Участие в Первой Мировой войне

 

Строительство «Чезаре» закончили в конце ноября 1913 года, и до официаль­ного ввода в строй он проходил различ­ные испытания, входя вместе с «Леонар­до да Винчи» в состав Боевой эскадры вице-адмирала Амеро д'Асте Стелла, который держал флаг на «Данте Алигьери».

Когда в августе 1914 года началась мировая война, все три находящихся в строю итальянских дредноута входили в 1-ю Боевую дивизию контр-адмирала К.Кореи. «Чезаре» командовал капитан 1 ранга Марцоло, «Леонардо» — капитан 1 ранга Морино, а дооснащавшимся в Специи «Кавуром» — капитан 1 ранга Солари.

Италия не сразу вступила в войну, дол­го высчитывая, чью сторону ей выгоднее принять. Хотя накануне боевых действий она входила в состав Тройственного со­юза вместе с Германией и Австро-Вен­грией, дипломатам Антанты удалось до­биться ее нейтралитета. Выступление Италии на стороне Германии сделало бы положение союзников на Средиземном море угрожающим: срывалась переброс­ка войск из Африки и британских доми­нионов во Францию, ставился под удар весь правый фланг на Западном фрон­те. В конце концов обещания удовлетво­рить все притязания Италии на Адриатике за счет Австро-Венгрии подтолкнули ее выступить на стороне Антанты.

На момент объявления войны 24 мая 1915 года все дредноуты типа «Чезаре» находились в главной базе Таранто, вхо­дя в состав 1-й дивизии линейных кораблей контр-адмирала Кореи (флаг на «Данте»), причем новейший «Кавур» (ко­мандир — капитан 1 ранга Э.Солари) стал флагманом главнокомандующего вице-адмирала Луиджи ди Савойя принца Абруцкого. Командиром «Чезаре» был уже капитан 1 ранга Лобетти, а «Леонардо» — капитан 1 ранга С.Писенарди. Задень до этого на борту «Кавура» состоялась встреча командующего английским Сре­диземноморским флотом адмирала Д.Гэмбла с начальником итальянского главного морского штаба вице-адмира­лом Паоло ди Ревел и главнокомандую­щим герцогом Абруцким, на которой об­суждались вопросы взаимодействия флотов. 27 мая в Таранто состоялась встреча всех командующих флотами — Гэмбла, Абруцкого и Лаперейра (Фран­ция), а также командующего эскадрой британских линкоров контр-адмирала Тернсби.

Итальянский флот представлял собой внушительную силу, но ему недоставало современных легких кораблей, способ­ных противодействовать прекрасным австрийским крейсерам типа «Сайда» и эсминцам типа «Татра». Кроме того, ан­гличане придерживались мнения, что «итальянцы гораздо лучше строят кораб­ли, чем умеют на них воевать». Поэтому они решили направить в итальянские воды свои соединения кораблей.

Сразу после объявления войны Италия приступила к блокаде австрийского по­бережья. Дредноуты в Таранто находи­лись в трехчасовой готовности, проводя в заливе эволюции и стрельбы. Их глав­ной задачей был бой с дредноутами про­тивника. Ни в каком другом случае рис­ковать ими не разрешалось. К 1916 году итальянцы располагали шестью дредно­утами против четырех австрийских, но они считали, что в эскадренном сраже­нии австрийцы будут иметь в составе главных сил еще три мощных преддредноута и примут бой на отходе строем фронта. При этом их корабли станут вес­ти огонь из 30 305-мм и 12 240-мм ору­дий против 28 305-мм итальянских. Ста­раясь действовать наверняка, штаб во главе с вице-адмиралом Паоло ди Ревел затребовал присутствия на театре лин­коров союзников. Располагая эскадрой из четырех преддредноутов типа «Реджина Елена», которые сами же итальян­цы в 1905 году объявили лучшими в мире, они, тем не менее, предпочли им эскад­ру старых британских броненосцев типа «Формидебл» контр-адмирала Тернсби.

Вряд ли бы в случае эскадренного боя английские корабли усилили итальянский флот, так как никакого взаимодействия не отрабатывалось. Только в декабре 1916-го 1-я итальянская дивизия линко­ров стояла на рейде о.Корфу, где бази­ровались французы. Да и то все это вре­мя итальянцы проводили самостоятель­ную учебно-боевую подготовку.

