Чили

 

После достижения соглашения о взаимном прекращении наращи­вания морских вооружений с Аргентиной в 1902 г. Чили не ввела в строй ни одной боевой единицы в течение 10 лет. Только в связи с постройкой двух дредноутов в Бразилии и соответствующими плана­ми Аргентины в 1910 г. была принята новая кораблестроительная про­грамма, включавшая 2 дредноута, 6 лидеров и 4 подводные лодки.

Все суда заказывались в Англии, из-за чего чилийские ВМС понесли самые большие «потери» в войне среди латиноамериканских стран. Британия конфисковала почти все заказанные корабли, обещав вер­нуть их после завершения военных действий отремонтированными и модернизированными. Обещание полностью выполнено не было, пос­кольку линейный корабль «Альмиранте Кохрен» переоборудовали в авианосец «Игл», а один из лидеров погиб в Ютландском бою. Второй линкор — «Альмиранте Латорре» (в британском флоте — «Канада» ) — возвращен в 1920 г. В качестве компенсации за «Кохрен» Англия пред­ложила достроить 2 линейных крейсера нового типа, которые не могла иметь сама по условиям Вашингтонской конференции, но чилий­ское правительство отказалось от дорогостоящего проекта. В 1-ю ми­ровую войну Чили сохраняла нейтралитет, хотя задержала в своих портах почти сотню германских торговых судов.

 

Броненосец «Капитан Прат» — 1 ед.

79.jpg

 

«Капитан Пpar» (Capitan Pratt)          20.12.80               искл. 1936

 

6900т, 99,9x18,5x6,9 м. ПМ - 2, 5 ПК. 12000 л.с. = 18 уз., 1100 туг. Броня: пояс до 300 мм, башни 75 мм, барбеты до 270 мм, рубка 270мм, палуба 51 мм. Эк. 480 чел. 4 — 240 мм/35, 8-120 мм/45, 6-571ИМ, 14 МК, 4 ТА 457 мм надв.

 

Построен во Франции фирмой «Ла Сен». Имел 4 одноорудийные башни ГК в ромбическом расположении и двухорудийные 120-мм башни ВК. Тип быстроходного броненосца 2-го класса, весьма сильного для свое­го времени. Модернизирован в 1910 г. с установкой новых котлов, при этом его скорость увеличилась до 19 узлов. В начале 30-х гг. использо­вался в качестве базы ПЛ.

 

Кроме того, в чилийском флоте числились еще 2 броненосных судна. Одно из них, бывший перуанский монитор «Уаскар», захваченный в ходе войны с Перу в 1879 г., был отремонтирован и перевооружен новой артиллерией, но совершенно устарел к 1-й мировой войне. Он до сих пор сохраняется в качестве корабля-музея. Второе броненосное судно, один из бывших противников «Уаскара» в войне между Чили и Перу, казематный броненосец «Альмиранте Кохрен» (3400 т, 12,5 уз., желез­ная броня до 229 мм, 6 — 229 мм, 1 — 120 мм), был модернизирован и перевооружен 203-мм и 76-мм артиллерией в 1889 г., а в начале века превращен в учебный корабль. Крупнокалиберную артиллерию с него сняли, и к 1919 г. он имел лишь 4 120-мм и 2 76-мм орудия. Выведен в резерв в 1908 г., но сдан на слом лишь в 1933 г.

 

Броненосный крейсер «О'Хиггинс» —1 ед.

80.jpg

 

«О'Хиггинс» (O'Higgins)       Арм         4.4.96/17.5.97/2.4.1898         искл. 1926

 

8500т, 125,5x19,1x6,7м. ПМ - 2, 30 ПК. 16 250 л.с. = 21,5 уз., 1200 т уг. Броня: пояс и башни до 178 мм, палуба до 76 мм, рубка 229 мм. Эк. 500 чел. 4-203 мм/45, 10- 152 мм/45, 4-120 мм/45, 10-76 мм, 10-57 мм, 3 ТА 457 мм (1 надв., 2 подв).

