152/45-мм пушка Канэ

 

В начале 1891 года во Франции русской делегации была продемонстрирована стрельба из 120/45-мм и 152/45-мм пу­шек системы Канэ. Стрельба из них производилась унитарны­ми патронами, и французы ухитрились получить огромную ско­рострельность — 12 выстр./мин — из 120-мм пушек и 10 выстр./ мин из 152-мм.

Управляющий Морским министерством решил огра­ничиться приобретением у Канэ чертежей, не заказывая     и образцов орудий. 10 августа 1891 года был заключен договор с обществом Forges et Chantiers de la Mediterranes, согласно которому Канэ представил чертежи станков к ним, снарядов, гильз и трубок (взрывателей).

В 1893 — 1894 годах в сухопутной артиллерии проводились опыты с 6"/50 пушкой Канэ. Но в 1895 году на вооружение береговых крепостей приняли 6"/45 пушку Канэ. Другие ору­дия, в том числе 75/50-мм орудия Канэ, предлагались ГАУ, но приняты не были.

С 1892 года ОСЗ приступил к выполнению заказа. Только с 1 января 1897 по 1 января 1901 года завод сдал 135 152/45-мм пушек, а с 1 мая 1900 по 1 мая 1901 года — 46. Несколько позже производство орудий Канэ начал Пермский завод. В 1897 — 1900 годах ему заказали 37 152/45-мм орудий. (Здесь и далее речь идет только об орудиях Морского ведомства.)

В ходе войны 1904 — 1905 годов было отмечено несколько разрывов дульной части 152/45-мм пушек, поэтому после вой­ны развернули производство 152/45-мм орудий, скрепленных до дула. Их устанавливали на КР типа «Адмирал Макаров». Параллельно продолжалось производство старых 152/45-мм пушек взамен расстрелянных. Всего ОСЗ в 1909 — 1916 годах изготовил 215 152/45-мм пушек, а в 1917 году планировалось сдать 21 пушку. Пермский завод в 1914- 1916 годах выпустил 89 152/45-мм орудий, из них 9 скрепленных до дула. Послед­ний заказ Морского ведомства Пермскому заводу был на 23 орудия со сроком сдачи с 1 сентября 1917 по 1 июля 1918 года. После февраля 1917 года производство резко упало. В советское время ОСЗ и Пермский завод доделали лишь не­сколько 152/45-мм орудий.

К 25 ноября 1916 года на БФ имелось 170 152/45-мм пу­шек. К 1 апреля 1917 года на ЧФ насчитывалось 132 152/45-мм пушки, из них на судах 110, в действующей армии 14 и на складах 8.

В годы гражданской войны белые и красные интенсивно использовали 152/45-мм пушки на мобилизованных судах и железнодорожных установках. После 1924 года эти орудия применялись лишь в береговой обороне. К 22 июня 1941 года на вооружении ВМФ находилось 196 152/45-мм пушек (в том числе и пушки бывшего Военного ведомства). Из них на БФ — 82 шт., СФ — 7 шт., ТОФ — 70 шт., ЧФ и Дунайской флоти­лии — 37 шт.

152/45-мм пушки первого образца состояли из трубы, ко­жуха и муфты. Длина ствола 6858 мм. Кожух скреплял ствол на длине 3200 мм. Длина нарезной части 5349 мм. Первые пар­тии орудий имели постоянную крутизну нарезов в 30 клб, а последующие — переменную крутизну от 71,95 клб в начале до 29,89 клб к дулу. Число нарезов 38, глубина нарезов 1,00 мм. Затвор поршневой, весом 120 — 126 кг. Вес ствола с затвором 5815-6290 кг.

152/45-мм пушки, скрепленные до дула, состояли из тру­бы, трех скрепляющих цилиндров, кожуха, казенника и двух колец. Внешние очертания пушки стали существенно другими, что потребовало изменения конструкции станков. Вес пушки остался прежним.

Первоначально у всех снарядов для 6"/45 пушки вес был одинаков — около 41,4 кг. Так, бронебойный снаряд «старого чертежа» имел длину 2,8 клб и содержал 1,23 кг мелинита, взрыватель 11 ДМ. Фугасный стальной снаряд «старого черте­жа» длиной 3 клб содержал 2,713 тротила, взрыватель 9ДТ. Правда, часто, «в целях экономии» по-прежнему отливали сна­ряды из обыкновенного чугуна длиной 3,25 клб, с весом ВВ 1,365 кг черного пороха и ударной трубкой обр. 1884 г.

