КАТЕРА И ШЛЮПКИ

 

При выборе исходной компоновки «Дредноута» Филип Уотте говорил, что из-за узости и малой протяженности надстройки нового линкора на нем будет непросто разместить все катера и шлюпки, полагавшиеся кораблю такого ранга. На практике проблема оказалась даже еще более серьезной. Поскольку все пространство верхней палубы перекрывалось конусами дульных газов при стрельбе главных орудий, а также из-за элементарной нехватки места разместить плавсредства можно было лишь вокруг второй трубы, на уровне, достаточной высоко отстоявшем от плоскости осей стволов тяжелой артиллерии.

Всего для шлюпочного устройства разработали восемь вариантов, одобрили же последний. Согласно ему, по обе стороны от кормовой трубы устраивалась обширные ростры, на которых по-походному сосредоточивались и многотонные стальные катера, и легкие ялы. Причем нехватка пространства потребовала применения многоэтажных схем, гребные шлюпки устанавливались одна в другую в 2 — 3 яруса: внизу тяжелые 18-весельные баркасы, в них — 14-весельные гребные катера, а еще выше — легкие 8-весельные ялы.

Для оперирования с тяжелыми паровыми катерами и гребными шлюпками предусматривался 13-метровый кран типа «деррик», подпятник которого и рымы глухих концов подъемного полиспаста и его блока крепились к фок-мачте, специально сдвинутой для этого в корму. Две спасательные шлюпки размещались по бортам у крыльев мостика. Поскольку шлюпбалки не должны были попадать в секторы действия бортовых башен, их упорные шарниры закрепили на срезах бортов. Это положение вызвало существенное увеличение длины шлюпбалок, которые теперь должны были дотягиваться до забортного пространства, перекрывая срезы бортовых 12-дюймовых башен. В итоге в походном положении эти шлюпбалки, из-за их огромной длины, поднимали спасательные шлюпки на огромную высоту — до уровня ходового мостика корабля.

Шлюпочное вооружение линкора за годы его службы несколько раз менялось, порой весьма существенно.