Бразилия

 

Бразилия первой из стран Южной Америки попыталась в начале XX века создать современный флот. В 1904 г. была принята кораблестро­ительная программа, по которой предполагалось построить 2 дредно­ута, 2 легких крейсера, 10 эсминцев и 3 ПЛ. Вслед за самыми мощны­ми кораблями на момент постройки, «Минас-Жераис» и «Сан-Паулу», бразильское правительство заказало еще более сильный дредноут, «Рио-де-Жанейро». Однако недостаток средств не позволил осущес­твить планы полностью. Третий линкор пришлось продать еще в ста­дии строительства Турции, а с началом войны он был реквизирован Англией («Эджинкорт»). Экономическое положение страны все более ухудшалось, сопровождаясь рядом мятежей на флоте и в армии, и развитие ВМС прервалось почти на полвека.

24 октября 1917 г. Бразилия вступила в войну с Германией и ее союзниками. Отряд в составе двух крейсеров и четырех эсминцев пат­рулировал в течение трех месяцев район Атлантического океана к за­паду от африканского побережья, а оба дредноута были отправлены в США для ремонта с целью включения их в состав Гранд Флита. В ка­честве «приза» за участие в войне Бразилия получила 2 германских ЭМ и 43 торговых судна, интернированных в бразильских портах в октябре 1917 г.

 

Линейные корабли типа «Минас-Жераис» — 2 ед.

31.jpg

 

«Минас-Жераис» (Minas Gerais) Арм 17.4.07/10.9.08/6.1.1910   слом. 1953.

«Сан-Паулу» (Sao Paulo)             Бар 30.4.07/19.4.08/8.7.1910    погиб 1951

 

19300/21200 т, 165,5x25,3x7,6 м. ПМ - 2, 18 ПК. 23 500 л.с = 21 уз. Броня: пояс до 229 мм, башни до 305 мм, палуба до 57 мм, рубка 305 мм. Эк. 900 чел. 12-305 мм/45, 22-120 мм/50, 8 МК.

 

На момент постройки — наиболее сильные дред­ноуты в мире, на короткое время формально поста­вившие Бразилию в ряд ведущих морских держав. В отличие от подавляющего большинства линкоров этого класса имели не турбины, а паровые машины. Отличались оригинальной системой бронирования, основу которой составляла бронированная до верх­ней палубы цитадель, прикрывавшая основания всех башен ГК, вспомогательную артиллерию и машины. «Сан-Паулу» пропал без вести при буксировке в Ев­ропу на слом.

 

Броненосцы береговой обороны типа «Деодоро» — 2 ед.

32.jpg

 

«Деодоро» (Deodoro)       Сен      18.6.98        продан Мексике в 1924

«Флориано» (Floriano)     Сен       6.7.98         искл. 1936

 

3160т, 81,5x14,4x4,2 м. ПМ - 2, 8 ПК. 3400 л.с = 15 уз. Броня: пояс до 350 мм, барбеты до 220 мм, рубка 100 мм. Эк. 200 чел. 2 - 240 мм, 4 -120 мм, 6 МК, 2 ТА 457 мм подв.

 

Типичные ББО французского типа с низким бортом, длинными над­стройками и расположенными близко к оконечностям одноорудийными башнями ГК. Построены во Франции, но вооружены английской артил­лерией (фирмы «Армстронг»). Имели толстый, но очень узкий броневой пояс, скошенный к нижней кромке. Некогда наиболее современные бра­зильские броненосцы, они полностью устарели к 1-й мировой войне.

 

Легкие крейсера типа «Байя» — 2 ед.

33.jpg

 

«Байя» (Bahia)                                                 Арм   19.8.07/20.4.09/1910     погиб 4.7.1945

«Риу-Гранде ду Сул» (Rio Grande do Sul)      Арм   30.8.07/20.1.09/1910     искл. 1948

 

3100 т, 115,8x11,8x4,4 м. ПТ-3, 6 ПК. 18000 л.с = 26,5 уз. Броня: палуба 19 мм, рубка 76 мм. Эк. 350 чел. 10—120 мм, 6 МК, 2 ТА 457 мм надв.

 

Проект разработан на основе английских крейсеров типа «Эдвенчер». Наиболее быстрые корабли своего класса на момент вступления в строй (на испытаниях превысили 27 уз). Составили основу бразильского патрульного отряда в 1917-1918 гг. В 1925 г. модернизированы с установкой новых машин и котлов; скорость возросла до 28 уз.

 

Бронепалубный крейсер «Альмиранте Баррозо» — 1 ед.

