ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПОХОД

 

Сразу после начальной серии испытаний «Дредноута» в водах юго-западной Англии на действие машин мореходность и управляемость, прошедших в октябре—ноябре 1906 года его стали готовить к большому атлантическому испытательному переходу. Главной целью этого плавания должна была стать тщательная проверка всех основных качеств линкора как боевого судна, предшествующая включению его в состав британского флота. В течение декабря 1906 года на корабле окончательно завершили все доделочные работы, приняли полный штат экипажа и полный комплект всех запасов и расходных материалов для дальнего плавания. Пройдя в канун нового, 1907 года последнее докование, «Дредноут» был готов взять курс в открытый океан.

Посылая корабль в далекие просторы Атлантики, Джон Фишер поступал весьма мудро любое успешное подтверждение заложенных в проект особенностей, таким образом, прошло бы вдали от чужих глаз и ничей нескромный взгляд не смог бы проследить за кораблем, случись что неожиданное.

Первый командир «Дредноута» кэптен Реджинальд Бэкон, в свое время принимавший самое деятельное участие в создании нового линкора как член комитета, получил официальное назначение на корабль 2 июля 1906 года, во время его достройки в Портсмуте. За полгода, прошедшие с этого момента до начала похода, он приложил немало усилий к тому, чтобы сформировать на вверенном ему корабле экипаж из самых энергичных и знающих офицеров, опытных, хорошо зарекомендовавших себя по службе унтер-офицеров и наиболее подготовленных старшин — специалистов основных профессий.

5 января «Дредноут» вышел из Портсмута, взяв курс на Эрозабэй (Испания), откуда он затем отправился в Гибралтар, пополнил там запасы, вошел в Средиземное море, обогнул Сардинию и снова направился к Гибралтару После четырехдневной стоянки в этой британской базе просторы Атлантики вновь распахнулись перед кораблем, взявшим курс на Тринидад.

В большом испытательном походе «Дредноута» этот пункт назначения был выбран не случайно Огромная закрытая со всех сторон бухта позволяла почти в идеальных условиях опробовать его скоростные качества, маневренность и провести артиллерийские стрельбы при полном отсутствии волнения 3430 миль от Гибралтара до Тринидада «Дредноут» прошел 17-узловым ходом, прибыв туда 5 февраля В течение последующих шести недель, базируясь на Порт-оф-Спейн, корабль прошел серию самых различных маневров, испытаний, проб и учений. Основная часть этих действий заключалась в тренировке орудийных расчетов, доскональном освоении материальной части его мощной артиллерии и проведении курса артиллерийских стрельб. Помимо этого, проводились также прожекторные учения, занятия по развертыванию и уборке сетевой защиты корабля, торпедные стрельбы, замеры характеристик маневренности и многое другое. Ко времени отплытия в обратный путь Бэкон имел превосходно обученный и сплоченный экипаж и полностью освоенный корабль, вполне готовый к бою как отдельная военно-морская единица.

С 18 по 23 марта «Дредноут» совершил обратный переход через Атлантический океан протяженностью 3980 морских миль со средней скоростью 17 узлов, которая могла быть и больше, если бы не повреждение левого руля, вызвавшее некоторую потерю хода.

По возвращении в Англию Бэкон представил в Адмиралтейство объемистый отчет о плавании, тщательно разобрав устройство «Дредноута» и дав ему всестороннюю оценку. Командир высказал также немало предложений в части совершенствования конструкции корабля, все из которых нашли отражение в проектах линкоров, последовавших за «Дредноутом». В целом же оценка сводилась к характеристике «исключительно удачный», особенно были отмечены турбинные механизмы, без единой серьезной поломки выдержавшие поход в 10 000 миль По словам Бэкона, «ни один из членов комитета не отважился бы в свое время даже надеяться, что все нововведения, примененные в проекте, окажутся настолько удачными, насколько это имело место на самом деле» Некоторые из обнаруженных недостатков немедленно устранили. Так, лебедки для погрузки угля оказались недостаточно мощными, и к ним установили новые, более сильные моторы Помимо этого, существенно улучшили вентиляцию котельных отделений.

Успешные океанские испытания «Дредноута» дали Фишеру возможность впервые представить свое детище парламентским деятелям, делегациям различных общественных организаций и прессе. Поистине, весна 1907 года стала звездным часом для этого выдающегося корабля. От желающих посетить линкор не было отбоя. Все газеты печатали восторженные статьи о «Дредноуте» и его замечательном плавании. Отрывок из «Тайме» за 6 апреля наглядно иллюстрирует это «Несравненный успех — вот общее мнение офицеров линкора. Несомненно, не существует военного судна с поршневыми машинами, которое могло бы пройти 10 000 миль с соответствующей скоростью, без того, чтобы не перебрать хотя бы один подшипник. То есть огромное преимущество оснащения боевых кораблей турбинными двигателями продемонстрировано самым убедительным образом».

Логичным завершением океанской одиссеи стало назначение «Дредноута» флагманом Флота Метрополии. С подъемом на нем флага командующего флотом вице-адмирала Ф. Бриджмена для корабля началась повседневная служба.