Остойчивость и мореходность

 

Остойчивость и мореходность крейсе­ра в целом соответствовала принятым в британском флоте стандартам. В то же время большой «верхний» вес из-за уве­личившейся высоты установки башен привел к снижению остойчивости по сравнению с «таунами». Особенно это относится к пустому кораблю (то есть когда истрачены топливо и запасы). Так, на испытаниях 16 апреля 1939 года «Эдинбург» с тремя вариантами нагруз­ки (без запасов, с половинным запасом топлива и в полном грузу) при водоиз­мещении 10 300, 12 000 и 13 175 т имел метацентрическую высоту соответственно 0,43, 0,88 и 1,4 м. Уже в ходе войны, 2 сентября 1940 года, аналогичные ис­пытания показали следующие результа­ты: 0,37, 0,85 и 1,37 м при водоизмеще­нии соответственно 10410, 12110 и 13285т. Значения метацентрической вы­соты менее 50 см для крейсера счита­лись явно недостаточными, поэтому Ад­миралтейство рекомендовало команди­рам кораблей по мере расходования топ­лива принимать в освободившиеся тан­ки водяной балласт. Впрочем, к этой мере нередко приходилось прибегать и морякам других стран.

Усиление корпуса «Белфаста» в ходе ремонта в 1939— 1942 годах, дополни­тельное радиолокационное и зенитное вооружение настолько увеличили весо­вую нагрузку, что кораблестроителям пришлось пойти на дорогостоящую опе­рацию — увеличить ширину крейсера поч­ти на 1 м. Только после этого остойчи­вость корабля стала более или менее приемлемой.

Относительно короткий полубак крей­сера не мог предотвратить зарывания в волну во время шторма, однако в 30-е годы это считалось допустимым. Улучше­ние мореходности могло быть достигну­то только за счет увеличения размеров корпуса и высоты надводного борта, что по многим причинам в то время было невозможным. Поэтому штормовую по­году корабли периода второй мировой войны переносили хуже, чем корабли нынешние. Среди своих современников «Белфаст» выделялся в лучшую сторо­ну— главным образом, за счет высокого расположения кормовых башен и более плавной качки.

Маневренность крейсера, несмотря на увеличенную длину корпуса, была не ниже, чем у своих предшественников. Диаметр циркуляции на 12-узловом ходу составлял 585 м.