Фугасные снаряды обр. 1907 г. весили 41,46 кг, имели дли­ну 3,2 клб, вес ВВ 3,7 кг тротила, взрыватель обр.1913 г. В 1915 — 1916 годах снаряд обр,1907 г. модернизировали — вес увеличили до 49,76 кг, а длину до 4,1 клб. Фугасный снаряд обр.1915 г. весил 41,46 кг, имел длину 4,1 клб, вес ВВ 5,8 кг тротила, взрыватель обр. 1913 г. или МР.

В 30-е годы в боекомплект ввели фугасный снаряд обр.1928 г. весом 51,06 кг, длиной в 4,9 клб, вес ВВ 3,1 кг.

В конце 90-х годов появился сегментный снаряд весом 41,8 кг, длиной 2,7 клб. Снаряды снабжались последователь­но 16, 30 и 45-секундными трубками. Снаряд содержал от 24 до 28 сегментов.

В 1915 году стали применять шрапнель весом 41,46 кг, дли­ной 3,6 клб с 45-секундной трубкой, позже замененной ТМ-10. Вес одной пули 21,3 г, диаметр 15,9 мм. С 1915 по 1940 год было введено несколько типов осветительных снарядов. На­конец, в 1915 году приняли ныряющий снаряд весом 48,1 кг и длиной 4,67 клб, вес ВВ 10,2 кг, взрыватель НВ или НВ-2.

В 1916 — 1917 годах начали поступать химические (удуша­ющие) снаряды. Только одна партия содержала 3000 таких сна­рядов, переделанных из стальных практических.

К 22 июня 1941 года в ВМФ имелось снарядов к 152/45-мм пушкам Канэ: фугасных 65 916 шт., шрапнелей 9224 шт. и ос­ветительных 346 шт.

Пушки Канэ являлись первыми в России патронными ору­диями среднего калибра. Первоначально заряжание в них было унитарным, но затем перешли к раздельному. Журна­лом МТК от 4 июня 1901 года для этого ввели укороченную на 19,3 мм гильзу, которая только касалась дна канала. Дли­на новых гильз составляла 1095 мм, вес от 14,5 до 15,46 кг. Интересно, что в береговых 152/45-мм пушках оставили уни­тарное заряжание.

К основным снарядам был принят заряд бездымного поро­ха весом 11,5— 12 кг, а к ныряющему снаряду —1,2 кг.

                                                            Дальность стрельбы при угле, м

Снаряд                                    Va, м/с           20°            25°             40°

Фугасный обр. 1907 г.           792,5         11523       12437         14083

Фугасный обр. 1907 г.

модернизированный              752,9         14083       15546         18473

Фугасный обр. 1915 г.           792,5         14450       15912         17742

Фугасный обр.1928 г.            735            16461       18290         21765

Шрапнель                               793,5         11 895

Сегментный  

с 30-секундной трубкой        605             8643 (при 19°, предел по ТС)

Ныряющий                             228,6          3109 (предел по ТС)

 

14 января 1892 года АО МТК были рассмотрены рабочие чер­тежи 152/45-мм и 120/45-мм установок Канэ на центральном шты­ре. Чертежи утвердили и передали в производство на ОСЗ. Ус­тройство обоих станков аналогично. Подъемный механизм с зуб­чатой дугой. Угол ВН -6°. ..+20°. Угол ГН 360°. Тормоз отката гид­равлический, веретенного типа. Накатник пружинный. Длина отката 375 — 400 мм. Высота оси орудия над палубой 1150 мм. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов 1475 мм. Вес качающейся части 8300 кг. Вес щита 991 кг. Общий вес станка без орудия 6290 кг, с орудием — 14 690 кг.

Летом 1916 года Балтийский завод получил заказ на пере­делку 38 6"/45 станков Канэ для увеличения угла ВН до +25". Первый переделанный станок проходил испытания с 14 мая по 10 июня 1916 года.

Станки на центральных штырах при угле ГН 100° требовали больших портов, поэтому для закрытых батарей были введены бортовые станки. Бортовой станок вращался в горизонталь­ной плоскости на одном переднем и 4 задних катках. Ось вра­щения проходила через порт. Вес установки 6961 кг.

