Противоторпедная защита (ПТЗ)

 

Ответственным за разработку системы ПТЗ, которая устанавливалась на всех модернизированных и новых итальян­ских линкорах, был главный кораблестро­итель вице-адмирал-инженер Умберто Пульезе. Основные проектные работы проводились в конце 20-х — начале 30-х годов, включая установку эксперимен­тальных систем на танкерах «Бреннеро» и «Тарвизио».

В отличие от других систем ПТЗ, кото­рые почти все были «слоистого» типа (слои пустоты чередовались с заполнен­ными водой или нефтью отсеками в раз­ных сочетаниях), эта система была концентрической — круглый в поперечном сечении пустой отсек внутри круглого же отсека с жидкостью, охваченного еще одним пустым отсеком. Внутренняя стен­ка среднего отсека (с жидкостью) была выполнена из 40-мм стали ER. Это и была трюмная или противоторпедная перебор­ка (ПТП), которая имела вид раскрытой подковы, формируя заднюю стенку и крышу основной части буля. Были еще и узкие внутренние отсеки, окружавшие ПТП, задачей которых было поглощение течей по ее стыкам при подводном взрыве. С наружной стороны и снизу буль повторял форму корпуса. Внешняя об­шивка имела толщину 13—14 мм, а эк­видистантная ей часть внутреннего буля — 10 мм (обе из стали ER). Самый внутренний отсек имел стенки 6мм и представлял собой цилиндр, проходящий по всей длине буля. Как и средний от­сек, он был разделен на 16 секций пере­городками и в нескольких точках имел опоры, держащие его точно в центре среднего отсека. Максимальное рассто­яние от внешней обшивки до ПТП было 6,6 м, а максимальный диаметр внутрен­него пустого цилиндра — 3,4 м.

Окружавшая ПТП криволинейная стен­ка имела толщину 15 мм, а вертикальная продольная переборка, отделяющая всю ПТЗ от механизмов и погребов на всем протяжении 70-мм цитадели и служащая как бы продолжением ее стенок вниз, была толщиной 10 мм.

Теоретически энергия подводного взрыва воспринималась внутренним по­лым цилиндром, который под давлени­ем жидкости в среднем отсеке (из-за расширения образующегося при взрыве газового пузыря и ударной волны) раз­рушался, заполнялся водой и, сбрасы­вая давление, ослаблял удар на осталь­ные части корабля, включая противотор­педную переборку.

Одним из возможных недостатков этой системы было то, что при очень мощном взрыве ударная волна могла обойти во­круг цилиндра на огромной скорости и разрушить противоторпедную перебор­ку еще до того, как газовый пузырь на­чнет ломать полый цилиндр. В этом слу­чае разрушение цилиндра несколько ос­лабило бы удар, но не остановило раз­рушение ПТП, из-за чего корабль полу­чил бы затопление части своего внутрен­него объема.

В остальном проект этой защиты ка­зался удачным, дающим значительную экономию веса, по сравнению с тради­ционной. Но в данном случае ее устано­вили «экспромтом», не имея достаточ­ной ширины корпуса и объема внутрен­них отсеков. Для увеличения эффектив­ности такой защиты требовались более значительные переделки корпуса. Но итальянцев ограничивали сроки и, как всегда, нехватка финансов. К несчастью для «защиты Пульезе», как и для боль­шинства подобных систем времен вто­рой мировой войны, мощь торпед быст­ро возрастала, а появление магнитного взрывателя позволило им взрываться под днищем корабля, толщина обшивки ко­торого на этих линкорах не превышала 15—16 мм. Это и случилось в Таранто ночью 11 ноября 1940 года, когда погиб «Кавур».