Бой у мыса Нордкап

 

После гибели «Эдинбурга» противо­борство в Арктике достигло кульминации. Немцы, понимая, что судьба войны ре­шается на Восточном фронте, делали все возможное, чтобы лишить Красную Ар­мию оружия, продовольствия, стратеги­ческих материалов и оборудования, пос­тавлявшихся из США и Англии по ленд-лизу. Главным театром боевых действий для «кригсмарине» стал Север. Союзным конвоям угрожали подводные лодки, ави­ация, перебазировавшиеся в норвежские фиорды тяжелые корабли, в том числе могущественный «Тирпиц». Лето 1942 года для стран антигитлеровской коали­ции омрачилось трагедией: из 37 тран­спортных судов конвоя PQ-17 24 были потоплены, 2 вернулись назад и лишь 11 достигли Архангельска и Мурманска. Серьезные потери понес и следующий конвой PQ-18 — еще 13 транспортов лег­ли на дно Баренцева моря. Требовалось серьезно реорганизовать систему про­хождения грузовых караванов в арктичес­ких морях и усилить их эскорт. Неудиви­тельно, что восстановленный «Белфаст» сразу же отправился на Север.

Ремонт и модернизация крейсера пос­ле подрыва на мине проходили сначала в Розайте, а с июля 1940 года в Девонпорте. 3 ноября 1942 года он вышел на ходовые испытания, а через месяц, 8 декабря официально вошел в состав флота Метрополии. Командиром «Бел­фаста» был назначен кэптен Ф.Пархэм.

В январе 1943 года корабль перешел в Скапа-Флоу и стал флагманом 10-й крей­серской эскадры («Белфаст», «Глазго», «Шеффилд», «Бермуда», «Ямайка», «Ке­ния» и «Уганда»). Поднявшийся на его борт контр-адмирал Р.Бэрнетт в течение следующего года почти не покидал мос­тик облюбованного им крейсера.

Первой арктической операцией «Бел­фаста» стало сопровождение конвоя JW-53. 15 февраля караван из 28 транспор­тов вышел из бухты Лох-Ю (Шотландия). Его непосредственный эскорт состоял из авианосца «Дэшер», крейсера «Сцилла» и 15 эсминцев; еще три крейсера — «Бел­фаст», «Шеффилд» и «Камберленд» — яв­лялись отрядом прикрытия. Конечно, для боя с германскими надводными корабля­ми (а немцы к тому времени сосредото­чили в норвежских водах «Тирпиц» и «кар­манный линкор» «Лютцов») этих сил было явно недостаточно, но встреча конвоя с грозным противником в условиях поляр­ной ночи считалась маловероятной.

Поход оказался крайне тяжелым. Вско­ре после выхода в Норвежское море кон­вой попал в жесточайший шторм. Против гигантских волн не смогли выстоять даже крупные корабли: авианосец, крейсер «Шеффилд» и 6 транспортов, получив серьезные повреждения, повернули на­зад. Остальные продолжали путь и бла­гополучно достигли портов назначения. 26 февраля «Белфаст» стал на якорь в Коль­ском заливе. Конвой JW-53 доставил в СССР рекордное количество груза — 21 748 т, в том числе 281 самолет, 309 танков, 126 авиамоторов, 10 тыс. км по­левого кабеля и многое другое. Однако 14 марта в Норвегию прибыл немецкий линкор «Шарнхорст», и угроза союзничес­ким транспортным коммуникациям со сто­роны «кригсмарине» резко возросла. Чер­чилль поспешил сообщить Сталину о том, что отправка конвоев в Россию отклады­вается до осени. Англичан не отпускал страх перед германскими линкорами, не­смотря на то, что их ВМС в совокупности были многократно сильнее.

В течение 1943 года «Белфаст», как бы приняв эстафету у своего погибшего систершипа, почти постоянно находится в арктических водах— несет патрульную и разведывательную службу. С 18 по 29 июня он проходит докование в Розайте, во время которого на крейсере допол­нительно устанавливают четыре 20-мм «эрликона». В августе корабль посеща­ет Его Величество король Георг VI.

