АРТИЛЛЕРИЯ
Артиллерия первого в мире однокалиберного линкора, стяжавшая ему впоследствии множество шумных похвал являлась наиболее принципиальной частью нового проекта. После вступления «Дредноута» в строй военно морских специалистов поражало даже не само по себе наличие на нем десяти 12 дюймовых орудий вместо общепринятых четырех, а тот факт что это вооружение удалось разместить в водоизмещении, не превышающем современные ему зарубежные проекты с четырьмя тяжелыми орудиями и усиленным промежуточным калибром.
Этот технологический триумф нового линкора совершенно затенил то обстоятельство, что собственно материальная часть главной артиллерии «Дредноута» не представляла собой ничего нового и полностью основывалась на решениях, разработанных для его предшественников — «Лорда Нельсона» и «Агамемнона» — за два года до этого. А ведь только подобное заимствование и позволило ввести в строй новый линкор в кратчайший срок. Причем оно было осуществлено не только в переносном но и в прямом смысле этого слова : для получения возможно скорейшего результата на «Дредноут», по предложению главного артиллериста флота Джона Джеллико, передали строившиеся с января 1905 года орудийные установки обоих «нельсонов» а также заказанные для них стволы основного и запасного комплектов. Официальные торги на башни последовали в июле 1905 года, и было решено, что фирма «Виккерс» поставит кормовую и среднюю установки корабля по цене 69 860 фн. ст. за каждую, а фирма «Армстронг» выполнит носовую и бортовые башни по цене 70 092 фн. ст.
Тяжелые 12-дюймовые орудия «Дредноута» относились к «десятой модели» этого калибра (по официальной британской терминологии «Марка X» или Мк X) — новейшей тяжелой морской артиллерийской системе с относительной длиной ствола в 45 калибров, разработанной за два года до этого фирмой «Виккерс» специально для линкоров класса «Лорд Нельсон». На 1905 год это были наиболее мощные из введенных в Королевском флоте орудий оставлявшие далеко позади по дульной энергии и бронепробиваемости предшествующую 305-мм 40-калиберную «девятую модель». Многие исследователи вообще были склонны считать орудие «Дредноута» лучшим среди своего калибра за всю историю британского флота, поскольку последовавшие через три года эксперименты с дальнейшим увеличением длины ствола к успеху не привели.
Орудие главного калибра «Дредноута» весило с затвором 58 т и стреляло снарядами весом 386 кг с помощью заряда нитроцеллюлозного бездымного пороха («кордит MD 45») весом 117 кг. Начальная скорость снаряда при этом составляла 840 — 860 м/с, дульная энергия — 14 800 тм, а дальность на угле возвышения 13,5° составляла чуть менее 15 000 м. Ствол орудия изготавливался по традиционной для тяжелых калибров британского флота «проволочной» технологии, при которой внутренняя труба орудия до нарезки обматывалась втугую несколькими слоями высокопрочной (сопротивление на разрыв до 150 кг/мм2) стальной проволоки. Считалось, что эта мера позволяет сэкономить материал ствола, поскольку у существовавших тогда пушечных углеродистых сталей и только начинавших входить в обиход в артиллерийском деле среднелегированных (никелевых) сталей предел упругости в поковках был значительно ниже.
12-дюймовые орудия «Дредноута» скреплялись проволочной навивкой поверх сталеникелевой внутренней нарезной трубы и шедшей поверх нее скрепляющей трубы второго ряда из никелевой стали. Проволока навивалась по всей длине орудия, от казенного до дульного среза. Поверх нее надевалась еще одна труба, а затем — кожух. Оба последних элемента изготавливались из менее дорогой углеродистой стали. Британские морские артиллеристы на рубеже веков полагали, что подобная конструкция тяжелых орудий — наилучшая, и довольно снисходительно посматривали на Германию и Россию, где в упорных экспериментах вырабатывалась своя система скрепления стволов тяжелых орудий многочисленными точно подогнанными цилиндрами. Бурная эволюция тяжелых морских калибров была еще впереди, и лишь через полтора десятилетия поклонники «проволочных» конструкций в конце концов обратились к опыту своих коллег с континента. А пока в ход шли технические решения предшествующего поколения, для которого пушки "Дредноута» представляли собой весьма передовое оружие.
