АДМИРАЛ ДЖОН ФИШЕР И «ДРЕДНОУТ»

 

В британской литературе, посвященной истории развития линейных кораблей, «Дредноут» часто именуется как «дитя разума» Джона Фишера. К этому можно добавить, что не только ума, но еще сердца и воли. Ибо Джеки, как прозвали Фишера на флоте, за счет феноменального упорства и выдающейся работоспособности мог сдвинуть любые горы на пути к осуществлению своего замысла.

Фишер родился 25 января 1841 года в семье капитана, бывшего адъютантом английского губернатора на Цейлоне. В семь лет его отправили в Англию для учебы, а в 13 он уже служил на флоте. С этого момента началось его долгое восхождение к вершине британской военно-морской пирамиды, длившееся 51 год.

Первым его кораблем стал «Виктори» — бывший флагман адмирала Нельсона; вторым — «Калькутта», внушительный деревянный парусный линейный корабль; затем — 91-пушечный «Агамемнон», потом паровой корвет «Хайфлайер» и, наконец, «Экселлент» — главный артиллерийский учебный корабль британского флота. Здесь Фишер служил с января 1862 года артиллерийским инструктором. С этого момента начинается период его научно-технической деятельности, длившейся до самого его ухода со службы в декабре 1918-го. В марте 1863 года он получает назначение на должность артиллерийского офицера на броненосный фрегат «Уорриор» — символ тогдашней британской морской мощи.

С 1867 по 1876 год Фишер активно занимался минно-торпедным делом, разрабатывал различные устройства, приспособления и руководства по использованию мин, участвовал в экспериментах по совершенствованию этого нового вида морского оружия. Следующие 13 лет командовал рядом крупных кораблей Королевского флота, в том числе с января 1881 года новейшим броненосцем «Инфлексибл». Это «чудо», спроектированное тогдашним главным строителем флота Натаниэлем Барнаби, чуть не стало в конце того же года с легкой руки Фишера прототипом для идей, приведших позднее к появлению «Дредноута».

«Инфлексибл», отличавшийся чрезвычайно стремительной качкой, требовал решительного вмешательства. Для смягчения этого недостатка Барнаби приказал молодому корабельному инженеру Филипу Уоттсу проверить на практике возможность уменьшения качки на большом корабле с помощью системы «активного успокоения», то есть переливанием больших масс воды в цистернах с борта на борт в противофазе с размахами судна.

После того как Уотте со своими цистернами прибыл на «Инфлексибл», они с Фишером быстро нашли общий язык во взгляде на технические проблемы развития флота. Обсуждая в минуты досуга перспективы совершенствования больших броненосных кораблей, они выдвинули идею линейного корабля, в котором без труда угадываются черты будущего однокалиберного линкора.

Филип Уоттс позднее вспоминал: «Где-то в 1881 году, возвратясь после испытаний «Инфлексибла», я привез с собой начальный проект броненосца, созданный во время этого плавания и представлявший собой в общих чертах некую комбинацию проектов «Девастейшна» и «Инфлексибла». Вооружение его было однокалиберным и состояло из четырех пар 16-дюймовых орудий в 80 тонн, расположенных в башнях на верхней палубе; по одной паре орудий располагалось в оконечностях судна как на «Девастейшн», и по одной паре было установлено по бортам, как на «Инфлексибл». ...Эта схема потребовала 16 000 тонн водоизмещения и на этом основании была признана неприемлемой сэром Натаниэлем Барнаби».

Тогдашний главный строитель британского флота Барнаби не очень ошибся в своей отповеди двум молодым радикалам. Дело было не только в том, что Совет Адмиралтейства, орган, ответственный за принятие к постройке тех или иных типов кораблей, никогда не пошел бы на создание такого гиганта. Тактическая схема, выдвинутая в проекте Фишера — Уоттса, не отличалась боевой эффективностью: по оконечностям могли вести огонь только четыре орудия, а все восемь — лишь в узком (20°) секторе у траверза, так что в наиболее вероятных направлениях стрельбы использовалось от половины до трех четвертей его сверхмощного вооружения. Все это наряду с низкой скорострельностью морских тяжелых орудий и несовершенством их прицелов сводило на нет идею создания такого сверхмощного (и сверхдорогого) корабля.

В 1891 году будущий создатель «Дредноута» становится контр-адмиралом. Его репутация на флоте была безупречной. Светлый ум, решительность, настойчивость, исключительная самодисциплина, вулканическая энергия и личное обаяние обеспечили Джону Фишеру успех во влиятельных кругах Адмиралтейства, парламента и двора, поддержку многих выдающихся политиков, дружбу достойнейших офицеров флота. Постепенно вокруг него сформировался круг верных единомышленников, впоследствии сподвижников в реформах. Среди них были Чарльз Мэдден, Реджинальд Бэкон, Перси Скотт, Джон Джеллико, Александр Грейси, Филип Уотте и многие другие, в том числе авторитетный тактик Артур Уилсон, суровый моряк, однажды заявивший одной из парламентских комиссий с грубоватой прямотой: «На всем флоте нет людей, так хорошо знающих морское дело, как лорд Фишер и я». Определился и круг недругов, самым большим из которых был Чарльз Бересфорд, талантливый адмирал-аристократ, так и не смогший простить Фишеру его многих выдающихся качеств. Впоследствии он немало интриговал против своего коллеги и сплачивал всех недовольных на флоте для противодействия его будущим нововведениям.