 

Броненосный крейсер удачного проекта, составленного Ф.Уоттсом. Послужил прототипом для создания японских бро­неносных крейсеров типа «Асама», активно участвовавших в русско-японской войне. 203-мм орудия в одноорудийных баш­нях с нехарактерным для кораблей английской постройки ромбическим расположением.

 

Броненосный крейсер «Эсмеральда» — 1 ед.

81.jpg

 

«Эсмеральда» (Esmeralda)     Арм         4.7.93/14.4.94/4.9.1896       искл. 1929

 

7000т, 132,9x16,2x6,2 м. ПМ - 2, 12ПК. 16 000 л.с. = 22,5уз., 1300 т уг. Броня: пояс до 152 мм, палуба до 51 мм, рубка 203 мм. Эк. 500 чел. 2-203 мм/45, 16-152 мм/40, 8-76 мм, 3 ТА 457 мм (1 надв., 2 подв).

 

Этот крейсер, также спроектированный Ф.Уоттсом, стал за­кономерным развитием строившихся на экспорт бронепалуб­ных крейсеров «эльсвикского» типа. Хотя он и имел броне­вой пояс, но был очень узким, возвышавшийся над ВЛ всего на 0,5 м. На испытаниях значительно превысил проектную мощность и скорость. В 1910г. в ходе модернизации сняты 4 152-мм орудия.

 

Бронепалубный крейсер «Чакабуко» — 1 ед.

82.jpg

 

«Чакабуко» (Chacabuco)         Арм         4.7.1898           искл. 1952

 

4160 т, 109,7x14,2x5,2 м. ПМ - 2, 8 ПК. 15 700 л.с. = 23 уз., 1000 т уг. Броня: палуба до 114 мм, рубка 76 мм. Эк. 400 чел. 2 — 203 мм/45, 10 — 120 мм/40, 12 - 76 мм, 6 МК, 3 ТА 457 мм надв.

 

Крейсер, однотипный с японским «Такасаго». Был куплен Чили у фир­мы «Армстронг» в 1902 г. уже в стадии завершения постройки. Спроек­тирован Ф.Уоттсом. Находился в строю свыше 50 лет. В 1941 г. перево­оружен (6-152 мм/50, 10 - 20 мм зен.).

 

Бронепалубный крейсер «Министре Сентено»— 1 ед.

83.jpg

 

«Министре Сентено» (Ministro Zenteno)              Арм             1.2.1896              искл. 1931

 

3450 т, 100,6x13,3x5,1 м. ПМ - 2, 8 ПК. 7500 л.с. = 20,5 уз., 850 т уг. Броня: палуба до 88 мм, рубка 102 мм. Эк. 317 чел. 8 — 152 мм/40, 10 — 57 мм, 4 МК, 3 ТА 381 мм надв.

 

Практически однотипный с бразильским крейсером «Альмиранте Баррозо», он имел однородное вооружение из 152-мм орудий вмес­то смешанного из 152-мм и 120-мм. Типичный «эльсвикский» крей­сер, спроектированный Ф.Уоттсом.

 

Бронепалубный крейсер «Бланке Энкалада» —1 ед.

84.jpg

 

«Бланко Энкалада» (Blanco Encalada)    Арм      9.9.1893      искл. 1946

 

4600т, 112,8x14,2x5,6 м. ПМ - 2, 8 ПК. 14600 л.с. = 23 уз., 860 туг. Броня: палуба до 102 мм, рубка 152 мм. Эк. 427 чел. 2 — 203 мм/45, 10-152 мм/40, 24 МК, 5 ТА 381 мм надв.

 

Один из первых и наиболее удачных «эльсвикских» крейсеров, спроектированных Ф.Уоттсом для флотов Латинской Америки. Во­оружен скорострельной артиллерией. В 1920 г. переоборудован в учебное судно, в 30-е гг. выведен в резерв, использовался в качестве плавучего склада.

 

Лидеры типа «Альмиранте Линч» — 2 ед.

