Главные механизмы

 

В соответствии с требованиями повы­шения живучести для новой энергетичес­кой установки приняли эшелонное расположение котельных и турбинных отде­лений, снижающее риск потери хода от одного удачного попадания. На кораб­ли поставили двухвальные установки с турбозубчатыми агрегатами фирмы «Беллуццо» и восемью трехколлекторными котлами «Ярроу» с давлением пара 22 атмосферы. Впрыск нефти в топку каждого котла осуществлялся че­рез семь форсунок системы Меиани. Каждый турбоагрегат имел параллель­но работающие на зубчатый редуктор одну ТВД и две ТНД (последние с тур­бинами заднего хода), два главных и вспомогательный конденсоры. Если раньше итальянцы предпочитали ста­вить машины между группами котлов, что и объясняло широкое расположение дымовых труб на их кораблях, то здесь сделали наоборот. Турбинное отделение правого борта расположили бок о бок с носовым котельным (котел № 1) и отде­лением вспомогательных механизмов и турбогенераторов. За ними шли три пары котельных отделений (котлы № 2 — 7) и, наконец, турбинное левого борта и пос­леднее котельное с котлом № 8, за кото­рым шли кормовое отделение вспомо­гательных механизмов, а под ним — от­деление турбогенераторов. Поэтому тру­бы на модернизированных линкорах ока­зались близко друг к другу. У оконечнос­тей броневой цитадели появились отде­ления дизель-генераторов, обеспечивав­ших подачу энергии при отсутствии пара в котлах.

Чтобы избежать риска потерять управ­ление, сохранили оба руля, установлен­ных тандемом, — вспомогательный впе­реди основного. Гребные винты были трехлопастными. Проектная мощность энергетической установки оценивалась в 75000 л.с., скорость— 27 узлов, а при форсировке — 93 300 л.с. и 28 узлов.

 

Результаты ходовых испытаний:

«Чезаре» (25 330 т) 93 433 л.с.= 28,08 уз. при 241 об./мин.;

«Кавур» (23 275 т) 93 490 л.с.= 28,25 уз. при 237 об./мин.

 

К началу войны скорость обоих была не выше 26 узлов, а спустя год уцелев­ший «Чезаре» в результате интенсивной службы с трудом мог развить 24 узла.

Запас нефти составил 2472 т, резерв­ной воды для котлов — 466 т. Дальность плавания: 6400 миль на 13 узлах, или 3100 миль на 20, или 1700 миль на 24 узлах.

Корабли несли по четыре 120-см про­жектора типа Галилео, радиопередат­чик типа TNm 1000/1932, радиоприем­ники типов 1 TNm 1000/1937 и 1 TSm 1000/1934.

«Дуилио» и «Дориа» модернизирова­лись по тому же проекту и на тех же вер­фях, что и первая пара. В Генуе на «Дуи­лио» работы начались 1 апреля 1937 года и закончились 15 июля 1940 года, а в Триесте на «Дориа» неделей позже, но в строй линкор удалось ввести только 26 октября 1940 года, когда война на Средиземном море полыхала вовсю. Главное отличие заключалось в повыше­нии надводного борта в средней части — палуба полубака продлевалась до 4-й башни. К тому же нельзя было не учиты­вать и уроки модернизации «Чезаре» и «Кавура», на которых увеличение осадки привело к погружению в воду главного пояса. Сразу же отказались от предпо­лагавшихся сначала гидросамолетов и катапульт, а вспомогательную и зенит­ную артиллерию заменили более совре­менной: 12 135-мм орудий в четырех 3-орудийных башнях у носовой надстройки, 10 90-мм зениток в одиночных закрытых установках по бокам дымовых труб. До 16 увеличивалось и число 20-мм автоматов, а также устанавливались но­вейшие системы управления стрельбой. Благодаря более тщательному весовому контролю осадку удалось сохранить на вполне приемлемом уровне, когда глав­ный 250-мм пояс еще не полностью скры­вался под водой. Отличались корабли типа «Дуилио» от «Чезаре» и «Кавура» более высокой носовой надстройкой, где поверх башни КДП появились дополни­тельные посты управления стрельбой, наличием на 2-й башне еще одного пос­та УАО в виде цилиндра, а также башеннообразной грот-мачтой вместо трено­гой. Угол возвышения орудий главного калибра довели до 30°, что увеличило дальность стрельбы до 29400м. Более разумно на этот раз подошли и к форсировке главных механизмов. На испыта­ниях «Дуилио» развил 87 412 л.с. и ско­рость 27,15 узла, что было на один узел меньше, чем у первой пары. Но на прак­тике реальная скорость всей четверки не превышала 26 узлов. Между собой «Ду­илио» и «Дориа» различались только рас­положением зенитных автоматов на воз­вышенных башнях и упомянутого поста УАО на второй башне.