Следующий арктический конвой JW-54 отправился в СССР двумя частями. Пер­вая (JW-54A) в составе 18 транспортов вышла из Лох-Ю 15 ноября, вторая (JW-54В) из 14 судов — через неделю. Ближ­нее прикрытие первого каравана осущес­твлял отряд крейсеров («Белфаст», «Шеффилд» и «Норфолк»), дальнее — линкор «Дюк оф Йорк» под флагом ко­мандующего флотом Метрополии адми­рала Брюса Фрэйзера. Англичане ожи­дали атаки со стороны «Шарнхорста» («Тирпиц» к тому времени уже был вы­веден из строя), но ее не последовало. С ноября по середину декабря три кон­воя в Россию (JW-54A, JW-54B, JW-55A) и два обратных (RA-54A и RA-54B) не потеряли ни одного судна. 16 декабря «Дюк оф Йорк» вошел в Кольский залив, а через три дня туда же прибыли крей­сера контр-адмирала Бэрнетта. На бор­ту «Белфаста» состоялось двухчасовое совещание командиров боевых кораблей и капитанов судов конвоя RA-55A, на ко­тором отрабатывались вопросы взаимо­действия транспортов и сил прикрытия. Помимо непосредственного эскорта два находящихся в море конвоя (вышедший 20 декабря из Лох-Ю JW-55B и обрат­ный RA-55A) должны были защищать со­единение 1 («Белфаст», «Шеффилд» и «Норфолк») и соединение 2 («Дюк оф Йорк», крейсер «Ямайка» и 4 эсминца). Многих моряков не покидало чувство, что относительно спокойный переход пре­дыдущих караванов — затишье перед бу­рей, и они серьезно готовились к бою.

Предположения англичан оказались верными. 25 декабря командующий «кригсмарине» адмирал Дениц отдал приказ контр-адмиралу Эриху Бею ата­ковать конвой JW-55B. Выход в море должен был состояться немедленно — так, чтобы смертельный удар по карава­ну транспортов нанести в ночь на Ро­ждество. Операции присвоили громкое название «Остфронт», как бы подчерки­вая ее важность для немецких сухопут­ных армий на Восточном фронте. В 19.00 «Шарнхорст» снялся с якоря и вышел из Альта-фьорда. Его сопровождала 4-я флотилия эсминцев (Z-29, Z-30, Z-33, Z-34 и Z-38). Исходя из донесений подвод­ных лодок, обнаруживших JW-55B, немцы рассчитывали перехватить конвой на рас­свете (около 10.00) 26 декабря. Если же погода и видимость не позволили бы применить артиллерию, то атаку долж­ны были провести эсминцы — торпедами с минимальной дистанции.

Однако планы немцев для англичан очень скоро перестали быть тайной. О выходе германского соединения сооб­щил по рации норвежский подпольщик Б.Рорхольт, затем британской разведке удалось перехватить и расшифровать шедшие из Берлина приказы... Соедине­ние адмирала Фрэйзера устремилось на восток, к месту ожидаемой встречи с «Шарнхорстом».

Первым противника обнаружили крей­сера соединения 1. В 8.34 26 декабря радар «Норфолка» захватил крупную цель. Через 6 минут радиолокационный контакт установил и флагманский «Бел­фаст»: на мониторе его радара типа 273 по пеленгу 295° и на дальности 32 км по­явился сигнал. Вице-адмирал Бэрнетт приказал сыграть боевую тревогу и по­вернул прямо на врага. К тому времени «Шарнхорст» приближался к конвою в одиночку: эсминцы плохо держали ход в штормовом море (сила ветра достигала 7 баллов) и адмирал Бей оставил их при­мерно в 10 милях к зюйд-весту.

В 9.00 радар «Белфаста» дал второе эхо по пеленгу 299° на дальности 22,4 км, а через 15 минут расстояние между про­тивниками сократилось до 12 км. «Шарн­хорст» все еще не подозревал о том, что он обнаружен: для большей скрытности Бей приказал выключить оба обзорных локатора. Поэтому когда в 9.24 «Бел­фаст» открыл огонь осветительными сна­рядами, для немцев это явилось полной неожиданностью.

