Золото «Эдинбурга»

 

Тот факт, что на борту погибшего крей­сера «Эдинбург» находилось золото, очень скоро перестал быть тайной. Ин­формация о нем появилась в английской прессе сразу же после войны, а с 50-х годов начались разговоры о возможном поиске крейсера с находящимися на его боту сокровищами. Но как это сделать? Корабль затонул на глубине в четверть километра. Кроме того, правительство Великобритании, дабы пресечь возмож­ные претензии всяческих авантюристов, объявило «Эдинбург» военным захоро­нением (как-никак на нем покоилось 57 моряков), и, следовательно, тот получал полную неприкосновенность.

Тем не менее разработка проектов подъема золота не прекращалась. На­иболее преуспел в этом англичанин Кейт Джессоп. Будучи опытным водолазом, обслуживавшим буровые платформы в Северном море, он хорошо разбирался в подводной технике, а кроме того, об­ладал способностями историка-исследо­вателя. Более 10 лет Джессоп собирал всевозможную (подчас противоречивую) информацию о последнем походе «Эдин­бурга», пока в 1979 году не решился ор­ганизовать поисковую экспедицию. Его партнером стала норвежская фирма «Столт-Нильсен». Хотя конкретных ре­зультатов экспедиция не принесла, но район поиска удалось обозначить до­вольно четко. Особенно ценной оказа­лось свидетельство капитана одного тра­улера: в его сеть попали обломки — по­хоже, с «Эдинбурга».

В следующем году Джессоп совмест­но с одной водолазной компанией из го­рода Абердина создал собственную фир­му «Джессоп мэрии рикавериз». Заин­тригованные солидным кушем, в его про­екте согласились участвовать известные корпорации — английская «Ракал-Декка» и западногерманская OSA. Первая обес­печила экспедицию электронным и гид­роакустическим оборудованием, вторая предоставила поисковое судно «Дэмптор». К тому времени у Джессопа появи­лись конкуренты: летом в районе гибели «Эдинбурга» работало судно «Дроксфорд» саутгемптонской компании «Рисдон-Бизли», но результаты его поиска остались неизвестны.

В начале мая 1981 года оснащенный по последнему слову техники «Дэмптор» отправился в Баренцево море. Ему со­путствовала удача: в первый же день поиска крейсер был обнаружен! «Эдин­бург» лежал на левом борту на глубине 250 м. С помощью видеокамер удалось даже отснять небольшой фильм.

Поисковое судно вернулось в Киркенес, откуда Джессоп срочно вылетел в Москву, а оттуда — в Лондон. Итогом пе­реговоров стало советско-британское соглашение, подписанное 5 мая. Сторо­ны договорились, что фирма Джессопа несет все затраты по подъему золота сама и в случае неудачи никакой компен­сации ей не полагается. Если же золото будет поднято, то, учитывая, что работы сопряжены со значительным риском, фирма «Джессоп мэрии рикавериз» по­лучит 45% драгоценного металла. Остав­шиеся 55% должны быть поделены меж­ду СССР и Великобританией в пропор­ции примерно 2:1, так как Советский Союз еще в годы войны получил стра­ховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков. Соответ­ственно, этот процент лежащего на дне драгоценного груза автоматически пере­шел в собственность англичан.

Отвечая на протесты ветеранов «русских конвоев», требовавших не беспокоить ос­танки погибших моряков, Джессоп заявил, что подъем золота будет осуществлен че­рез торпедную пробоину в правом борту и все остальные помещения крейсера ос­танутся нетронутыми. В течение июня во­долазы внимательно изучали внутренние отсеки «Белфаста», особенно в районе 80-го и 93-го шпангоутов.

В августе у экспедиции появилось но­вое судно «Стефанитурм», приобретен­ное фирмой OSA. Ранее оно обслужива­ло буровые платформы в Северном море, для чего было оснащено барока­мерами на 10 водолазов, глубоководным колоколом, мощными лебедками и дру­гим оборудованием.

Основные работы развернулись в сен­тябре. Попытка проникнуть в погреб с золотом через торпедную пробоину не увенчалась успехом — путь преграждали искореженные металлоконструкции и огромное количество проржавевших сна­рядов. Пришлось прорезать дополни­тельный лаз и искать путь к цели через топливные танки. Водолазы работали в чрезвычайно трудных условиях; многие из них жаловались на недомогание, что неудивительно — работы на такой глуби­не проводились впервые в истории.

Обнаружить первый 11,5-кг золотой слиток посчастливилось водолазу Джону Россье, уроженцу Зимбабве. Это слу­чилось 16 сентября. Настроение участни­ков операции резко повысилось, и они взялись за дело с удвоенной энергией. За три последующие недели удалось поднять на поверхность 431 слиток зо­лота общим весом около 5,13 т (точнее 5 129 295,6 г). На «Эдинбурге» остава­лось еще 34 слитка, но ухудшение пого­ды и крайнее утомление водолазов за­ставили Джессопа 7 октября прекратить работы. Через день «Стефанитурм» при­был в Мурманск. Общая стоимость из­влеченного золота составила более 40 млн. фн. ст. Это абсолютный рекорд в истории поиска морских сокровищ.

Подъем со дна моря оставшихся цен­ностей удалось осуществить только че­рез 5 лет. Хотя на борту крейсера оста­валось еще 375 кг золота, консорциум Джессопа распался: его компаньоны пос­читали, что предстоящие расходы могут не окупиться. В конце концов английский предприниматель продал советско-бри­танский контракт своим конкурентам — фирме «Уорлтон-Уильямс».

28 августа 1986 года новое прекрасно оборудованное судно «Дипуотер-2» вышло из шотландского порта Питерхед и напра­вилось в Баренцево море. В течение двух недель было найдено и поднято на повер­хность 29 слитков. Последние 5 так и не нашли: вероятно, при взрыве или опроки­дывании крейсера они попали в соседние отсеки левого борта, где отыскать их сре­ди разбросанных повсюду боеприпасов оказалось нереальным. 18 сентября «Ди­пуотер-2" вернулся к родным берегам, зо­лото же поделили между СССР и Вели­кобританией в той же пропорции. В одной из самых необычных глубоководных опе­раций была поставлена точка.