СЛУЖБА

 

Вскоре после возвращения из испытательного атлантического похода «Дредноут» был включен в состав флота как флагман Морской дивизии только что сформированного Флота Метрополии (до этого Флот Канала). В этом статусе он оставался до 1911 года, после чего стал рядовым кораблем 1-й дивизии, позднее переименованной в 4-ю линейную эскадру, флагманом которой он был назначен в конце 1912 года. Начало войны «Дредноут» встретил в составе этого соединения и провел с ним весь период с августа 1914-го по июль 1916 года, когда его отослали на юг для усиления 3-й линейной эскадры, базирующейся на Ширнесс. Лишь в мае 1918-го он вернулся в Скапа-Флоу в свою дивизию.

Почти вся служба корабля прошла в водах Англии, если не считать нескольких дальних походов, когда он участвовал в крупных общефлотских маневрах у Атлантического побережья Испании, а также кратких визитов в Средиземное море в 1907 и 1913 годах. Даже в годы войны служба «Дредноута» не изобиловала яркими событиями. Во время знаменитого Ютландского сражения корабль находился в ремонте, и в итоге ему так и не удалось сделать ни одного боевого залпа по врагу.

Но однажды все же представился случай проявить себя в схватке с противником, в которой «Дредноут», созданный исключительно для поражения себе подобных в артиллерийских сражениях, стяжал лавры первого и единственного линкора, потопившего вражескую подводную лодку таранным ударом. 18 марта 1915 года, во время возвращения 4-й эскадры после отработки совместного маневрирования вместе с Гранд Флитом, было получено приказание сменить курс на Кромэтри (зарезервированная запасная база). В 12.28, в тот момент, когда эскадра уже отошла на значительное расстояние от Гранд Флита, лейтенант Пирси с «Дредноута» заметил на расстоянии около 8 кбт перископ подводной лодки. Линкор резко повернул прямо к лодке и увеличил скорость до 17,5 узла Субмарина медленно пересекала его курс с правого борта на левый, и на ней, по-видимому, просто не подозревали о приближающемся корабле. Когда расстояние сократилось до 3 кбт, 76-мм орудия «Дредноута» открыли огонь, но ни одного попадания замечено не было. В 12.35 лодка еще медленно двигалась прежним курсом, но уже через мгновение мощный форштевень «Дредноута» сокрушил ее корпус. Удар пришелся по правому борту, ближе к корме, поэтому форштевень лодки поднялся из воды, и на нем удалось ясно разобрать ее номер — U-29. За инициативный и безупречно исполненный маневр линкор получил похвалу от командующего Гранд Флитом Дж.Джеллико, форма которой сохранилась со времен бесстрашных адмиралов парусного флота: «Хорошо сделано, «Дредноут»!»

Подводная лодка U-29 погибла вместе со всем экипажем. Командиром ее был германский подводный ас Отто Веддиген, который, командуя субмариной U-9, в самом начале войны отправил на дно четыре британских броненосных крейсера — «Абукир», «Кресси», «Хог» и «Хоук».

Окончание войны застало «Дредноут» в ремонте, в ходе которого на его концевые башни устанавливались взлетные платформы для гидросамолетов-корректировщиков. В конце 1918 года эти работы, так и не законченные, прекратили — корабль начали готовить к выводу в резерв. 31 марта 1920 года объявили о продаже корабля на слом, и вскоре после этого основоположник нового поколения линкоров перестал существовать.