Первая фаза боя соединения 1 с вра­жеским линкором длилась менее полу­часа. Осветительные 102-мм снаряды не достигали цели, и поэтому английские крейсера начали стрельбу по данным радиолокационных станций. Наиболее успешно вел огонь «Норфолк»:-его пер­вый же залп лег всего в 500 м от цели, а затем в течение 20 минут он добился трех попаданий в «Шарнхорст» 203-мм сна­рядами. Одно из них вывело из строя носовой радиолокатор, что вскоре пов­лияло на судьбу линкора самым роковым образом — полярная ночь и штормовая погода делали лишенный радара корабль полностью ослепшим. Последней надеж­дой немцев оставался кормовой локатор, но тот имел значительную мертвую зону в носовых углах и не мог дать более или менее полную картину обзора.

«Шарнхорст», не имевший специаль­ных артиллерийских радаров, вел огонь своим главным калибром, ориентируясь на вспышки 203-мм орудий крейсера «Норфолк». «Белфаст» и «Шеффилд» применяли заряды с новым, так называ­емым беспламенным порохом и поэто­му оставались для немцев практически невидимыми. Правда, большая дистан­ция боя (9 — 10 км) при отсутствии визу­ального контакта делала стрельбу с обе­их сторон малоэффективной.

Адмирал Бей видел главной своей за­дачей разгром конвоя и рассматривал бой с крейсерами как досадную помеху на пути к цели. Поэтому он, пытаясь уйти, прика­зал увеличить ход до 30 узлов. Крейсера Бэрнетта по сравнению с гигантом-линко­ром имели значительно худшую мореход­ность: против волны они могли идти со скоростью не более 24 узлов. Расстояние между противниками начало резко увели­чиваться; в 9.40 англичане прекратили огонь. Оторвавшись от преследователей, «Шарнхорст» вновь взялся за поиск кон­воя. Немцы не знали, что кольцо вокруг них продолжает сжиматься.

В 10.30 к соединению 1 подошли 4 эс­минца 36-го дивизиона («Маскетир», «Матчлесс», «Оппортьюн» и «Вираго»), ранее входившие в непосредственный эскорт конвоя JW-55B. К тому времени радиоло­кационный контакт с «Шарнхорстом» был потерян. Конвой изменил курс, а Бэрнетт, образовав из эсминцев противолодочную завесу, принялся прочесывать район к зюйд-осту от острова Медвежий. Он был уверен, что гитлеровский линкор ищет транспорты беззащитного каравана...

К полудню соединение 1 находилось в 9 милях от конвоя, прикрывая его со стороны вероятного появления противника. В 12.10 радар «Шеффилда» дал контакт по пеленгу 79 на дальности 24,6 км. Эхо держалось 5 минут, и англичане успели определить курс и скорость цели. Сомне­ний не оставалось: это был «Шарнхорст». Бэрнетт повернул прямо на противника. В 12.24 с дистанции около 9 км крейсера открыли огонь по данным своих радаров.

«Шеффилд» накрыл неприятельский ко­рабль уже вторым залпом, «Белфаст» — четвертым. Началась вторая фаза боя «Шарнхорста» с соединением Бэрнетта. Англичане развили высокую плотность огня: за первые три минуты дуэли «Бел­фаст» сделал 9 полных залпов, «Шеф­филд» — 5. В бой вступила даже артил­лерия эсминцев, ринувшихся в торпедную атаку, но вынужденных отойти под ураганным огнем немецкого линкора.

Серых декабрьских сумерек оказалось достаточно, чтобы дальномерщики «Шарнхорста» смогли разглядеть в оку­лярах своей цейсовской оптики силуэты английских крейсеров. Линкор изменил курс, введя в бой сразу три башни глав­ного калибра. Первым серьезно постра­дал «Норфолк»: в 12.27 283-мм снаряд попал в барбет его кормовой башни и вывел ее из строя. Второй снаряд уго­дил в центральную часть корабля и унич­тожил или повредил все радары. 7 чело­век из экипажа были убиты и 5 ранены. Правда, крейсер дал достойный отпор — две носовые башни сделали 10 залпов, добившись 7 попаданий в «Шарнхорст», но выход из строя радаров ухудшил мет­кость стрельбы, а затем и вовсе заста­вил «Норфолк» прекратить огонь.

