8"/45 (203-мм) пушка

 

8"/45 пушка была спроектирована на ОСЗ под руководст­вом Бринка в 1892 году. Ствол орудия состоял из внутренней трубы, двух скрепляющих цилиндров и кожуха. Нарезы прогрес­сивной крутизны. Затвор поршневой системы Розенберга. Длина нарезной части 7530 мм. Число нарезов 48. Глубина нарезов 1,65 мм. Вес замка 201 кг, вес ствола с замком 12 183 кг.

8"/45 пушки, изготовленные на ОСЗ, устанавливались на станках на центральном штыре и на одноорудийных башенных станках.

К 1 мая 1900 года ОСЗ сдал 9 пушек, а к 1 мая 1901 года — еще 4.

Одна из таких пушек экспонировалась на Парижской все­мирной выставке.

До 1903 года 8"/45 орудиями вооружались КР «Россия» (4), «Громобой»(4), «Баян» (2), а также КЛ «Храбрый» (2). В 1906-1907 годах по две пушки установили на КР «Адмирал Макаров», «Баллада» и «Баян». В 1915 — 1916 годах, при перевооружении крейсеров, число 8" орудий на КР «Баян» и «Адмирал Макаров» было доведено до трех, на «Громовое» — до восьми.

В июле — сентябре 1914 года четыре 8"/45 пушки устано­вили на открытой батарее острова Нарген и четыре на открытой батарее острова Макилото (Крепость Петра Великого).

В 1915 году производство 8"/45 пушек на ОСЗ возобновили, чтобы заменить расстрелянные орудия. В 1916 году завод сдал 9 единиц, в 1917-м планировалось сдать еще 9, а в 1918-м — 8. Однако эти последние 17 орудий доделаны не были, наивысшая степень готовности их составляла 75 %.

В ходе гражданской войны 8"/45 пушки устанавливались на плавбатареях и на железнодорожных установках Сормов­ского завода. В 20-х и 30-х годах они состояли на вооружении береговых батарей. К 22 июня 1941 года 8"/45 пушек на во­оружении не было, но они имелись в законсервированном со­стоянии. На 8"/45 станках на центральном штыре устанавли­вали 152-мм пушки Б-38.

Первоначально (до 1907 года) в состав боекомплекта вхо­дили бронебойный, фугасный и сегментный снаряды весом 87,8 кг и длиной 2,5— 2,6 клб. Причем сегментные снаряды осна­щались 45-секундными дистанционными трубками. Затем на вооружение принимаются снаряды обр. 1907 г.: фугасный ве­сом 87,8 кг, вес ВВ — 9,3 кг, длина 3,04 клб, взрыватель обр. 1913 г. и полубронебойный весом 106,9 кг, вес ВВ — 9,3 кг, длина 3,95 клб, взрыватель МРД.

В 1915 — 1916 годах в боекомплект поступают новые сна­ряды: полубронебойный обр. 1915 г. весом 112,2 кг, ВВ — 7,9 кг, длина 3,9 клб с МРД и шрапнель весом 116,8 кг, длина 3,86 клб с 45-секундной трубкой, замененной впоследствии ТМ-10, и ныряющий снаряд длиной 5 клб.

Заряжание 8"/45 пушки — картузное зарядами бездымного пороха марки 203/45. Вес заряда 29 — 32 кг, для шрапнели — 28кг.

Дальность стрельбы старым фугасным и бронебойным сна­рядами весом 87,8 кг — 11 163 м при угле +15° и 13000 м при угле +20,2°. Дальность стрельбы при угле +18° фугасным снарядом обр.1907 г. — 13 169 м, полубронебойным обр.1907 г. — 16095 м, полубронебойным обр.1915 г.— 15 920 м и шрапнелью - 13260 м.

8"/45 станки на центральном штыре были спроектированы на Обуховском заводе по образцу 6"/45 станков Канэ на центральном штыре.

Характерное отличие 8"/45 станка от 6"/45 Канэ—нали­ме двух секторов подъемного механизма вместо одного. Угол ВН -5°...+18°, угол ГН — 360°. Длина отката 429 — 476 мм. Выcота оси цапф от основания тумбы 141'0 мм, диаметр окружности крепежных болтов 2160 мм. Вес откатных частей с ору­дием 18 500 кг, качающейся части — 21 620 кг. Вес установки со щитом около 28,5 т.

Все действия с 8"/45 установкой, включая наведение, произ­водились исключительно вручную. В 1908 году на Морском по­лигоне состоялись испытания 8"/45 станка, к которому фирмой «Дюфлон и К°» было приспособлено два э/д (4 л.с. к подъ­емному механизму и 2 л.с. к поворотному). Моторы име­ли только одну скорость (3°10' в секунду вертикальную и 2°24' в секунду горизонтальную), что послужило одной из причин отказа от данной системы электрического наведения.

Одноорудийные башенные установки для КР «Баян» (по­топленного в Порт-Артуре) и «Адмирал Макаров», строившихся во Франции, были изготовлены французами, за исключени­ем станков «Адмирала Макарова», изготовленных на МЗ.

В июле 1905 года МЗ представил проект 8"/45 башенных одноорудийных установок для КР «Баян» и «Паллада». Проект оказался очень близким к французским установкам. Все четы­ре установки были сданы заводом в ноябре 1908 года и испы­таны на «Палладе» 19 августа 1910 года и на «Баяне» в мае 1911 года.

ВН производилось сектором, укрепленном на правой сто­роне станка. Угол ВН -8°...+22°. Тормоз отката гидравличес­кий, накатник пружинный. Заряжание могло производиться при углах —8°...+5°. Из всех операций электрифицировали только две — горизонтальное наведение и подачу боеприпасов, для чего имелось два электродвигателя по 5 л.с. каждый. Откры­вание затвора, ВН, досылка снаряда цепным прибойником и другие операции производились вручную. Скорость ГН от элек­тродвигателя — 2° в с, скорость ВН вручную 1,6° в с. Вес стан­ка без орудия 11 172 кг. Толщина вертикальной брони 132 мм, крыши 44 мм.