8"/30 (203-мм) пушки обр.1877 г.

 

В Морском ведомстве состояли на вооружении 8"/30 пуш­ки обр.1877 г. двух типов: новые и переделанные из 8" пушек обр. 1867 г. С 1884 по 1889 год Обуховский завод вновь изго­товил 3 8"/30 пушки и 12 переделал из орудий обр. 1867 г. Итого на 1889 год на судах было 14 8"/30 пушек и 1 пушка в запасе. Они устанавливались на КР «Минин» (4), «Герцог Эдинбургский» (4), «Владимир Мономах» (2), «Дмитрий Донской» (4). Кроме того, проектировалась новая 8"/30 пушка конструкции Бринка для вооружения КР «Адмирал Нахимов», но в произ­водство она не пошла и на вооружение не принималась.

Переделка 8" пушки обр. 1867 г. в 8"/30 заключалась в том, что со старых орудий снимались кольца, заново обтачивался ствол, вставлялась новая труба с каналом обр. 1877 г. Удлине­ние ствола производилось насадкой дульной части, надетой на заточенную часть ствола в нагретом виде.

8"/30 пушка скреплялась кольцами в один ряд. Замок цилиндропризматический клиновой.

Длина орудия 6096/30 мм/клб, длина нарезной части 4213 мм. Вес замка 447 кг, вес пушки с замком 11 613 — 12 989 кг.

Боеприпасы: бомба обычного чугуна весом 78,4 кг, длиной 2,5 клб, ВВ — 3,38 кг черного пороха; бронебойный снаряд закален­ного чугуна весом 87,8 кг и длиной 2,5 клб и бронебойный сталь­ной снаряд весом 133 кг, длиной 3,5 клб, ВВ — 2,66 кг черного пороха.

Первоначально принимался заряд 32,8 кг ПП пл.1,75. В 1892 году были составлены временные таблицы стрельбы заряда­ми 43,4 кг бурого охтинского пороха выделки 1890 года или 45 кг бурого шлиссельбургского пороха.

Заряд бурого пороха (43,4 кг или 45 кг) сообщал 87,4-кг снаряду V0= 599 м/с и дальность 4575 м при угле ВН +6" и 6405 м при угле ВН +12°.

8"/30 пушка устанавливалась на станках Вавассера на цен­тральном штыре, бортовых Дуброва (изготовления ОСЗ) и стан­ках Скотта.

Станок Вавассера стал первым станком в русском флоте для дальнобойной 8"/30 пушки. Его изготовили на Обуховском заводе и успешно испытали в 1885 году. Эти станки установи­ли на крейсерах «Дмитрий Донской» и «Герцог Эдинбургский». Для последнего станки заказали со щитами, но щиты так и не были поставлены за непригодностью. На «Дмитрии Донском» 8" станки Вавассера имели щиты.

На «Герцоге Эдинбургском» для 8" орудий ширина портов первоначально должна была быть 5943 мм, что соответствова­ло углу ГН 130°, после решения сузить порт угол ГН стал 110°.

Станок Вавассера для 8"/30 пушек относится к типу стан­ков на центральном штыре. В качестве тормоза отката впер­вые для 8" станков применялись гидравлические компрессо­ры, но откат по-прежнему происходил вдоль наклонных ста­нин поворотной рамы, а накат— под действием силы тяжести. Подъемный механизм имел зубчатую дугу. Поворотный меха­низм состоял из системы шестерен, связанных с зубчатой ду­гой. Щит с амбразурой для пушки крепился к поворотной раме.

Угол ВН составлял -5°...+12°, угол ГН 180°. Время подъема орудия с 0° до +12° — 14 с, время спуска с 0° до -5° — 7 с. Время поворота орудия на 180° силой двух человек 28 с. Дли­на отката предельная 762 мм. Вес станка 4652 кг, вес станка со щитом и основанием 8272 кг.

8"/30 бортовой станок Дуброва был специально спроекти­рован для КР «Владимир Мономах». Устройство откатной части станка такое же, как у 8"/30 станка Вавассера на центральном штыре, разница лишь в зацепах и направляющих выступах.

Верхняя часть каждой из пластин поворотной рамы представляла собой коробку, где помещалось 6 подстаночных роульсов, служащих для облегчения передвижения салазок по раме. К передней связи рамы прикреплялся зацеп, который захватывал выступ штыревого ос­нования.

Передними роульсами платформа ходила по коническому погону, составляющему одно целое с фланцем штырового ос­нования, а задними роульсами — по коническому погону. Съем­ный щит крепился не к поворотной раме, а к откатной части.

Важным отличием бортовых 8"/30 станков от 9"/35 и 6"/35 было то, что они не убирались для крепления по-походному внутрь судна, так как располагались на спонсонах.

Угол ВН составлял -5°...+12°, угол ГН 140°. Время поворо­та на 140° силой двух человек 59 с. Длина отката максималь­ная 762 мм. Угол наклона платформы 10°. Вес станка 4672 кг, вес станка с основанием, но без щита 5782 кг.