Вторым был накрыт «Шеффилд». Хотя крейсер избежал прямых попада­ний и получил лишь незначительные повреждения от осколков, темп его стрельбы резко снизился. Плохая ви­димость вынудила отказаться от пол­ных залпов и перейти на побашенную стрельбу. В 12.40 наблюдатели «Шеф­филда» потеряли цель, и орудия крей­сера замолкли.

«Белфаст» после девяти полных залпов продолжал вести огонь только из носо­вых башен: «Шарнхорст» в очередной раз изменил курс и вышел из секторов обстрела кормовых орудий. Крейсер сде­лал 16 залпов, из которых один накрыл линкор. Но в 12.41 стрельбу пришлось прекратить — дистанция увеличилась до 11,3 км, а радар типа 284 вышел из строя.

Эта фаза боя была крайне опасна для англичан: если бы Бей поставил цель расправиться с крейсерами Бэрнетта, он при своем превосходстве в скорости смог бы это сделать без особого труда. Но немецкий адмирал, стремясь выпол­нить приказ Деница, упрямо пытался най­ти конвой, отмахиваясь от крейсеров и эсминцев, как от назойливых мух. От­дельно от «Шарнхорста» вели поиск транспортов и германские эсминцы. Око­ло 13.00 они прошли всего в 8 милях от конвоя, но так и не заметили свою цель. Вскоре Бей приказал им возвращаться в базу. Это решение адмирала было край­не опрометчивым. Учитывая, что немцы весьма смутно представляли расположе­ние английских сил и фактически не име­ли радиолокатора, присутствие пяти эс­минцев смогло бы обеспечить нормаль­ную разведку и при необходимости поз­волило отразить атаку вражеских мино­носцев.

Тем временем «Шарнхорст» шел на юг, держа курс по направлению к мысу Норд­кап. Соединение 1 гналось за ним по пя­там, пытаясь не потерять радиолокаци­онный контакт. Скорость временами до­ходила до 28 узлов, крейсера, врезаясь в набегающие валы, вздымали фонтаны брызг, но не отставали. Бэрнеттзнал, что соединение 2 адмирала Фрэйзера уже рядом и немецкий линкор мчится прямо в ловушку. Даже когда «Норфолк», а за ним и «Шеффилд» вынуждены были сба­вить скорость (на последнем сломался кронштейн гребного вала), «Белфаст» продолжал преследовать гитлеровский линкор практически в одиночку. Лишь 4 эсминца 36-го дивизиона держались поодаль, временами исчезая в брызгах штормовых волн...

В 16.32 радиолокационное эхо от «Шарнхорста» появилось на экране ра­дара линкора «Дюк оф Йорк». Через 8 минут адмирал Фрэйзер приказал «Бел­фасту» открыть огонь осветительными снарядами. В 16.47 небо озарилось яр­кими вспышками, а спустя три минуты раздался первый залп 356-мм орудий британского линкора. Только теперь контр-адмирал Эрих Бей понял, что уго­дил в западню, вырваться из которой бу­дет крайне сложно...

Стрельба англичан оказалась очень меткой — первый же залп с «Дюк оф Йор­ка» уничтожил носовую башню «Шарн­хорста» и временно вывел из строя вто­рую. Немецкий линкор повернул на се­вер, и в 16.57 по нему открыл огонь «Бел­фаст», а через 3 минуты — вовремя по­доспевший «Норфолк» (отставший «Шеффилд» был далеко позади). «Бел­фаст» стрелял по данным радара и сде­лал 7 залпов (2 полных и 5 из носовых башен). «Шарнхорст» дал два залпа по соединению Бэрнетта и повернул на вос­ток, увеличив скорость до 30 узлов.

