«ДРЕДНОУТ» И ДРЕДНОУТЫ

 

Вопрос о типе следующих линейных кораблей был поднят в британском. Адмиралтействе сразу же после того, как улеглась суета, связанная с размещением заказов и закладкой «Дредноута». Вплоть до полного окончания строительства этого уникального корабля конструкторы и строители пребывали в состоянии сильнейшего беспокойства, не решаясь развивать конструкцию будущего линкора до получения результатов испытания «Дредноута». В ожидании этого события было создано 25 предварительных проектов, представлявших самые немыслимые комбинации как по числу орудий, так и по их расположению. После того как «Дредноут» в октябре 1906 года прошел первую серию успешных испытаний, приняли решение оставить компоновку главной артиллерии такой же. Конструкторы Адмиралтейства не стали создавать принципиально новый проект, а занялись совершенствованием «Дредноута», однако улучшения коснулись, главным образом, второстепенных качеств.

Заложенные в декабре 1906-го — феврале 1907 года первые серийные дредноуты «Беллерофон», «Темерер» и «Сьюперб» сошли на воду соответственно в июле, августе и ноябре 1907 года. Головной «Беллерофон» вступил в строй в феврале 1909-го, а два его собрата — в мае того же года. При основных размерах—наибольшей длине 160,32 м (159,11м по ватерлинии), ширине 25,15 м и осадке 9,5 м — они имели нормальное водоизмещение 18596 т и 22 540 т — полное.

Их главная артиллерия полностью повторяла артиллерию «Дредноута». Новизна коснулась лишь расположения приборов контроля огня. Фок-мачта, на которой размещался основной корректировочный пост, находилась перед передней трубой, а в дополнение к ней добавили точно такую же грот-мачту в задней части надстройки. После вступления кораблей в строй стало ясно, что из этих двух новшеств лишь первое представляло определенную ценность, поскольку контрольный марс на кормовой мачте постоянно бывал окутан дымом из передней трубы. Вспомогательная артиллерия новых линкоров существенно превосходила ту, которой вооружался «Дредноут». Вместо 76-мм орудий были установлены 16 102-мм пушек, размещенных по две на крышах башен, а остальные — на надстройках. Во время ремонта 1916 года эти пушки сняли с крыш башен и разместили за щитами в два яруса на надстройке. В 1917-м «беллерофоны» получили по одной 102-мм и одной 76-мм зенитной пушке на квартердеке. Торпедных аппаратов первоначально ставилось три — один в корме и по одному с каждого борта, но во время войны кормовые торпедные трубы на кораблях были сняты.

Броневая защита линкоров класса «Беллерофон» в целом повторяла «Дредноут», а на отдельных направлениях толщина брони оказалась даже уменьшенной. Важным и единственным нововведением в систему защиты стали продольные броневые переборки, которые должны были обезопасить корабль от торпедных взрывов на всем протяжении погребов и машинно-котельных отделений. Главный броневой пояс имел толщину 254 мм и высоту 2,28 м и защищал наружный борт на протяжении между концевыми башнями. Между носовой башней и форштевнем его толщина составляла 178—152 мм, а между кормовой башней и ахтерштевнем — 162 мм. Кроме этого, выше 254-мм бортовой брони шел второй (верхний) 203-мм пояс. Носовой и кормовой траверзы также состояли из 203-мм броневых плит. Толщина горизонтального бронирования: 18 — 31 мм — средняя палуба, 43 мм — нижняя палуба, 51 — 102 мм — кубрик. Лоб и бока башен — 279 мм, тыльная стенка — 305мм, крыша — 76 мм. Барбеты башен — 254 мм выше главной палубы и 152-мм ниже ее. Боевая рубка имела 279-мм стенки и 76-мм крышу, коммуникационный колодец 127 мм. Продольные бортовые противоторпедные переборки были переменной толщины в 25 — 76 мм и достигали наибольшего значения в направлении погребов бортовых башен.

Машинная установка — такая же, как у «Дредноута», и от новых кораблей ожидали примерно на пол-узла меньшей скорости из-за их увеличенной длины и ширины. Однако после вступления кораблей в строй все они легко достигли скорости своего предшественника. Дальность плавания составляла 2930 миль 18-узловой скоростью при использовании угля и 4230 миль с такой же скоростью при угольно-нефтяном отоплении котлов. Штат экипажа — 720 человек, позднее его несколько увеличили, а на «Сьюпербе» в 1914 году он состоял уже из 840 человек.

В боевой истории всех трех кораблей этого класса не было сколько-нибудь ярких эпизодов. Их с началом войны включили в состав Гранд Флита, все три участвовали в Ютландском сражении, не получив при этом никаких повреждений. В апреле 1918 года «Темерер» вместе с «Сьюпербом» ушли в Средиземное море. Цель перехода — усиление британской Средиземноморской эскадры. В октябре 1918 года «Сьюперб» стал флагманом английской эскадры и возглавил объединенный флот союзников при проходе через Дарданеллы к Константинополю после подписания перемирия с Турцией. В ноябре оба линкора перешли в Черное море, где и оставались до апреля 1919 года, базируясь на Севастополь. В том же месяце оба дредноута вернулись в Англию и сразу же оказались выведенными в резерв, а в сентябре вслед за ними последовал «Беллерофон». И хотя последний вместе с «Сьюпербом» еще успел недолго послужить в качестве учебного артиллерийского корабля, судьба его была предрешена. В течение 1921 — 1922 годов все три корабля продали на слом.