Вскоре после начала войны на Адриа­тике выяснилось, что не австрийские дредноуты, держащиеся в укрытых базах, являются главной опасностью. Подвод­ные лодки, потопившие за неделю июля 1915 года три больших броненосных крейсера, в том числе два итальянских («Амальфи» и «Гарибальди»), резко из­менили довоенные взгляды на средства достижения господства на море. Подвод­ная угроза заставила все крупные италь­янские корабли держаться в гаванях, а для атаки австрийских дредноутов к кон­цу войны стали применяться более де­шевые и эффективные средства — тор­педные катера, человеко-торпеды и т.п.

Одной из немногих операций, к кото­рой привлекались дредноуты, была ок­купация базы Курцола на полуострове Саббионцела (Италия). Осуществляя дальнее прикрытие сил вторжения, 1-я дивизия, в которую входили все три лин­кора типа «Чезаре», 13.03.1916 года пе­решла в Валону вместе с броненосцами типа «Реджина Маргарита» и эсминца­ми, а затем снова вернулась в Таранто.

Но и стояние в базе не избавило италь­янские линкоры от потерь. 2 августа того же года на только что вышедшем из дока Таранто «Леонардо да Винчи» произвели погрузку боезапаса для предполагае­мой учебной стрельбы, чтобы не тратить основного боекомплекта. Опасный груз приняли во вполне удовлетворительном состоянии, всегда корабле находилось 846 305-мм, 2866 120-мм снарядов и 2 торпеды (общий вес 700 т), а также пол­ный запас нефти. Около 23.00 офицеры и команда, находящиеся в нижних палу­бах, почувствовали сотрясение, которое одни сравнивали потом со взрывом, а другие — с вытравливанием якорной цепи.

Действие взрыва начало распростра­няться по кормовой 120-мм батарее правого борта, а из горловины вентиля­тора охлаждения вблизи элеватора № 10 показался дым. После объявления бое­вой тревоги командир корабля увидел, что дым выходит из отделения пятой башни, и, поняв, что в погребе происхо­дит пожар, приказал затопить погреба обеих кормовых башен. Погреба быстро затопили, для тушения пожара разнесли шланги. Но в 23.16 из элеватора № 10 показалось сильное пламя, которое про­никло в батарею и стало быстро распрос­траняться в носовую часть корабля. Пробивающиеся из всех отверстий огонь и дым заметили на стоящих на рейде ко­раблях.

Через 6 минут после появления пла­мени произошел взрыв, который по про­изведенным им разрушениям во много раз превзошел предыдущие. Силой взрыва смело за борт часть экипажа с верхних постов и повредило кингстоны затопления в носовой части корабля. Вода, попадавшая внутрь корпуса, сво­бодно распространялась через открытые водонепроницаемые двери. В 23.40 лин­кор стал постепенно погружаться в воду кормой с креном на левый борт, кото­рый быстро увеличивался. В 23.45 ко­рабль перевернулся кверху килем и за­тонул на глубине 10 м.

Погибли 21 офицер из 34 и 227 чело­век команды из 1156. Следственная ко­миссия высказала несколько предпо­ложений, каждое из которых аргумен­тировалось соответствующими факта­ми. Однако в ноябре 1916 года на при­чины гибели «Леонардо да Винчи» был пролит свет. Органы контрразведки раскрыли разветвленную шпионскую германскую организацию во главе с видным служащим папской канцелярии, которая занималась проведением ди­версий на кораблях итальянского флота.

В течение 30 месяцев проводились судоподъемные работы, в которых учас­твовало до 150 рабочих. После ввода корабля в док вверх килем было уста­новлено, что взрыв образовал значитель­ную пробоину с двух бортов в районе выхода дейдвудных труб из корпуса и повредил большое количество водоне­проницаемых переборок. После взрыва вода проникла в погреба боезапаса и соседние помещения, а также в коридор гребных валов. Распространению воды способствовали открытые двери, распо­ложенные на 0,94 м выше киля. Когда вода проникла в элеваторы и затопила почти весь корабль, его остойчивость нарушилась, он опрокинулся и затонул за 10 минут.

