8" (203-мм) пушки обр.1867 г.

 

Морское ведомство в 1863 году выдало Круппу заказ на 68 8" гладкоствольных стальных заряжаемых с дула орудий для батарейных броненосцев. Впоследствии заказ уменьшили до 48. (Одновременно и Военное ведомство заказало Круппу 60 таких же пушек.)

Первые 8" орудия были получены от Круппа в конце 1863 года, к концу 1864 года — еще 28, но на суда их не ставили.

В том же 1864 году 8" гладкоствольные пушки, как уже от­деланные (длиной в 21 клб), так и болванки (длиной в 21,9 клб), было решено нарезать по «прусской» системе.

Первые четыре 8" нарезные пушки Крупп поставил в 1865 году и 26 - в 1866-м. В кампанию 1866 года ими вооружили фрегаты «Севастополь» — 9, «Ослябя»—1; ПБ «Не тронь меня» — 17, монитор «Смерч» — 2. Всего в 1868 — 1869 годах ОСЗ нарезал 27 гладкоствольных 8" пушек Круппа, поставлен­ных в 1864 году.

В 1865 году сухопутная артиллерия передала Морскому ве­домству три 8" нескрепленные пушки Крупна (№ 83, 127 и 146). Итого к 1870 году Морское ведомство имело: 8" нескреплен­ных пушек Крупна, переделанных из заряжаемых с дула,— 51 и одну пушку-образец, скрепленную кольцами, изготовленную так­же Круппом. Обуховских пушек на вооружении еще не было.

К скреплению 8" пушек Круппа ОСЗ приступил в 1870 году — по чертежам, полученным из Германии. Первая партия из 10 ору­дий в 21,9 клб поступила на завод в 1870 году, к началу навига­ции 1871 года все 10 пушек были готовы. Следующая партия из 10 орудий (5 в 21,9 клб и 5 в 21 клб) прибыла летом 1871 года. Работы осуществлялись ОСЗ при участии Ижорского за­вода в 1870 — 1874 годах. Устройство канала и каморы при переделке осталось без изменений.

Первые две 8" нарезные нескрепленные пушки, изготовленные на Обуховском заводе, испытали в конце 1867 — начале 1868 года. Первая разорвалась на 82-м, а вторая на 116-м выстреле. Больше таких орудий ОСЗ не выпускал. В 1870 году Обуховский завод изготовил первую партию серийных 8" скрепленных пушек. Она состояла из 22 единиц, но на службу поступило всего 20 орудий (установлены на суда в кампанию 1871 года). Две пушки из этой партии оставили на полигоне для испытаний. Одна из них выдержала 1300 выстре­лов. Пушка № 171 была переделана в 9" опытную пушку. Вторая серия пушек ОСЗ состояла из 15 орудий. Третья — выпускалась с 1874 года, когда АО МТК решило изготавливать орудия боль­ших калибров без перевеса казенной части.

Всего к 1879 году во флоте насчитывалась 61 пушка, выпу­щенная Обуховским заводом. На 1889 год на вооружении на­ходилось 90 8" пушек обр. 1867 г. Из них на БФ — 36 (на судах) и 40 (в запасе); на ЧФ — 4 (на судах), 8 (в запасе); в Сибир­ской флотилии — 0 (на судах), 2 (в запасе).

С 1884 по 1889 год 12 8" пушек обр. 1867 г. переделали в 8"/30 обр.1877г.

8" пушки обр. 1867 г. были установлены на плавбатареях «Первенец», «Не тронь меня», «Кремль»; броненосных фрега­тах «Севастополь», «Петропавловск», «Князь Пожарский», «Ми­нин», «Генерал-Адмирал», «Герцог Эдинбургский»; на мони­торе «Смерч»; на деревянных фрегатах «Ослябя», «Александр Невский», «Светлана», «Дмитрий Донской»; корвете «Воин» и других кораблях.

Замки у 8" орудий делались клиновые, причем у пушек про­изводства Круппа клинья были призматические, а у ОСЗ — ци­линдрические.

