Артиллерийское вооружение

 

Артиллерийское вооружение «Белфас­та» и «Эдинбурга» первоначально вклю­чало 12 152-мм и столько же 102-мм ору­дий, а также два 8-ствольных 40-мм ав­томата «пом-пом» и два 4-ствольных крупнокалиберных пулемета «виккерс».

152-мм орудия Мк-XXIII с длиной ствола в 50 калибров являлись основным оружи­ем всех британских легких крейсеров пос­тройки 30-х годов, начиная с «Линдера». Первоначально они устанавливались в двухорудийных башнях Мк-XXI («Линдер», «Сидней», «Аретуза»), затем в трехорудийных Мк-ХХII (тип «Таун») и Мк-XXIII (Одинаковое обозначение орудия и башни — простое совпадение) («Белфаст», «Фиджи», «Сьюперб»). Кроме того, разрабатывались четырехствольная уста­новка для «Белфаста» и трехствольная Мк-XXIV для «Тайгера». Всего было изготов­лено 469 орудий Мк-XXIII.

 

БАЛЛИСТИКА 152-мм СНАРЯДА ПУШКИ Мк-XXIII

Дальность

стрельбы,

ярды/м

Угол

возвышения

 

Время

в полете, с

 

Угол

падения снаряда

 

Скорость

падения снаряда,

м/с

5000/4570

2° 22,7'

6,57

3°0'

591

10 000/9140

6° 14,9'

15,94

9° 51'

418

15 000/13 720

13° 6'

29,42

24° 38'

335

20 000/18 290

24° 7'

47,16

39° 52'

331

24 500/22 400

41° 4'

71,41

56° 27'

353

 

Пушка Мк-XXIII — скрепленная, с пор­шневым затвором. Башенная установка «Белфаста» создавалась на базе Мк-ХХII и внешне не отличалась от последней. Все три орудия установлены в индивидуальных люльках, причем среднее отнесено на 76 см назад — чтобы при стрельбе полными залпами на вылетающие снаряды меньше воздействовали пороховые газы из сосед­них стволов. Нижнее подбашенное поме­щение — зарядный погреб, откуда кордитовые картузы поднимались вверх по трем подачным трубам с помощью бесконечной цепи с гидроприводом. Загрузка зарядов внизу осуществлялась вручную. Снаряд­ный погреб находился палубой выше. Сна­ряды также вручную укладывались на вра­щающееся кольцо (его полная емкость — 56 штук), а затем по двум элеваторам по­давались в башню (с максимальной ско­ростью до 12 снарядов в минуту на каж­дый элеватор). Заряжание осуществлялось при угле возвышения от—5° до +12,5°. Основные отличия башни Мк-ХХII — улучшенная броневая защита вращающейся части, увеличенная глубина подпалубных отделений (снарядные и зарядные пере­грузочные отделения на разных уровнях) и более мощный насос для привода гид­росистемы (114 л.с. вместо 103 л.с.).

 

БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 152-мм орудия Мк-XXIII

Вес орудия с затвором, кг.....................................................7017

Длина орудия, мм/клб..................................................7869/51,63

Длина ствола, мм/клб ................................................... 7620/50,0

Длина каморы, мм..............................................................1041,4

Объем камор, дм3.................................................................. 28,7

Длина нарезной части, мм..................................................6486,1

Нарезы, мм .................................................................. 1,17x9,548

Поля нарезов, мм................................................................. 3,752

Вес снаряда, кг...................................................................... 50,8

Вес заряда, кг..........................................................13,6 или 14,5

Нач. скорость снаряда, м/с......................................................841

Рабочее давление, кг/см2...................................................... 3230

Макс, дальность стрельбы при угле возвышения 45°, м... 23 300

 

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 152-мм башенной установки Мк-XXIII

Вес вращающейся части, т.............................…..................178

Диаметр вращающейся части, м...................…..................5,79

Диаметр барбета, м..............................................................7,16

Расстояние между осями стволов, м..................................1,98

Величина отката, м..............................................................0,42

Макс, скорость подъема стволов, град./с ..........................10

Макс, скорость поворота башки, град./с......................5 — 7

Цикл стрельбы, с.........................................................7,5 — 10

 

Несостоявшиеся четырехорудииные башни с орудиями Мк-ХХIII должны были иметь вес 229 «длинных» т (232,8 т мет­рических) и диаметр вращающейся час­ти 5,79 м. Расстояние между стволами в каждой паре орудий, согласно эскизно­му проекту, составляло 69,85 см и меж­ду внутренними стволами обеих пар — 118,1 см. Как показали опыты, столь ску­ченное расположение орудий оказалось абсолютно неприемлемым.