В конце года «Кавур» стал флагманом «Группы А», оставаясь вместе с «Чезаре» и «Данте» в составе 1-й дивизии (во 2-ю дивизию входили «Дуилио» и «До­риа»), продолжая базироваться на Таран­то. В марте 1917-го все дредноуты нахо­дились в районе южной Адриатики и Ионического моря, чтобы обеспечивать операции на островах Ионического ар­хипелага.

Спустя год возникла опасность захва­та немцами кораблей русского Черно­морского флота и появления на театре двух мощных русских дредноутов «Воля» и «Свободная Россия», немецкие экипа­жи для которых вскоре начали направ­ляться через Румынию на юг России. Для противодействия этой акции союзники решили перегруппироваться: дивизия из шести новейших французских линкоров должна была перейти в Эгейское море, а четыре итальянских дредноута — при­соединиться к французскому флоту под командованием адмирала Гоше на о.Кор­фу. Британское Адмиралтейство указы­вало, что в такой обстановке опасно ос­тавлять итальянские корабли в Маре Пик­коло (Таранто) без связи с французами на Корфу. Поскольку личный состав итальянских линкоров в своей значитель­ной части не выходил на них в море, то его боевая подготовка была низкой, а в случае стоянки на обширном и закрытом рейде Корфу совместно с французски­ми кораблями ее можно было повысить. Однако итальянцы тянули с решением этого вопроса, не желая отдавать наибо­лее важную часть своего флота под французское командование. Наоборот, они настаивали, чтобы пять броненосцев типа «Дантон» были представлены в рас­поряжение итальянского командования для операций в пределах Адриатики, а остальные французские корабли были направлены на парирование «русской» угрозы. Итальянцы также отказались от предложения назначить главнокоманду­ющим на Средиземном море английско­го адмирала Джеллико, хотя французы соглашались на это пойти.

Итальянским правительством этот во­прос рассматривался со строго нацио­нальной точки зрения, в соответствии с которой их флот не должен был исполь­зоваться в целях средиземноморской стратегии вообще: он являлся стражем Адриатики и должен был служить лишь для обеспечения там итальянской геге­монии.

Поскольку вся активность воевавших на Адриатике флотов перешла к легким силам, боевая ценность линейных кораб­лей в значительной степени упала. Не­обходимость вооружения и укомплекто­вания личным составом многочисленных единиц противолодочной обороны, дли­тельные стоянки в базах, отсутствие ка­ких-либо столкновений с противником снижали боеспособность самых мощных кораблей с обеих сторон. Личный состав начал сомневаться в их полезности, а на австрийских линкорах даже начались восстания.

Учитывая эти обстоятельства, союзное командование решило провести в марте 1918 года операцию значительными си­лами против главной базы австрийского флота Каттаро, чтобы потопить все на­ходящиеся там корабли. Но итальянцы проявили решительное нежелание рис­ковать своими линкорами в такой аван­тюре. Она не состоялась, хотя необхо­димые корабли и десантные войска вместо Италии готовы были предоста­вить США.

Конец войны застал «Чезаре» и «Кавур» в Таранто. Вместе с «Дориа» и «Дуилио» они входили в 1-ю дивизию линей­ных кораблей Боевой эскадры вице-ад­мирала Э.Солари (флаг на «Дориа»). Эта эскадра была действительно «боевой», поскольку за три с половиной года вой­ны ни разу не встретила противника. «Кавур» при выполнении боевых заданий всего 40 часов находился в море, 966 часов провел на учениях и 120 часов сто­ял в боевой готовности в базе. «Чезаре» действовал и того меньше: 31 час на бо­евых заданиях и 387 часов на учениях. При такой «активности» вряд ли можно было рассчитывать на то, что корабли оправдают свои громкие девизы «Никог­да второй» («Кавур») и «Чтобы выдер­жать любой удар» («Чезаре») (Девиз перевернувшегося «Леонардо да Винчи» — «Не покажет спину тот, кто неизме­нен звездам» — после подъема корабля сме­нили на более скромный: «Всякую ошибку можно исправить». С 1920 года и девиз «Че­заре» стал лаконичнее — «Цезарь здесь!»).