Переделанные орудия скреплялись 8 кольцами, а заново изготовленные — 10 кольцами.

Канал обычный — обр.1867 г., за исключением того, что у орудий Круппа камора — концентрическая, а у орудий ОСЗ — эксцентрическая, в результате чего к орудиям полагались раз­ные снаряды. В кампанию 1876 года АО МТК распорядилось так, чтобы на одном корабле не было орудий одного калибра с концентрическими и эксцентрическими каморами.

Длина ствола у пушек, переделанных из гладкоствольных, составляла 4273/21 мм/клб, а остальных — 4445/21,9 мм/клб, со­ответственно длина канала — 3759/18,5 мм/клб и 3937/19,4 мм/ клб. Глубина нарезов у всех орудий 2,29 мм. Вес замка 401 кг. Вес нескрепленных орудий 7584 кг, скрепленных 9000 — 9200 кг. Б/к 8" пушки обр. 1867 г. состоял в основном из снарядов обычного и закаленного чугуна с толстой и тонкой свинцовой оболочкой весом 73,7 — 84,8 кг. Длина снарядов равнялась 2,2 клб, в отдельных случаях 2,4 клб. Нормальное снаряжение сна­ряда обычного чугуна — 2,64 кг черного пороха.

В 1887 году были отстреляны снаряды обычного и зака­ленного чугуна с тремя медными поясками, вес снарядов 78,6 и 80,9 кг соответственно, длина 2,2 клб. Однако широкого рас­пространения они не получили.

Первоначально для 8" нескрепленных пушек обр. 1867 г. заряд составлял 12,9 кг призматического пороха пл.1,69. Но после разрыва 11" пушки Круппа (29 сентября 1871 г.) заряд решили уменьшить до 10,2 кг, а ранее принятый употреблять «только в военное время и только по броненосцам». Для 8" скреплен­ных пушек был принят заряд 14,3 кг ПП плотностью 1,69. Согласно морским таблицам стрельбы для за­ряда 10,2 кг дальность стрельбы снарядов со свин­цовой оболочкой составляла 3704 м при V0 = 375 v : и угле + 10°38', а для заряда 12,9 кг — 3704 м при Vo = 421 м/с и угле + 9°6'.

По сухопутным таблицам стрельбы дальность при заряде 10,2кг равнялась 5335 м при угле 19°27'. Баллистические дан­ные скрепленных пушек с зарядом 14,3 кг ненамного отличались от нескрепленных. Так, для снаряда закаленного чугуна со свин­цовой оболочкой весом 84,8 кг начальная скорость была 404 м/с, а для снаряда обыкновенного чугуна весом 73,7 кг — 431 м/с.

24 ноября 1876 года для 8" пушек обр. 1867 г. ввели картечь в цинковых корпусах весом 60,6 кг. Картечь содержала 72 пули диаметром 49,5 мм, вес одной — 0,614 кг. Табличная дальность стрельбы картечью 640 м.

Восьмидюймовки устанавливались на верхней палубе и в ниж­нем деке (по тогдашней терминологии — на открытой и на за­крытой батареях). По аналогии с гладкоствольными орудиями для них разработали два типа станков. Станки для открытых батарей были выше, имели больший угол возвышения, чем станки для закрытых батарей. Все станки для 8" пушек обр. 1867 г. снабжа­лись компрессорами трения (струнными).

Первоначально 8" пушки обр. 1867 г. устанавливались на деревянных станинах толщиной 203 мм. Подъемный механизм винтовой. Станок ставился на деревянную платформу, состоя­щую из двух продольных брусьев, связанных спереди дере­вянной подушкой, а посередине и сзади железными скобами. Платформа удерживалась у борта стрелой со штыром в порту. Поворот станка вместе с платформой производился поворот­ными талями и ганшпугами.

