На вечной стоянке

 

«Белфаст» простоял на приколе 8 лет. В отличие от традиций нашего флота, английский крейсер все это время под­держивался в образцовом порядке, а помещения для небольшого экипажа были даже заново отремонтированы и оснащены телевизорами. Тем не менее к началу 70-х годов стало окончательно ясно, что время артиллерийских кораб­лей ушло. «Белфаст» ждала незавидная участь — отправиться на разделочную верфь, где уже были превращены в ме­таллолом все его товарищи по оружию...

Собственно говоря, именно тот факт, что «Белфаст» остался последним британским крейсером — участником второй мировой войны, и подвигнул обществен­ность выступить с инициативой о его со­хранении в качестве корабля-памятника. Особенно бурную деятельность в этом направлении развил контр-адмирал Морган-Джайлз, в прошлом командир «Бел­фаста». Его усилия не пропали даром: власти Лондона решили сделать из крей­сера филиал Имперского военного музея. Корабль ввели в Темзу и установили у набережной напротив Тауэра. 21 октября 1971 года, в годовщину Трафальгарского сражения, состоялось его открытие для посетителей. С тех пор вот уже в течение четверти века «Белфаст» является одной из неотъемлемых достопримечательнос­тей британской столицы.

Экспозиция плавучего музея заметно отличается от, скажем, нашей «Авроры». Прежде всего посетителям доступны все «внутренности» корабля — от артилле­рийских погребов до командно-дальномерных постов. Повсюду расставлены манекены в форме моряков британского флота, в некоторых помещениях разыг­раны сценки из корабельной жизни и боевой службы. Так, в одном из отсеков в подводной части корпуса представле­на борьба за живучесть корабля при под­водном взрыве — искореженные метал­локонструкции, деревянные распорки и подкрепления, раненые матросы, мерца­ет огонь, журчит вода, сверху раздается грохот орудийных залпов...

А при подходе к одной из кают автора этих строк удивили доносящиеся из-за двери жуткие крики. Оказалось, что это зубной кабинет: манекен в халате судо­вого врача держит бормашинку, а сидя­щий в кресле манекен в форме офицера издает душераздирающий крик, записан­ный, естественно, на магнитофон.

Из экспозиции музея можно узнать массу любопытных подробностей о быте английских моряков. Например, о том, что в 1943 году на борту «Белфаста» на правах члена экипажа жил всеобщий лю­бимец кот Франкенштейн (Фрэнки). Или о том, что морякам Королевского флота с 1655 года ежедневно выдавали по пин­те рома, а в 1740 году адмирал Эдвард Верной ввел вместо рома грог (две час­ти воды на одну часть рома). Традиция раздачи грога (аналог российской «чар­ки») существовала до 1970 года...

Наглядность и продуманность экспона­тов делает посещение «Белфаста» инте­ресным не только любителям морской истории, но и людям, весьма далеким от флота. Зачастую англичане и туристы приходят на борт целыми семьями. Для посетителей на борту есть кафе, видео­зал, а при входе — магазинчик с книгами и сувенирами.

Содержание «Белфаста» обходится в 2000 фн. ст. в день, входной билет стоит 4 фунта. То есть для полной окупаемос­ти необходимо, чтобы музей посещали по 500 человек ежедневно. По будням число посетителей значительно меньше, и крейсер-памятник приходится дотиро­вать из бюджета и за счет добровольных пожертвований.