Башенные установки «Дредноута», в отличие от его 12-дюймовых орудий, в процессе их изготовления были усовершенствованы. В первую очередь это касалось бортовых башен, которые приходилось буквально «втискивать» в корпус. Необходимо отдать должное инженерам фирмы «Виккерс» — им удалось существенно улучшить общую компоновку боевого отделения башни, что позволило уменьшить диаметр поворотного стола установки, его опорного жесткого барабана и, как следствие, диаметр броневого барбета на 1,5 м (с 10,2 м до 8,7 м). Эта мера позволила несколько увеличить толщину бронирования барбетов и соответственно усилить их защиту. Этот же проект башни был принят и фирмой «Армстронг».
Подача боеприпасов из погребов к орудиям осуществлялась по центральному поворотному столу до уровня рабочего (перегрузочного) отделения, где комплект боеприпасов для производства одного выстрела перегружался в тросовый зарядник на три места (снаряд и два полузаряда). Зарядник по специальным направляющим из угловой стали поднимал боеприпасы в боевое отделение башни и здесь на время заряжания наглухо сцеплялся с качающейся частью орудия. Далее боеприпасы из зарядни-ка выкатывались на его откидные лотки, так что их ось совмещалась с осью орудия, и досылались в камору цепным прибойником, также насаженным на качающуюся часть. После заряжания орудия и закрытия его затвора зарядник с заваленными откидными лотками разобщался с качающейся частью и уходил вниз в рабочее отделение для новой загрузки. Таков был общий ход процесса подачи и заряжания башенных орудий, позволяющий производить все операции на переменном угле возвышения орудий в ходе их постоянного слежения за целью.
Согласно тактическим схемам ведения огня 12-дюймовой артиллерией «Дредноута», его тяжелые орудия могли обеспечивать бортовой огонь в секторе 60° от траверза по носу и 50° по корме. Что касается стрельбы в направлении оконечностей, то считалось, что шесть орудий смогут стрелять прямо по корме и четыре — по носу. Однако вскоре возникла гипотеза, подкрепленная соответствующими расчетами, что ведение огня бортовыми башнями в диаметральной плоскости корабля нанесет непоправимые разрушения прежде всего надстройкам и верхней палубе самого корабля (Правда, до сих пор не найдено ни единого факта о том, было ли это действительно проверено на практике ).
Испытания главной артиллерии «Дредноута» состоялись 18 октября 1906 года у острова Уайт. Во время проектирования корабля среди его разработчиков бытовало мнение, что полный бортовой залп из восьми орудий должен вызвать значительные нагрузки на корпус корабля. Поэтому конструкции, подкрепляющие жесткие барабаны башенных установок, отличались усиленной прочностью. Оскар Парке в книге «Британские линкоры» приводит отрывок из воспоминаний одного корабельного инженера, хорошо иллюстрирующий напряжение, царившее среди создателей «Дредноута» перед испытанием его тяжелой артиллерии «Что касается результатов этих бортовых залпов, сэр Филип (Уотте) был настроен весьма скептически .Я хорошо помню что, когда мы подошли к этому пункту программы испытаний, он повея меня по верхней палубе в нос вдоль левого борта, а потом вниз, где мы могли видеть всю главную палубу. Он выбрал место по левую сторону носового барбета (орудия были развернуты на правый борт) Он выглядел очень печальным и серьезным, и я был совершенно уверен, что он ожидал не меньше, чем провала всей палубы вниз. Через минуту послышался глухой рев и почувствовался удар отдачи. Восемь орудий выстрелили, и десятка два людей между палубами так и не поняли, что случилось».