75.jpg

 

«Альмиранте Баррозо» (Almirarrte Barrozo)                Арм          25.8.96             искл. 1931

 

3440 т, 100,6x13,3x5,2 м. ПМ - 2, 4 ПК. 7500 л.с = 20 уз. Броням палуба до 88 мм, рубка 102 мм. Эк. 366 чел. 6 — 152 мм/40, 4—120 мм/40, 4 МК, 3 ТА 457 мм подв.

 

Построен в Англии по проекту, аналогичному чилийскому «Министро Сентено», но в отличие от него имел смешанное вооружение из 152-мм и 120-мм орудий. Два других корабля того же типа, «Амазонас» и «Альмиранте Абреу», также строившиеся «Армстронгом» для Бразилии, проданы США еще до окончания постройки и стали одни­ми из наиболее удачных крейсеров Соединенных Штатов («Нью-Орлеан» и «Олбани»).

 

Бронепалубный крейсер «Република» — 1 ед.

 

«Република» (Republics)      Арм       26.5.1892           искл. 1921

 

1300 т, 64x10,7x3,9 м. ПМ — 2, 2 ПК. 3800 л.с = 17 уз. Броня: палуба до 51 мм. Эк. 160 чел. 6-120 мм/40, 4 МК, 3 ТА 356 мм надв.

 

Малый крейсер со стальным корпусом, близкий к канонерским лод­кам, но весьма удачный для своего времени. Проект фирмы «Армстронг». Вооружен скорострельными орудиями.

 

Учебный крейсер «Бенжамен Констан» — 1 ед.

 

«Бенжамен Констан» (Benjamin Constant)               Сен 1892

 

2750 т, 72x13,6x3,9 м. ПМ — 2. 15 уз. Броня: палуба 51 мм, рубка 84мм. Эк. 216 чел. 4-152 мм/40, 8-120 мм/40, 2-76 мм, 4 МК, 4 ТА 457 мм надв.

 

Построенный во Франции по специальному проекту для Бразилии, «Констан» официально числился учебным кораблем, но имел достаточ­но мощное для своего времени вооружение и может рассматриваться как крейсер. В то же время малая скорость и слабое бронирование рез­ко снижали его боевые качества.

 

Учебный крейсер «Тамандаре» — 1 ед.

 

«Тамандаре» (Tamandare)    Рио            1890               искл. 1919

 

4730 т, 89,7x14,4x6,1 м. ПМ - 2. 7500 л.с = 17 уз. Броня: палуба 40 мм, рубка 51 мм. Эк. 400 чел. 10-152 мм/40, 2-120 мм/40, 10 МК.

 

Один из немногих кораблей, построенных в Бразилии. Имел парус­ное вооружение по типу барка. Корпус обшит деревом. Расположение артиллерии было неудачным: часть 6-дюймовых орудий находилась в небронированной батарее в центре корпуса и имела плохие углы об­стрела.

 

Эскадренные миноносцы типа «Пара» —10 ед.

76.jpg

 

«Пара» (Яр 14.7.08-искл. 1933), «Пиуай» (Яр 7.9.08 —искл. 1944), «Амазонас» (Яр 21.11.08 - искл. 1931), «Мату Гроссу» (Яр 23.1.09- искл. 1946), «Риу-Гранде ду Норте» (Яр 4.1909- искл. 1944), «Параиба» (Яр 18.5.09 - искл. 1944), «Алагоаш» (29.7.09 -искл. 1939), «Санта-Катарина» (Яр 26.10.09 —искл. 1944), «Па­рана» (Яр 27J.10 —искл. 1933), «Сергипе» (Яр 25.5.10-искл. 1944).

 

560 т, 73,2x7,2x2,4 м. ПМ - 2, 2 ПК. 8000 л.с = 27 уз. Эк. 130 чел. 2-102 мм, 4 МК, 2 ТА 457 мм надв.

 

Аналогичны британским ЭМ класса «Ривер», обладали отличной ма­невренностью и той же скоростью, что и новые бразильские крейсера. «Пиуай», «Риу-Гранде ду Норте», «Параиба» и «Санта-Катарина» вхо­дили в состав отряда, патрулировавшего воды Атлантики между Брази­лией и Африкой в 1917 — 1918 гг.

 

Миноносец «Гояш» — 1 ед.

 

«Гояш»      Яр      1907      искл. 1933

 

150 т, 46,3x4,7x1,3 м. ПМ - 3, 2 ПК. 950 л.с = 26 уз. Эк. 30 чел. 2-47 мм, 2 ТА 457 мм надв.

 

Малый миноносец, пришедший к моменту вступления в войну в полную негодность, однако продолжавший числиться в списках флота.

 

Подводные лодки типа F — 3 ед.

77.jpg

 

F1, F3, F5   Фиат     1913    искл. 1933

 

250/305 т, 46x4,4x3,7 м. Диз.- 2,~ЭД- 2. 700/500 л.с. = 13,5/8 уз. Эк. 20 чел. 2 ТА 457 мм.

