Бронирование

 

Итальянские кораблестроители при проектировании дредноутов остались верны своему принципу приносить бро­нирование в жертву орудийной мощи и скорости. Общий вес брони составил всего 5150 т, или 22% от нормального водоизмещения — весьма низкий пока­затель для линкора. Впрочем, на 1908 год толщина брони кораблей типа «Чезаре» не уступала броневой защите большин­ства их современников и располагалась по классической схеме: самая толстая — по ватерлинии, уменьшаясь на каждом межпалубном пространстве до палубы полубака. Вертикальная броня была типа КС (крупповская цементированная) про­изводства заводов Терни, а горизонталь­ная, распределенная тонкими слоями на нескольких палубах, по свойствам была аналогична британской HT-steel (High tension — высокого напряжения), которая использовалась в основном как конструк­ционный материал. К тому же почти вся палубная броня «итальянцев» была двух­слойной, и нижний слой выполнялся из обычной конструкционной итальянской стали, по качеству уступавшей даже HT-steel. Поставляли эту броню «Стил Компани» из Глазго и американские фирмы «Карнеги» и «Бетлехем».

Главный броневой пояс по ватерлинии имел высоту 2,8 м, толщину 230 — 250 мм (на нижней кромке 170 мм) и проходил от барбета первой башни до барбета пятой. Его верхняя кромка, при нормаль­ной нагрузке возвышающаяся над водой на 1,2 м, находилась на уровне плоской части нижней броневой палубы, скос ко­торой соединялся с нижней кромкой по­яса. Выше 250-мм брони — между ни­жней и главной палубами — борт на та­кой же длине был покрыт 220-мм плитами высотой 2,3 м, верхние кромки которых крепились к главной Палубе. Еще выше проходили 130-мм пояс и каземат сред­ней артиллерии с броней 110 — 130 мм. 250-мм и 220-мм пояса продолжались в нос 80 —100-мм плитами, в корму — 120 — 130-мм, а их концы соединялись траверзными переборками толщиной 130мм.

Верхний 130-мм пояс проходил от бар­бета кормовой башни до форштевня, где утоньшался до 70 мм. Его кормовая пе­реборка имела толщину 110 мм. Казе­мат проходил между барбетами второй и четвертой башен.

Барбеты имели броню 230 — 240 мм над полубаком (над верхней палубой для пятой башни), причем более толстая на­ходилась ближе к оконечностям. Части барбетов трех средних башен за броней каземата утоньшались до 120 мм, а вне каземата — до 220 мм. Носовой барбет на этом уровне имел толщину 240 мм с носа и 220 мм с кормы. Между верхней и главной палубами толщина барбетов составляла 120 мм, но переднюю часть носового довели до 130 мм (с носовых углов его защищала не 130-мм бортовая броня, а 70-мм), а в кормовой части второго оставили всего 110 мм, так как по­падания туда считались маловероятны­ми.

Сами башни несли 280-мм лобовую броню, 240-мм стенки и 85-мм крышу. Носовая рубка защищалась 280-мм пли­тами, кормовая — 180-мм. Коммуника­ционные трубы под обеими рубками име­ли толщину 100 мм — носовая до нижней палубы, кормовая до главной, причем в пределах 130-мм цитадели она утоньшалась до 80 мм.

Горизонтальная броня распределялась следующим образом. Полубак: 8 мм в но­совой части и 44 (30+14) мм над казе­матом. Верхняя палуба: 13 — 15 мм (тол­ще — ближе к бортам), но вне каземата, от кромки 130-мм бортовой брони до стенки каземата — 30 мм. Главная палу­ба: 30 (18+12) мм в пределах 220-мм пояса, 8 — 15 мм в носу и 27 (18+9) мм в корме. Нижняя палуба: плоская часть в пределах главного пояса — 24 (12+12) мм, на скосах — 40 (20+20) мм. Вне поя­са — за 130-мм переборками — она име­ла сводчатую форму и опускалась в носу до тарана, подкрепляя его, и в корме — до нижней кромки пояса, прикрывая стерн-пост. В сводчатой части ее толщи­на была 24 (12+12) мм, а в самом носу 22 (11+11) мм.

Защита от подводных взрывов практически от­сутствовала, но на большей    части длины корабли имели тройное дно: внешняя обшивка толщиной 14—16 мм, средняя — 9 — 10 мм и внутренняя 22 мм. Между двумя последними с бортов раз­мещались угольные ямы и нефтяные цис­терны.

Слабым местом проекта было и отсутствие броне­вых продольных "5 переборок внутри корпуса. При умеренной толщине борта и палуб это могло привести к трагическим результа­там в артиллерийском бою. Например, тяжелый снаряд, пробивший 130-мм ци­тадель и 30-мм слоистую главную палу­бу, попадал под барбет, где погреба и подача боезапаса не имели защиты. При пробитии же 220-мм пояса или его 130-мм траверзных переборок снаряд мог пройти и сквозь 24-мм нижнюю палубу, попадая под барбет или в машинно-ко­тельные отделения (МКО), которые за­нимали все пространство между конце­выми башнями. Во время коренной мо­дернизации 1933 — 1937 годов это учли, добавив между главной и нижней палу­бами внутреннюю броневую цитадель, охватывающую все барбеты и МКО, с толщиной стен и переборок 70 мм и с 80-мм крышей.

Хотя проверить эти корабли в бою так и не удалось, принесение защиты в жер­тву вооружению и скорости давало им не много шансов на успех при встрече с ав­стро-венгерскими дредноутами типа «Вирибус Унитис».