самой страшной трагедии в истории советского флота, с пора­зительной точностью повторившей события 39-летней давности, когда почти на том же месте от внутреннего взрыва погиб также флагманский и также самый мощный линкор Импе­раторского российского флота — «Им­ператрица Мария». Как и в октябре 1916 года, на борт начавшего погру­жаться носом флагмана прибыли ко­мандующий флотом, начальник его штаба, другие адмиралы и офицеры, аварийно-спасательные партии. Но, несмотря на все усилия экипажа «Но­вороссийска» и их товарищей с дру­гих кораблей, линкор в 4 часа 15 ми­нут опрокинулся и после почти 18-ча­совой агонии скрылся под водой.

На гибель «Императрицы Марии» и более двухсот ее моряков в военные годы болью откликнулась вся Россия, о гибели же «Новороссийска» и почти втрое большего числа людей в мир­ное время страна практически не уз­нала. Более трех десятилетий держа­лись в строжайшей тайне все обстоя­тельства этой трагедии, по количест­ву жертв до сих пор не имеющей себе равных. Но в последнее время вышло несколько статей и книг, рассказыва­ющих о событиях 29 октября 1955 года и вызвавших огромный интерес не только у любителей истории отечес­твенного флота, но и у широкого кру­га читателей. К сожалению, только в книге Б.А.Каржавина содержатся краткие сведения по устройству «Но­вороссийска» и его тактико-техничес­ким элементам, но до сих пор ничего не сказано об истории создания и судьбе этого корабля до того, как он лег на дно Северной бухты Севасто­поля.

История однотипных линкоров «Джу­лио Чезаре», «Конте ди Кавур» и «Ле­онардо да Винчи» («Giulio Cesare», «Conte di Cavour», «Leonardo da Vinci»), построенных еще в начале пер­вой мировой войны, во многом уни­кальна. Пожалуй, это был единствен­ный тип крупных кораблей, все представители которого погибли не в бою, а на швартовых стоянках в укрытых базах. Являясь значительное время основой итальянского флота в обеих мировых войнах, они не нанесли про­тивнику — а ими в разное время были австрийцы, немцы, турки, французы, англичане, греки, американцы и рус­ские — ни малейшего урона. Кроме того, «Чезаре» и «Кавур» в 30-х годах прошли такую коренную модерниза­цию, какой не подвергался ни один ка­питальный корабль в мире (если не считать переделок в авианосцы неко­торых линкоров и линейных крейсе­ров). Наконец, сам «Чезаре» стал единственным после русско-японской войны крупным трофейным кораблем, который страна-победительница не сдала на слом, не использовала для экспериментов, а ввела в строй дей­ствующего флота, да еще в качестве флагманского корабля, несмотря на то, что он явно технически и мораль­но устарел. В итоге «Чезаре» — «Но­вороссийск» погиб через 41 год пос­ле ввода в строй, оказавшись в одном ряду с такими рекордсменами долго­летия, как турецкий «Явуз» (бывший германский линейный крейсер «Гебен», 1912 — 1963), чилийский «Альмиранте Латорре» (1915 — 1958), ар­гентинские «Ривадавиа» (1914 — 1956) и «Морено» (1915 — 1957), бра­зильские «Минас Жераис» (1910 — 1952) и «Сан Паулу» (1910 — 1946). Всех этих ветеранов разобрали на металл, и только последний при бук­сировке на слом в Англию погиб в штормовой Атлантике в ноябре 1951 года, унеся с собой жизни восьми моряков. По странному стечению об­стоятельств слушания по делу об его исчезновении начались в Лондоне как раз в роковом для «Новороссийска» октябре 1955 года.