В конце 1907 года Адмиралтейству выделили средства на постройку трех новых линейных кораблей типа дредноут. Предполагалось, что по завершении этой судостроительной программы Англия будет иметь восемь линкоров которые могли бы составить эскадру однородных кораблей. Три «беллерофона» и «Дредноут» составляли одну дивизию, три новых линкора и четвертый корабль — другую (Постройка этого четвертого корабля, получившего название «Фудройант», не состоялась, а через год его перепроектировали и заложили как «Нептун»).

Проект линкоров 1907 года основывался на проекте предшествующего «Беллерофона», хотя не обошлось и без незначительных усовершенствований. Самое важное из них — модернизированное 12-дюймовое орудие длину которого увеличили и довели до 50 калибров. Новое орудие начали разрабатывать еще во время постройки «беллерофонов». Задачей, которую при этом пытались решить британские оружейники, было получение большей начальной скорости и бронепробивной способности, чем у существовавшей 45-калиберной «десятой модели» (Мк X). Новое орудие (Мк XI) спроектировала на основе предшествующего образца также фирма «Виккерс». Начальная скорость снаряда у него равнялась 870 м/с против 840 м/с у предыдущей модели. Однако эта модернизация не оправдала ожиданий. Хотя бронепробиваемость и повысилась на 12 мм с дистанции 3000 м, но при этом значительно снизилась точность попаданий, поскольку при возросшей на 1,5 м длине орудия конструкция его в поперечном направлении была оставлена прежней, то есть не получила подкрепления с учетом возросшей гибкости ствола (повышение дульной энергии приводило к значительным колебаниям ствола в момент выстрела). Кроме того, резко ускорился износ канала ствола вследствие увеличенного заряда. Все это заставило Адмиралтейство в дальнейшем пойти по пути увеличения калибра орудий а не их длины.

Расположение башен главных орудий на линкорах программы 1907 года полностью повторяло «Беллерофон», но средняя и кормовая башни были отодвинуты на 3 м назад, чтобы компенсировать увеличенную длину новых орудий. Усилили и противоминное вооружение — 20 102-мм орудий (против 16 на «Беллерофоне») располагались на крышах башен и надстройках. Этот класс линкоров стал последним в британском флоте, имевшим противоминную артиллерию на крышах башен.

Головной корабль новой серии «Сент-Винсент» заложили 30 декабря 1907 года, через месяц (3 февраля) последовала закладка «Коллингвуда», а еще через два (2 апреля) «Вэнгарда». На воду корабли сошли соответственно в сентябре и ноябре 1908 года и феврале 1909-го. Головной вступил в строй в мае, остальные два достраивались до февраля—апреля 1910 года. Размерения составляли длина наибольшая 163,48 м (162,0 м по ватерлинии) ширина 25,64 м, осадка наибольшая 9,46 м.

Схема бронирования сохранила черты, присущие «Беллерофону» однако некоторые изменения все же были. Главный бортовой 254-мм пояс значительно продлили за концевые башни, после чего его толщина сначала уменьшалась до 178 мм, а затем до 51 мм в оконечностях у ватерлинии Выше 254-мм главного пояса шел 203-мм верхний пояс. Носовой траверз имел переменную толщину в 127 — 203 мм, а кормовой — одинаковую 203-мм толщину. Толщина средней палубы — 38 мм на участке между форштевнем и барбетом носовой башни и 18 мм — на всей остальной площади, нижняя палуба (включая скосы) защищалась 43-мм броней, кубрик, как обычно, бронировался только за пределами концевых башен — 38 мм в носу и 76 мм в корме. Защита башен и барбетов — такая же, как и у «Беллерофона». Главная рубка стенки—279-мм броня крыша 76-мм, коммуникационный колодец— 127-мм. Кормовая боевая рубка, находящаяся рядом с задней трубой, имела 203-мм стенки и 76-мм крышу. Точно такие же продольные противоминные переборки, как в проекте линкоров предыдущей серии, были применены на «сент-винсентах».

Толщина этих переборок изменялась от 25 до 38 мм в районе бортовых башен она составляла 76 мм.

Мощность машин была увеличена с 23 000 л. с. до 24 500 л. с., что позволило увеличить скорость на пол-узла. Во время 30-часовых ходовых испытаний все три корабля превысили контрактную скорость и показали соответственно 21 7, 21,5 и 22,1 узла. В целом двигательная установка новых линкоров получилась намного удачнее, чем у предшественников гораздо чаще страдавших от поломок машин. Дальность действия с максимальным запасом топлива в 2700 т угля и 850 т нефти при 10-узловом ходе составляла 4690 миль при отоплении только на угле или 6900 миль при смешанном отоплении. Экипаж насчитывал по 756 — 758 человек в мирное время и до 823 во время боевых действий.

Запоминающейся чертой этих кораблей, равно как и предшествующих им «беллерофонов», было необычное расположение грот-мачты вплотную перед второй трубой, мачты были расположены ближе друг к другу, чем ранее.

Все три корабля участвовали в Ютландском бою, причем «Сент-Винсент» и «Коллингвуд» добились многих удачных попаданий в германский линкор-дредноут «Кениг» Самым несчастливым кораблем этого класса оказался «Вэнгард», который 9 июля 1917 года во время стоянки на якоре в главной базе Гранд Флита Скапа-Флоу взорвался и затонул, из экипажа в 806 человек спаслось всего двое Причина трагедии не установлена до сих пор Но и два оставшихся корабля ненадолго пережили своего систершипа В 1919-м их вывели в резерв, а в 1922 — 1923 годах продали на слом