 

Бразилия стала второй после Перу страной Латинской Америки, по­лучившей достаточно современные подводные лодки. Построены в Ита­лии фирмой «Фиат-Сан-Джорджио» (г.Специя) по программе 1904 г. Для их обслуживания также в Италии было заказано судно-база «Сеара».

 

Торпедно-канонерские лодки типа «Тамойо» — 3 ед.

 

«Тамойо»

Крупп

1898

искл. 1920

«Тупи»

Крупп

1893

искл. 1919

«Тимбрия»

Крупп

1893

искл. 1919

 

1010 - 1065 т, 76,1 - 81,2x8,8 - 9,4x3,0 - 3,1 м. ПМ - 2. 6500 -7000 л.с. = 22,5-23 уз. Эк. 110 чел. 2-105 мм, 6 - 57 мм, 2 МК, 3 ТА 356 мм надв.

Построены в Германии: вступили в строй в 1897 — 1900 годах. «Тамойо» имел более узкий и длинный корпус и в результате — более высокую скорость при меньшей мощности машин. Море­ходные торпедные корабли, имевшие поворотные торпедные ап­параты на верхней палубе и скорострельную артиллерию немец­кого производства.

 

Торпедно-канонерская лодка «Густаво Сампайо» — 1 ед.

 

«Густаво Сампайо»    Арм      1893     искл. 1919

 

480 т, 60x6,1x2,6 м. ПМ - 2. 2000 л.с. = 18 уз. Эк. 60 чел. 2-102 мм, 4 МК, 3 ТА 356 мм надв.

 

Корабль популярного в конце XIX века в Англии типа, заложенный фирмой «Армстронг» под названием «Аврора». Переименован при по­купке Бразилией в 1893 г.

 

Торпедно-канонерская лодка «Тирадентес» — 1 ед.

 

«Тирадентес»        Арм        1893        искл.1919

 

800т, 50,3x9,1x3,3 м. ПМ - 2. 1650 л.с. = 14,5 уз. Эк. 110 чел. 4-120 мм, 3 МК, 2 ТА 356 мм надв.

 

В отличие от предыдущего типа «Тирадентес» имел сильное воору­жение из скорострельных орудий фирмы «Армстронг». Мощная артил­лерия и малая скорость делают его весьма близким к чистым канонер­ским лодкам. Построенный по специальному проекту на экспорт, ко­рабль имел развитый рангоут, включавший бушприт и три мачты, но парусов не нес.

 

Речной монитор «Пернамбуко» — 1 ед.

78.jpg

 

«Пернамбуко»    Рио   1910 искл. 1948

 

470 т, 44,5x7,4x1,6 м. ПМ. 800 л.с = 11 уз. Броня: пояс до 170 мм, баш­ни до 152 мм, палуба до 102 мм, рубка 89 мм. Эк. 60 чел. 3 — 120 мм, 10 пул.

 

Строился в Рио-де-Жанейро по проекту, разработанному совместно с английскими специалистами. Тип сильного артиллерийского речного корабля; создан одновременно с аргентинскими КЛ типа «Розарио» и предназначен для той же цели. Окончательная достройка заняла почти 20 лет. Второй монитор того же типа, «Мараньяо», достроен не был.

 

Речные канонерские лодки типа «Акре» — 2 ед.

 

«Акре», «Миссоеш»

 

200 т, 36,6x6,1x0,6 м. 300 л.с = = 11 уз. Эк. 30 чел. 1 — 88 мм гауб., 1—57 мм, 4 пул.

 

Строились в Англии фирмой «Ярроу» с дооборудованием в Бразилии (1904— 1909 гг.). Из первоначально предполагавшихся 5 единиц до­строены только две.

 

Плавбаза ПЛ «Сеара» — 1 ед.

 

«Сеара»        Фиат             1915              искл. 1926

 

4200/6400 т, 100x15x6,1  м. Диз. - 2. 6400 л.с = 14 уз. Нефть 400 т. Эк. 200 чел. 3 — 102 мм, 4 — 57 мм.

 

Специально спроектированный корабль для базирования 6 ПЛ. Имел катамаранный корпус с доком длиной 55 м и был самым совершенным для своего времени судном этого типа.

 

После вступления Бразилии в войну были оборудованы корабли мин­ной обороны — вспомогательный минный заградитель «Карлуш Кромец» (16 уз., 550 мин) и 2 буксира, использовавшиеся в качестве тральщиков («Жагуарайо» и «Мария ду Конту»). Кроме того, конфискованный гер­манский пароход «Валесия» постройки 1912 г. переоборудовали во вспо­могательный крейсер «Бельмонте» (8200 т, 2700 л.с. = 12 уз., 4— 120 мм, 6 — 57 мм).