Для 152/45-мм орудий, скрепленных до дула, МЗ специ­ально спроектировал станок на центральном штыре. Подъем­ный механизм винтовой. Угол ВН -6°,..+25°. Угол ГН 360°. Ско­рость ВН 3 град/с, скорость ГН 5 град/с. Тормоз отката вере­тенного типа, накатник пружинный, длина отката 380 мм. Вы­сота оси орудия над палубой 1359 мм. Диаметр окружности по центрам фундаментных болтов 1475 мм. Щит башнеподобный, толщиной 76 мм, весом 3440 кг. Вес качающейся части 9170 кг. Вес станка без орудия 9992 кг, с орудием — 16 240 кг. Скоро­стрельность 7 выстр./мин. Расчет 10 человек.

Летом 1912 года был испытан станок обр.1911 г. на цен­тральном штыре конструкции ОСЗ. Угол ВН —5°...+20°. Угол ГН 360°. Максимальная длина отката 465 мм. Высота оси орудия от основания палубы 1410 мм. Вес откатных частей 6740 кг, вес качающейся части 8990 кг. Вес установки с орудием 17 330 кг.

30 мая 1912 года для БР «Три Святителя» выделили 14 6"/ 45 станков обр.1911 г. В 1916 году 6"/45 станки обр.1911 г. переделывались на Балтийском заводе, угол возвышения при этом увеличился до +25°.

6"/45 башенные установки в русском флоте изготавли­вались по собственным проектам четырьмя заводами: Ме­таллическим — 26 башен; Путиловским — 18; Обуховским — 16; Французским — 6 башен для БР «Цесаревич» (по кон­струкции близки к установкам Путиловского завода). ОСЗ изготовил по четыре башни на три БР типа «Севастополь» (Первоначально на БР типа «Севастополь» предполагалось установить восемь 8"/35 пушек в 4 барбетах по бортам, потом решено 8"/35 пушки установить в башнях, в сентябре 1892 года принято новое решение воору­жить БР двенадцатью 6"/45 пушками и сэкономить при этом 50 т веса) и на БР «Ростислав».

6" башенные установки ОСЗ, наиболее ранних выпусков, существенно отличались от установок Путиловского и Метал­лического заводов. Они оказались неудачными, и от их произ­водства пришлось отказаться. Особенностью установок ОСЗ было то, что вращающийся стол был цилиндрический, а не эл­липтический, как в прочих уравновешенных установках, но ось сдвинута по отношению к оси подачной трубы назад.

В башнях размещались станки Канэ на центральном шты­ре с демонтированным поворотным механизмом. ВН только ручное. ГН от электромотора или вручную.

Путиловский завод изготовил 12 башен для БР «Импера­тор Александр III» и «Князь Суворов». Вращающийся стол эл­липтической формы. Горизонтальные катки конические. Уста­новка центрировалась двумя системами (верхней и нижней) вертикальных катков. Станки тождественны станкам Канэ на центральном штыре. Угол ВН -6"...+20°. Угол ГН для носовой и кормовой башен 135°, для средней — 180°.

Вертикальное и горизонтальное наведение производи­лось от э/д (ВН — 2x1,5 л.с., ГН — 1x10 л.с.). Скорость ВН 3,25 град/с, скорость ГН 5 град/с.

Толщина вертикальной брони 152 мм. Вес установки без брони и орудий 49 810 кг.

МЗ изготовил двухорудийные 6" башенные установки для БР «Бородино», «Орел», «Слава» (3x6) и КР «Богатырь», «Олег», «Кагул», «Очаков» (4x2) — итого 26 башен.

Система вращалась на конических катках. Башня центри­ровалась системой вертикальных катков, а также особой цап­фой (нижним штыром).

Наибольшие отличия от других 6" башенных установок име­ли станки МЗ. Башенные станки МЗ представляли переход­ный этап от 6" станков Канэ к 6" станкам МЗ на центральном штыре. Компрессор еще откатывался вместе с орудием, но два пружинных накатника были неподвижны (они располага­лись по бокам станка). Подъемный механизм — винт, связан­ный шарниром с обоймой.

ВН и ГН - от э/д. Угол ВН -6°...+20°. Досылка сна­рядов (ручная) производилась в пределах углов заряжания (-3°, +3°). Вес одного станка без орудия 3440 кг, с орудием 9271 кг.