В качестве зенитного калибра на «Бел­фасте» стояли 102-мм пушки Мк-XVI в спаренных палубных установках Мк-XIX. Это были одни из самых распространенных орудий в британском флоте: они стояли на линкорах, крейсерах, эсминцах и кораб­лях других классов. Длина ствола пушки составляла 4572 мм (45 клб), вес вместе с затвором — 2042 кг. В установке Мк-XIX оба ствола находились в одной люльке, расстояние между осями орудий — 53,3 см, максимальный угол возвышения — 80°. Снаряд весил 15,88 кг; дальность стрель­бы при угле возвышения 45° составляла 18150 м, досягаемость по высоте — 11 890м, скорострельность— 12 выстре­лов в минуту. Правда, на практике скоро­стрельность была ниже, так как размеще­ние погребов 102-мм боезапаса впереди носового котельного отделения сильно за­трудняло подачу снарядов. По палубе полубака от ангара до зениток пришлось про­ложить рельсовый путь и разработать спе­циальные тележки, на которые грузились боеприпасы. Такое «рацпредложение» оказалось малоэффективным, особенно в арктических водах, где обледенение па­лубы делало подобную «транспортную систему» неработоспособной. В конечном итоге именно несоответствие темпа по­дачи снарядов и скорострельности орудий заставило в 1944 году снять две 102-мм установки. Зато 4 оставшиеся в 1948 году были оснащены дистанционным управле­нием RP-50 на основе сервоприводов. Масса каждой установки увеличилась при­мерно на 2 т, зато теперь зенитная артил­лерия стала всепогодной, возросла быс­трота реакции и скорость вертикального наведения (до 15 град./с).

Малокалиберная артиллерия «Белфас­та» и «Эдинбурга» за время службы не­однократно менялась. Состав вооруже­ния кораблей и ТТХ зенитных автоматов приведены в таблицах.

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛОКАЛИБЕРНОЙ АРТИЛЛЕРИИ*

Калибр, мм/ длина ствола, клб.

Вес снаряда/заряда, кг

Нач. скорость снаряда, м/с

Дальность гориз./ верт., м

Скоро­стрельность, выстр./мин

40/40 «пом-пом»

40/56 «бофорс»

20/70 «эрликон»

0,764/0,127 0,894/0,326 0,123/0,029

732

881

838

6220/3960** 9830/7160*** 3490/3050

96 — 98

120

465 — 480

*Все данные приведены из расчета на 1 ствол.

**Для нач. скорости 701 м/с.

***Для нач. скорости 853 м/с.

 

Боекомплект «Белфаста» в 1948 году включал 2862 152-мм снаряда (1384 бро­небойных, 960 фугасных, 474 практичес­ких и 44 учебных) и 2400 102-мм (2000 фугасных и 400 осветительных).

Система управления огнем 152-мм орудий включала в себя два директора Мк-XXIII на носовой и кормовой над­стройках, оснащенных 22-футовыми дальномерами. В качестве запасных на крыльях мостика открыто стояли два 12-футовых дальномера. Информация от директоров непрерывно поступала в цен­тральный артиллерийский пост, где об­рабатывалась на механическом вычисли­теле (Fire Control Table). В 1942 году на крыше носового директора установили РЛС типа 284. Эта станция использова­лась для управления огнем орудий глав­ного калибра и оказалась весьма нена­дежной. Так, на «Белфасте» во время боя с «Шарнхорстом» в декабре 1943 года она ничего не показывала из-за интер­ференции с радиопередатчиком на час­тоте 4000 кГц; во время ремонта в 1944 — 1945 годах ее заменили на новую, типа 274, сохранившуюся до настоящего вре­мени. Английские радары сантиметрово­го диапазона, появившиеся в конце вой­ны, были весьма совершенны и быстро вытеснили своих предшественников пер­вого поколения с большой длиной волны.

Целеуказание зенитным орудиям вы­давалось тремя зенитными директорами Мк-IV. В 1942 году на «Белфасте» их за­менили новыми, с 15-футовыми дально­мерами и радарами типа 285.

Что касается радиолокационных средств обнаружения и поиска, то первым РЛС получил «Эдинбург» в 1940 году (типа 279, антенна установлена на мачте), в 1942 году на нем появилась станция типа 273, заре­комендовавшая себя как весьма надежная. «Белфаст» в том же году оснастили рада­рами типа 281, 282, 283 и 273. Эффектив­ность их была невысока: например, у стан­ции 281 в режиме сканирования ширина

луча равнялась 45°, в то время как у ана­логичного американского радара СХАМ — всего 14°. Уже к концу войны радиолока­ционное оборудование крейсера почти полностью обновили.

В то же время английские радары, не­сколько уступая американским, были зна­чительно лучше, чем созданные в дру­гих странах, включая и Германию.

 

СОСТАВ АРТИЛЛЕРИЙСКОГО ВООРУЖЕНИЯ КРЕЙСЕРОВ «БЕЛФАСТ» И «ЭДИНБУРГ»

 

152-мм

102-мм

40-мм «пом-пом»

40-мм «бофорс»

20-мм «эрликон»

12,7-мм

«виккерс»

"Белфаст» и «Эдинбург», сент.1939

4x3

6x2

2x8

__

__

2x4*

«Эдинбург», апр.1942

4x3

6x2

2x8

6x1

2x4

«Белфаст», дек. 1942

4x3

6x2

2x8

4x1 5x2

«Белфаст», май 1944

4x3

6x2

2x8

10x1 4x2

«Белфаст», май 1945

4x3

4x2

2x8 4x4 4x1

2x1 5x2

«Белфаст», авг.1945

4x3

4x2

2x8 4x4 4x1

5x1**

2x1 3x2

«Белфаст», май 1959

4x3

4x2

6x2

*По некоторым данным на «Белфасте» 4x4 — 12,7 мм.

**В том числе 2x1 «боффин» Мк-V.