6"/28 пушки обр.1877 г.

 

В 1878 — 1879 годах на ОСЗ спроектировали 6"/28 пушку с каналом обр.1877 г. Первоначально для опытов использовалась 6" пушка обр. 1867 г. № 837, в которую была вставлена новая удлиненная внутренняя труба. В конце 1880 года испытали две новые 6"/28 пушки, изготовленные на ОСЗ. Кроме того, в 6"/28 пушки на ОСЗ переделали 16 6" пушек обр. 1867 г.

Длина орудия составляла 4267/28 мм/клб. На длине 2388 мм оно скреплялось одним рядом колец. Длина канала 3816/25 мм/клб, нарезной части 2875 мм. Крутизна нарезов перемен­ная (у дула — 25 клб). Число нарезов 36, глубина нарезов 1,524мм. Вес клинового замка 172 кг. Вес нового орудия с замком 4177 кг, а переделанного из обр. 1867 г. — 4341 кг.

Первоначально в б/к входили снаряды с двумя медными по­ясками длиной 2,5 клб: закаленного чугуна весом 37,26 кг и обык­новенного чугуна весом 33,4 кг с ВВ 1,95 кг. К ним был принят заряд 17,2 кг ПП пл.1,75. У 37,26-кг снаряда Vo = 535 м/с, у 33,4-кг снаряда Vg = 555 м/с и дальность 3860 м при угле +6°. Позже были приняты 41,5-кг снаряды от 6"/35 пушек и к ним заряд 21,5 кг бурого пороха. l/o = 542 м/с и дальность 6405 м при угле +12°.

На 1889 год в Морском ведомстве насчитывалось 6"/28 пу­шек (новых и переделанных): на судах БФ — 73, в запасе — 4; на судах ЧФ — 8, в запасе — 5 и два орудия на судах Сибир­ской флотилии. Итого: на судах — 83, в запасе — 9. На Балтике 6"/28 пушки имели КР «Герцог Эдинбургский» (5), «Минин» (8), «Рында» (4), «Джигит» (2), «Крейсер» (2), «Наездник» (1), «Разбойник» (2); ПБ «Не тронь меня» (2) и др. На Черном море — КР «Память Меркурия» (6) и «Березань» (3); на Сибир­ской флотилии — КЛ «Бобр» (1) и «Сивуч»(1).

Сначала 6"/28 пушки обр. 1877 г. устанавливались на дере­вянных станках от 6" пушек обр. 1867 г.

В 1879 году генерал Пестич спроектировал первый отечес­твенный железный станок для 6" орудий. Он предназначался для 6"/28 пушек и имел компрессор трения системы Амстронга. По чертежам Пестича ОСЗ в 1881 году изготовил 8 станков для корвета «Витязь», однако в ходе их полигонных испытаний в июле 1881 года произошел ряд поломок. Поэтому АО МТК решило приспособить эти станки для 6" орудий обр. 1867 г.

В 1882 году ОСЗ изготовил 6" станок Пестича нового чер­тежа. Испытания его выявили также ряд неисправностей, но за отсутствием лучшего 6 таких станков были изготовлены ОСЗ в 1883 году, а затем установлены под 6"/28 пушки на КР «Ярос­лавль» («Память Меркурия»).

В 1884 году МЗ изготовил 14 6"/28 станков Пестича для фрегата «Дмитрий Донской» по чертежам станков для КР «Па­мять Меркурия», внося при этом некоторые изменения.

Впоследствии Пестич создал проект станка со струнным компрессором для 6"/35 пушки, который мало отличался от 6"/28 станка. Новые станки заказали МЗ в качестве времен­ных для 6"/35 пушек КР «Адмирал Нахимов».

При испытании 12 октября 1887 года 6"/35 станок Пестича был поврежден, и МТК решил заказать ОСЗ 10 станков Дуброва для «Нахимова», а 10 станков Пестича отправить на перевоору­жаемые суда: КР «Минин» и винтовые клипера под 6"/28 пушки.

Станки Пестича на открытых батареях могли устанавливать­ся как постоянные бортовые или как переводные (для стрель­бы на оба борта).

Механизм вертикального наведения имел две зубчатые дуги. Угол ВН от -8° до +13 — 15°. Угол ГН около 140°. Высота оси цапф над палубой 1118 мм, длина платформы 3378 мм. Самонакатывание станка производилось за счет наклона плат­формы (на первых орудиях угол 2,5°, в последующем 5°). Вес станков с платформой от 3317 до 4193 кг. Расчет 12 человек.

В 1890 году на МЗ началась переделка станков Пестича с заменой струнных компрессоров гидравлическими. Цилиндр компрессора был закреплен на платформе, а шток связали со станком. Длина отката стала 810 мм.

В 1881 году Попов представил чертеж станка для 6"/28 пуш­ки. В 1882 году ОСЗ изготовил опытный экземпляр, в том же году его испытали зарядами 8,19— 15,56 кг. Станок не пол­ностью отвечал ТЗ, но лучших не было, и 12 станков, изготов­ленных ОСЗ, установили на КР «Владимир Мономах».

Станки коробчатые. Подъемный механизм — зубчатая дуга. Компрессор механический, наружный, системы Скотта. При откате станок двигался по станине, а при накате ставился на роульсы. ГН осуществлялось особым воротом, соединенным с зубчатым погоном системой зубчатых колес.

Угол ВН при высоте нижнего пояска порта от палубы 6096 мм -6°...+12°. Высота оси цапф от поясков 1041 мм. Длина платформы 3556 мм, длина отката 1370 мм. Угол наклона плат­формы 3°.

Кроме того, в 80-х годах часть 6"/28 пушек была установ­лена на станках, переделанных по проекту полковника Амельфина из станков от 8" пушек обр. 1867 г. Эти станки стояли на ПБ «Первенец», клипере «Крейсер» и др.