85.jpg

 

«Альмиранте Линч» (1912), «Альмиранте Конделл» (1912)

 

1430/1850 т, 97,52x9,9x3,4 м. ПТ-3, 6 ПК. 30 000 л.с. = 31 уз., 427 т уг.+80 т нефти. Эк. 160 чел. 6-102 мм/45, 4 ТА 457 мм.

 

Из заказанных в Англии 6 единиц этого класса только 2, построенные фирмой «Уайт», были поставлены Чили до начала войны, а остальные 4 попали в британский флот. Самые современные корабли чилийского флота в мировую войну. «Конделл» заставил немецкий крейсер «Дрез­ден» после битвы у Фолклендских островов в декабре 1914 г. покинуть береговые воды сохранявшую нейтралитет Чили. Находились в строю до конца 2-й мировой войны.

Остальные 4 корабля, также построенные фирмой «Уайт» и предна­значавшиеся для Чили, были в начале 1-й мировой войны перекуплены британским правительством и включены в состав ВМС Великобритании (тип «Бота»). Один из них, «Типперери», погиб в Ютландском бою, про­чие перевооружены в 1918 г., после окончания войны в 1920 г. отре­монтированы и возвращены Чили с новым вооружением. Все 3 исклю­чены в 1933 г.

 

Торпедно-канонерские лодки типа «Томе» — 2 ед.

86.jpg

 

«Томе» (бывш. «Альмиранте Линч»), «Алькагуано» (бывш. «Альмиранте Конделл»)

 

710 т, 70,12x8,4x2,5 м. ПМ - 2, 4 ПК. 4500 л.с. = 20,5 уз., 150 т уг. Эк. 87 чел. 6 — 57 мм, 5 ТА 356 мм надв.

 

Построены в Англии фирмой «Лэйрд» в 1889 — 1890 гг. Имели сталь­ной корпус и легкое бронирование на протяжении МО и КО. В 1900 г. модернизированы с установкой новых котлов и перевооружены. В 1910 г. переименованы в «Томе» и «Алькагуано». Еще одна торпедно-канонерская лодка аналогичного типа, но несколько большего размера («Аль­миранте Симпсон») продана Эквадору в 1907 г.

 

Миноносцы типа «Капитан О'Брайен»— 6 ед.

87.jpg

 

«Капитан О'Брайен», «Капитан Мерино Харпа», «Капитан Орелла», «Капитан Муньес Гамеро», «Тениенте Серрано», «Гуардамарина Рикельме»

 

300-320 т, 64,9-65,5x6,5x1,8 м. ПМ - 2, 2 ПК. 6250 л.с. = 30 уз., 90 туг. Эк. 65 чел. 1 - 76 мм, 5-57 мм, 2 ТА 457 мм надв.

 

Близкие по типу к первым британским «истребителям», эти корабли были построены в Англии фирмой «Лэйрд» в 1896 — 1897 гг. и являлись в свое время самыми совершенными в Латинской Америке. Исключены около 1930 г.

 

Кроме того, в 1914 г. в составе чилийского флота имелось несколько малых миноносцев, наиболее современными из которых были 6 единиц типа «Тениенте Родригес» (140 т, 27 уз., 3 — 47 мм, 3 ТА 356 мм), пос­троенные в Англии фирмой «Ярроу» и исключенные из списков вскоре после окончания войны.

 

Подводные лодки типа Н — 6 ед.

 

Н-1 — Н-6 (1915- 1917-искл. 1945-1953)

 

360/430 т, 33,5x4,8x3,7 м. Диз. - 2, ЭД - 2. 480/640 л.с. = 13/5 уз., 17 т топл. Эк. 22 чел. 4 ТА 457 мм.

 

Лодки типа Голланда, заказанные Англией в США, но задержанные с началом войны. Британия решила передать 6 из них Чили в счет долга за корабли, перекупленные для своих ВМС. В чилийском флоте с 1917 г. В конце 30-х гг. получили названия «Гуакольда», «Тегуальда», «Рикумилья», «Куидора», «Фрезия» и «Гуале». Н-3 затонула в 1927 г., поднята и вновь введена в строй.