Англичане бросились в погоню. Но те­перь «на хвосте» у адмирала Бея находи­лись не только крейсера, но и мощный линкор. Последний теоретически уступал «Шарнхорсту» в скорости на 1,5 — 2 узла, но реализовать свое преимущество нем­цам в сложившихся условиях было непро­сто. Тем более что британские снаряды вызывали все новые и новые поврежде­ния. Лишь к 18.24 Бею удалось отойти на 19,5 км, из-за чего англичане прекратили огонь. Но к тому времени «Шарнхорст» получил не менее 13 прямых попаданий 356-мм снарядами. Большая часть его вспомогательной артиллерии была унич­тожена, и Фрэйзер решил атаковать про­тивника торпедами. Участь немецкого линкора была предрешена.

Дальнейший ход боя свелся преиму­щественно к последовательным атакам британских эсминцев. Довелось приме­нить торпедное оружие и крейсерам. В 19.12 Фрэйзер приказал Бэрнетту всту­пить в бой, и через 3 минуты «Белфаст» открыл огонь с дистанции 15,5км, добившись в третьем залпе сразу двух попаданий в «Шарнхорст». Сделав 5 полных залпов всем бортом, «Белфаст» на скорости 25 узлов сблизил­ся с противником до 5,7 км и в 19.26 выпустил 3 торпеды из правого аппарата. Одновремен­но дал двухторпедный залп и крейсер «Ямайка», но оба корабля промахнулись. Крейсера развернулись, чтобы использо­вать торпедные аппараты дру­гого борта. Но успела это сде­лать лишь «Ямайка», поскольку в 19.35, как только «Белфаст» приготовился дать трехторпедный залп, подоспели эсминцы 36-го дивизиона. Дабы не поме­шать их атаке, Бэрнетту при­шлось отвернуть на юг.

Всего англичане выпустили по «Шарнхорсту» 55 торпед, пред­положительно 11 из них попали в цель. В 19.45 немецкий линкор завалил­ся на правый борт и носом ушел в воду. Вместе с кораблем погибли контр-адми­рал Эрих Бей, командир корабля капитан цур зее Фриц-Хинтце и еще 1930 находив­шихся на борту человек, включая 40 каде­тов. Англичане подобрали из воды лишь 36 немецких моряков, среди которых не оказалось ни одного офицера. В 20.40 ко­мандующий флотом Метрополии отправил в Лондон лаконичную радиограмму: «Шторм еще есть, но «Шарнхорста» уже нет. Фрэйзер».

К утру 27 декабря ветер достиг ура­ганной силы. В 8.50 локатор «Белфаста» обнаружил приближающийся самолет и отогнал его огнем зениток. Остальная часть пути до Кольского залива прошла без происшествий. Через 5 часов лин­кор «Дюк оф Йорк», крейсера «Белфаст», «Ямайка», «Норфолк» и «Шеффилд» ста­ли на якорь на рейде Ваенги. Адмирал Брюс Фрэйзер устроил торжественный прием, на котором сам получил подарок от Сталина — соболью шубу.

В последнем морском сражении в ев­ропейских водах, известном как бой у мыса Нордкап, «Белфаст» сыграл важную роль. Он сделал 38 залпов, выпустив по врагу 316 152-мм и 77 102-мм снарядов (преимущественно осветительных), а так­же 3 торпеды. Часть снарядов попала в цель, хотя точно результативность стрель­бы в сложившихся условиях оценить ока­залось трудно. При этом сам крейсер из­бежал попаданий и не потерял ни одного члена экипажа убитым или раненым. Он отомстил за погибший «Эдинбург», как бы оправдывая свой девиз (являющийся и девизом города Белфаст) «ProTanto Quid Retribuamus» — «Настолько, насколько мы можем отплатить».

Любопытно, что с точки зрения воен­но-морской тактики того времени выход легких крейсеров навстречу современно­му линкору для артиллерийского боя счи­тался просто самоубийством. Но в реаль­ных боевых условиях это было совсем не так. Бульдожьей хваткой крейсера Бэрнетта вцепились в значительно более силь­ного противника и не отпускали его, пока не заманили в ловушку. Последний мор­ской бой с последним гитлеровским сверхрейдером показал, что при плохой видимости радиолокационные средства обнаружения и управления огнем подчас играют более важную роль, чем калибр пушек и толщина брони. Сражение у мыса Нордкап стало предтечей новой эры в ис­тории военно-морского искусства.