Пробные стрельбы дали отличные результаты. Впоследствии у главной артиллерии «Дредноута» ни разу за всю службу не было ни единого серьезного отказа или поломки, а конструкцию башенных установок нового линкора использовали для линейных кораблей типа «Беллерофон» и «Сент-Винсент».
Противоминная артиллерия «Дредноута» состояла из 76-мм орудий модели PIV, первоначально разработанных также для «Лорда Нельсона». На 1905 год это была самая совершенная система орудия подобного калибра. Орудие имело длину ствола в 50 калибров, весило 915 кг и сообщало снаряду весом 5,5 кг начальную скорость в 800 м/с. Для эффективного поражения эсминцев, поколения которых выходило на сцену после русско-японской войны, этот вес снаряда оказался явно недостаточен, и противоминный калибр первого линкора нового типа впоследствии подвергся единодушной критике. Однако похоже, что в условиях жесткой экономии веса для главной артиллерии у Фишера просто не оставалось иного выхода. По поводу же воздействия 76-мм пушек на неприятельские эсминцы иногда встречаются такие объяснения, что в случае с «Дредноутом» эти эсминцы отнюдь не предполагалось непременно топить, а достаточно было просто отпугнуть их до выхода на рубеж атаки. Подобное соображение, как и общая спешка с принятием решений по новому линкору, видимо, оказалось решающим для членов комитета, которым был предоставлен выбор в рамках единого веса: 14 102-мм орудий (вес снаряда 14,0 кг) или 20 76-мм. Как показало развитие событий, выбор сделали в пользу большего числа.
Размещение противоминных пушек на корабле сначала вызвало некоторые затруднения, поскольку их требовалось установить в местах, недосягаемых для сокрушительных конусов дульных газов, возникающих при стрельбе 12-дюймовых орудий. Узкая надстройка «Дредноута» не позволяла разместить все легкие пушки, к тому же комитет выразил пожелание распределить их по как можно большей площади корабля, чтобы избежать одновременного вывода из строя целой группы этих орудий при неудачном разрыве одного лишь крупного неприятельского снаряда. Помимо этого считалось, что свободное расположение легких пушек будет иметь преимущества и с точки зрения удобства отражения атак миноносцев с любых курсовых углов.
В итоге двенадцать 76-мм орудий установили на надстройке, еще семь разместили на крышах башен главного калибра (по два на крышах бортовых башен и по одному — на остальных). Первоначально эти пушки рассматривались как тренировочные, для проведения учебных стрельб 12-дюймовыми орудиями на малые дистанции. Однако проблема с размещением противоминного вооружения «Дредноута» заставила оборудовать для 76-мм орудий на крышах башен постоянные площадки Наконец, еще восемь орудий установили открыто на съемных станках на баке и юте линкора — увы, все-таки в зонах действия дульных газов его носовой и кормовой башен, поэтому они не могли действовать при ведении огня главным калибром. Более того, эти палубные установки, во избежание порчи их механической части и чувствительных прицелов от сотрясения и ударной волны при стрельбе 12-дюймовых орудий по уставу службы «Дредноута» вообще должны были храниться в частично разобранном виде в укромных местах на палубе и выставляться на основания лишь непосредственно перед применением (!). Не удивительно, что эти установки почти все время находились в разобранном виде, и существует считанное число фотографий «Дредноута», где они различимы на своих штатных местах.
Неудобное размещение противоминных орудий вынуждало каждого нового командира корабля вносить свои улучшения. Так, первый же командир «Дредноута» Реджинальд Бэкон распорядился перенести три орудия с полубака на крыши центральных башен, уровняв их, таким образом, с бортовыми В декабре 1907 года оставшееся на носу палубное орудие и два кормовых были вообще сняты, что понизило общее число 76-мм пушек до 24 В течение всей дальнейшей службы корабля число противоминных орудий медленно но неуклонно уменьшалось.