У станков для закрытых батарей угол снижения равнялся -1,5°, а угол возвышения от +5,5° до +6,5°, высота оси цапф 660 мм, длина станка 2330 мм, длина платформы 4267 — 4572 мм, ширина платформы 1314 мм, вес станка 1228 кг, вес платформы 996 кг. У станков для открытых батарей угол сни­жения -6°...-7°, угол возвышения +25°...+30°, высота оси цапф 864 — 990 мм, длина станка 2438 мм, длина платформы 4276 — 4877 мм, ширина 1314 мм. Вес станка 1183 — 1646 кг, вес плат­формы 1308 - 1529 кг.

В 1867 году Пестич спроектировал первый железный ста­нок для 8" пушки обр. 1867 г. для закрытых батарей, а несколь­ко позже и его вариант для открытых батарей. Подъемный ме­ханизм у всех станков Пестича винтовой. У станков для закры­тых батарей угол ВН -4°...+7°. Высота оси цапф 673 — 698 мм, длина станка 2159 — 2337 мм, длина платформы 3861 мм, ши­рина 1130 мм. Расстояние от палубы до нижнего пояска порта 610мм, высота порта в свету 914мм. Вес станка 1433— 1687 кг, вес платформы 1916 — 2080 кг.

Для открытых батарей угол ВН —8°...+15°, высота оси цапф 839 мм, длина станка 2210 мм, длина платформы 4877 мм, ширина платформы 1130 мм. Расстояние от палубы до нижне­го пояска порта 610 мм, высота порта в свету 864 мм, вес станка 1687 кг, вес платформы 2228 кг.

На базе станков Пестича были созданы железные станки «измененного чертежа» для фрегата «Светлана». Они были спроектированы АО МТК в 1870 году в двух вариантах: для открытой и закрытой батарей.

Фрегат «Светлана» первоначально имел на вооружении 60-фн пушки № 2, а в 1870 году его перевооружили 8" пушками обр. 1867 г. В закрытой батарее установили шесть таких ору­дий, а на открытой — четыре. В дальнейшем число 8" орудий на открытой батарее уменьшалось: в 1873 году их осталось только 2, а в 1875 году на верхней палубе были только 6" ору­дия обр. 1867 г.

В закрытой батарее «Светланы» угол ВН составлял -5°... + 10°, высота оси цапф 673 мм, длина станка 2261 мм, длина платформы 3861 мм, ширина платформы 1156 мм, рас­стояние от палубы до нижнего пояска порта 610 мм, высота порта в свету 890 мм. На открытой батарее — угол ВН -5°...+15°, высота оси цапф 825 мм, остальные параметры близки к станку Пестича.

Деревянные станки оказались слишком слабыми для 8" пуш­ки обр. 1867 г., железные станки Пестича тоже были недостаточ­но прочны, поэтому на вооружение приняли станки системы Скот­та: высокий для открытых батарей и низкий для закрытых. В кам­панию 1872 года на ПБ «Кремль» испытали два низких 8" станка Скотта, изготовленных в Санкт-Петербургском Адмиралтействе.

Станки Скотта были тяжелее и прочнее станков Пестича. Механизм вертикального наведения .для высоких станков имел две зубчатые дуги, угол возвышения +12°, а у низких орудий угол возвышения +7°. Впервые в 8" станках ввели механизм горизонтального наведения системы передка посредством зуб­чатых шестерен (угол ГН 40°).

Высота оси цапф над рамой 660/483 мм (Для высоких станков/для низких станков), а над палубой 1105/914 мм. Длина станка 2254/2304 мм. Нормальная длина отката 1524 мм.

Станки Скотта оказались настолько прочными, что в 1888 году АО МТК решило приспособить гидравлический компрес­сор к его низкому варианту. В том же году станок Скотта для 8" пушки обр. 1867 г., взятый с КР «Владимир Мономах», был переделан Металлическим заводом. Приспособленный к станку гидравлический компрессор имел два цилиндра со штоками, расположенными снаружи платформенных брусьев. Компрес­сор рассчитывался на 8"/30 пушку. Прочие механизмы станка остались без изменений.

Стрельбы проводились в конце 1888 — начале 1889 года на Охтинской морской батарее из 8"/30 пушки.