В 1899 году Фишер, сменив последовательно посты начальника морской артиллерии флота, третьего морского лорда - главного инспектора флота и командующего эскадрой в Вест-Индии, назначается командующим Средиземноморским флотом — на самую престижную ДОЛЖНОСТЬ ДЛЯ ЛЮБОГО британского адмирала. К этому времени относится начало его широких экспериментов со стрельбой на дальние дистанции. В 1901 году эта практика вводится как обязательная для курса обучения на всем флоте.

Интерес Фишера к проблеме стрельб на дальние дистанции основывался на решении следующей задачи. До сих пор в тактических расчетах дистанции артиллерийского боя главных сил не превышали 15 кбт, однако эта цифра к концу 90-х годов перестала устраивать военно-морских специалистов. Причина заключалась в быстром совершенствовании торпедного оружия и его носителей — эскадренных миноносцев, которые с упомянутых дистанций имели хорошие шансы в одиночку расправиться с колонной вражеских линейных кораблей Фишер, прекрасно разбирающийся в вопросах морской артиллерии и торпедном оружии, понимал, что подобная ситуация разрешима только существенным увеличением дистанций эффективного артиллерийского огня, что необходимо было всесторонне опробовать на практике.

Проведенные на Средиземноморской эскадре стрельбы на 25 — 30 кбт приносили неплохие результаты, но важнее оказался ряд выводов, к которым они привели Во-первых,управлять огнем на таких расстояниях было возможно по наблюдению только огромных (высотой до 50 м) всплесков от падения тяжелых снарядов орудий самых крупных калибров. Во-вторых, бронепробивная способность на дальних дистанциях хорошо сохранялась только у снарядов больших калибров, поскольку они теряли от сопротивления гораздо меньше энергии. В-третьих, самые тяжелые орудия давали более высокую точность попаданий, а количество взрывчатого вещества обеспечивало им огромную разрушительную мощь.

С другой стороны необходимость в скорострельных орудиях промежуточного калибра (6-9 дюймов) в новых условиях сводилась практически к нулю из-за ничтожности причиняемого ими ущерба противнику. Более того, эти орудия в новых условиях были даже вредны, поскольку отнимали много места и веса, а в бою на дальних дистанциях оказались бы неминуемо обречены на уничтожение тяжелыми снарядами еще до вступления их в дело.

В эти теоретические выкладки своевременно внесли фактор увеличения скорости тяжелых артиллерийских кораблей как условие для получения существенных тактических преимуществ. На последовавших в 1901 году больших маневрах флота адмирал Артур Уилсон, убежденный сторонник линейной тактики и сосредоточенного бортового огня, использовал преимущество в скорости хода своего отряда лин коров для охвата головы «неприятельской» боевой колонны и сосредоточил весь огонь на ее флагмане, быстро добившись выхода его из строя Позднее подобный прием неоднократно применялся адмиралом Того в сражениях русско-японской войны, что всегда приносило успех.

Формирующиеся взгляды Фишера на линейный корабль будущего разделяли такие авторитетные специалисты, как инспектор флота контр-адмирал У. Мэй и талантливый морской артиллерист П. Скотт. Вскоре командующий Средиземноморской эскадрой перешел от размышлений к делу под его руководством главный конструктор Мальтийской военно-морской базы У. Гард разработал проект линкора, вооруженного только тяжелыми орудиями одного калибра, условно названный Фишером «Антэйкебл» («Недосягаемый»). Он представлял собой корабль в 17 000 т длиной 175 м скоростью в 21 узел и вооружением из 12 12-дюймовых орудий и 16 102-мм противоминных скорострелок. Позднее, переведенный в августе 1903 года на должность командующего Портсмутской базой, Фишер добился назначения Гарда главным конструктором на своем новом месте службы. Таким образом, работа над совершенствованием проекта однокалиберного линкора была продолжена. В конце года президент компании «Армстронг» Э. Нобл, личный друг Фишера привез ему серию проектов линкора с единым главным вооружением на основе новейшего 10-дюймового орудия, недавно созданного специалистами фирмы. Это орудие развивало очень высокую скорострельность, а некоторое уменьшение калибра по сравнению с традиционной 12-дюймовой пушкой позволяло увеличить число стволов главной артиллерии при том же водоизмещении. Один из этих проектов произвел на Фишера сильное впечатление — линкор водоизмещением 17 000 т нес 16 10-дюймовых орудий и развивал скорость 20 узлов. Однако в ходе дискуссии по этому проекту его сторонники, приверженцы однокалиберной идеи Г. Джексон, Ч. Мэдден и Р. Бэкон, твердо высказали мнение в пользу значительно более мощных 12-дюймовых орудий, и Фишер, под влиянием их доводов, окончательно склонился к этому калибру У Гарду выдали задание на разработку серии эскизов линейного корабля с восемью 12-дюймовыми орудиями, которые должны были послужить для первой сравнительной оценки тактико-технических элементов будущего линкора.