РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКИПАЖА

 

«Дредноут» стал первым линкором британского флота, на котором полностью изменили размещение экипажа. До него адмиральские апартаменты, салон, кают-компания и все офицерские каюты находились в корме, а кубрики матросов и старшин — в носу. На новом линкоре все сделали наоборот. Это решение было вызвано опасением относительно того, успеет ли экипаж быстро занять свои посты по боевой тревоге из-за возросшей длины корабля. Таким образом, места размещения офицеров максимально приблизили к их основным боевым постам в рубках, на мостиках и в центральных постах, а матросов — к машинно-котельным отделениям, где была занята наибольшая часть команды.

Однако если офицеры «Дредноута» восприняли подобное новшество более или менее индифферентно, то перенесение кубриков в корму вызвало волну тревожных слухов среди нижних чинов, первоначально не ждавших от этого для себя ничего хорошего. Слухи основывались на применении на новом линкоре новомодных и невиданных доселе паровых турбин, страшный грохот и вибрацию которых будто бы совершенно не могли выдержать господа офицеры, в то время как многострадальные английские матросы могли перенести все, что угодно. Но первый же выход в море развеял эти опасения. Турбины работали так тихо и точно, что легкое сотрясение ощущалось лишь на самом полном ходу. В итоге матросы в своих кубриках наслаждались плавной качкой, характерной для кормы, и устраивали прогулки по запретным прежде шканцам, а офицерам в носу приходилось мириться с присущими полубаку недостатками.

Однако это нововведение «Дредноута», исключительно хорошо расценивавшееся всеми его командирами, не прижилось во флоте — после нескольких серий дредноутов в проекте «Кинга Джорджа V» (1910 г.), старая традиция взяла верх, и размещение офицеров и команды вернулось к существовавшему до 1905 года.